У пищепрома исчезает аппетит — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

У пищепрома исчезает аппетит

Аграрный рынок
899
Финансовые проблемы заставят украинских пищевиков повысить цены. При этом качество продуктов только ухудшится.
Из двенадцати украинских компаний, которым на днях международное агентство Fitch Ratings понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитентов в иностранной валюте с «В» на «С», половину составляют агрохолдинги.
В числе пострадавших Avangardco Investmente Plc и Ukrlandfarming PLC Олега Бахматюка, MHP S.A. и ее дочерней компании ПАО «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка, Kernel Holding SA Андрея Веревского, Mriya Agro Holding PLC Ивана и Клавдии Гут и ПАО «Креатив Групп» Станислава и Максима Березкиных. Эксперт Dragon Asset Management Илья Поркалов объясняет, что после снижения корпоративных рейтингов стоимость привлечения средств для украинских эмитентов автоматически возросла. Поскольку этот процесс происходит в период подготовки годовых отчетов эмитентов, соотношение чистого долга и его процентов к показателю EBITDA может негативно повлиять на итоговые результаты и соответственно на капитализацию самих компаний. Негативно отразится этот факт и на ранее привлеченных за рубежом средствах. Учитывая, что 2013 год стал периодом ренессанса рынка еврооблигаций у крупных пищевиков (агрохолдинги сумели разместить свои евробонды почти на $1,6 млрд.), их дальнейшее финансовое благополучие теперь находится под вопросом.
Аналитики ожидают, что в ближайшие недели на внешнем долговом рынке начнется настоящая распродажа украинских долговых бумаг. В итоге компании будут вынуждены сосредоточиться на развитии, что потребует минимальных финансовых вливаний. По словам старшего менеджера отдела корпоративных финансов и M&A компании EY в Украине Александра Романишина, «для игроков в тех секторах, где есть потенциал импортозамещения и консолидации рынка, сейчас хорошее время, чтобы усилить свои позиции». В качестве примера эксперт приводит молочную отрасль, где стоит ожидать наращивания производственных активов по переработке молока уже существующими компаниями. Противоположная ситуация — в кондитерской промышленности, где насыщение рынка настолько высоко, что единственной точкой роста может быть выход на внешние рынки путем организации производства в странах Восточной Европы или Таможенного союза. По прогнозам NewGen Research, консолидированный показатель роста пищевого сектора в 2014 году покажет отрицательную динамику, колебания которой будут в интервале 5–10% со знаком минус.
Для подобных выводов есть веские основания (помимо взятых ранее обязательств по кредитам и внешним займам) — это и давление на производителей, и рост себестоимости продукции, и стагнация доходов населения. Во-первых, репутация украинских продуктов питания на внешнем рынке оказалась серьезно подмоченной из-за прошлогодних экспортных проблем пищепрома со странами СНГ. «Задержки грузов на российской таможне свидетельствуют о том, что проблемы с экспортом некоторых товаров в РФ сохранятся и в нынешнем году», — отмечает Александр Гаврилюк. Во-вторых, на фоне продолжающегося спада объема потребления продуктов на внутреннем рынке производителям придется активно конкурировать внутри страны. Но такая конкуренция вряд ли отразится на цене.
Партнер «Делойт», руководитель группы по предоставлению услуг предприятиям сельского хозяйства и пищевой промышленности Михаил Мельник не исключает, что для удержания собственной прибыльности компании повысят цены во всех сегментах. В итоге руководитель отраслевой практики «Агробизнес», партнер КПМГ в Украине Александр Гаврилюк считает, что «поскольку большинство украинцев отдает предпочтение дешевым продуктам, можно ожидать ухудшения их качества и изменения ассортиментного ряда, особенно в тех категориях товаров, в которых импортная составляющая сырья достаточно велика (кондитерские и колбасные изделия)».
В-третьих, проблем пищепрому добавят и торговые сети, регулярно ужесточающие условия по рассрочкам оплаты за уже поставленный товар и присутствию брендированной продукции в супермаркетах. Изменение сроков оплаты сетей поспособствует раскачиванию ценовых качелей. Такая непростая ситуация приведет к корректировке ранее утвержденных стратегий компаний — вместо запланированного развития компании акцентируют внимание на сокращении расходов. Эксперты считают, что оптимизация выльется прежде всего в минимизацию затрат на внутренние процессы деятельности предприятия: уменьшение издержек на содержание офисов, сокращение численности сотрудников и заработных плат. Затем произойдет долевое перераспределение продуктовой линейки выпускаемой продукции. Помимо этого производители начнут пересматривать рынки сбыта, а также попытаются сократить издержки на сырье. «С удешевлением продукции посредством минимизации расходов на сырье качество товара неминуемо пострадает, из-за чего производители со временем рискуют потерять часть своих потребителей», — резюмирует аналитик консалтинговой компании Kreston GCG Елена Алиева.
Светлана Попель
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас