Почти санкции: Украина ужесточает отношения с Россией — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почти санкции: Украина ужесточает отношения с Россией

Казна и Политика
1430
За три часа украинские власти успели задекларировать больше мер противостояния России, чем за три недели, которые прошли с момента вторжения российских войск в Крым. На состоявшемся вчера заседании СНБО Совет принял ряд резонансных решений, которые не сводятся к практиковавшимся ранее дипломатическим нотам и призывам убрать войска из Крыма.
На сегодняшнем заседании парламента может быть законодательно закреплен новый статус Крыма как оккупированной территории. По словам министра юстиции Павла Петренко, Минюст подготовит ряд законопроектов, связанных с аннексией Крыма, в которых определит статус проживающих на полуострове граждан и пропишет механизмы обеспечения их имущественных, гражданских и экономических прав. В частности, планируется зафиксировать, что любое отчуждение имущества крымскими властями является незаконным. «Нам также было поручено подготовить соответствующие обращения в Европейский суд по правам человека относительно компенсаций и в другие международные учреждения», – сказал Петренко.
Экс-министр иностранных дел Борис Тарасюк прогнозирует огромную юридическую работу, которую предстоит провести Украине в связи со статусом оккупированных территорий. «Если отмотать ситуацию назад, я считаю, что самой большой ошибкой было решение бывшего президента Украины в 1991-1992 годах поделить Черноморский Флот и сохранить его базирование на территории Украины. Это первичная ошибка, которая привела к сегодняшней ситуации», – уверяет он.
Больше не вместе
В ответ на саботирование призывов к странам содружества прекратить агрессию России Украина выходит из состава СНГ. «Было принято решение не только прекратить председательство в СНГ, но и начать процесс выхода из СНГ», – сообщил глава СНБО Андрей Парубий.
Однако выйти из СНГ Украина сможет не раньше, чем официально в него войдет. Евгений Магда, директор Центра общественных отношений, напоминает, что Украина была основателем СНГ, но не ратифицировала его устав и де-юре не является членом содружества. Благодаря этому страна в зависимости от внешнеполитического курса и персоны у власти свободно трактовала свой статус в организации. «Если Кучме было выгодно использовать СНГ, он его использовал. Ющенко мог игнорировать членство Украины в СНГ, – напоминает Магда. – СНГ для Украины, в каком-то смысле, был «чемоданом без ручки». Политолог Кость Бондаренко отмечает, что СНГ был «просто клубом, в котором можно было уладить разные споры, в том числе торговые». «Выход из содружества ничего не меняет, это просто демонстрационный ход, выпад в сторону России – не более того», – считает он.
Однако свободный, вне СНГ, статус развязывает Украине руки в возобновлении борьбы за часть советских активов, на которые она может претендовать. Это 16% от алмазного фонда, золотовалютных запасов, вкладов советского сбербанка, самолетов, морских судов, зданий посольств за рубежом и т.д. Украина – единственное постсоветское государство, которое не подписало нулевой вариант. Альтернативой же членству в СНГ может стать ГУАМ – объединение с Молдовой, Грузией и Азербайджаном. «В 1997 году он создавался для сдерживания России. Теперь может получить второе дыхание», – полагает Магда.
Еще одно решение СНБО в ответ на аннексию Крыма – введение визового режима с Российской Федерацией. Как минимум на первом этапе о полноценном визовом режиме речь все же не идет. Граждане России смогут въехать в Украину по загранпаспортам и – возможно – подвергнуться усиленному контролю на границе. На введение новых правил уйдет несколько дней, сказал Парубий. Москва будет принимать решение об ответных мерах после получения официального уведомления Киева. Чтобы обеспечить полноценный визовый режим, Украине понадобится несколько лет на создание всей необходимой инфраструктуры, в частности, сети визовых центров на территории России.
Пассивная помощь
СНБО также принял блок решений, предусматривающих обращение к ООН. Кабмин обратится к ООН по определению территории Крыма демилитаризованной зоной – этот статус предполагает, что войска и России, и Украины должны покинуть эту территорию.
Кость Бондаренко отмечает, что общество зачастую совершенно напрасно воспринимает ООН как некую высшую силу, которая вернет Украине Крым и выгонит «зеленых человечков» с полуострова. «Ничего подобного не будет», – уверен он. Инструментарий ООН ограничен – организация может осудить агрессию России, принять соответствующую резолюцию и не признать аннексию полуострова. Тогда Крым останется просто непризнанной территорией, которых на карте мира сейчас немало. Россия обладает правом вето как постоянный член и один из фундаторов ООН. Европарламентарии уверяют, что точечные санкции против России – это максимум поддержки, на который может рассчитывать Украина. «Они четко дают понять, что воевать за нас никто не будет. И разрывать экономические отношения с РФ – тоже», – констатирует Бондаренко.
Проблема также в неопределенном статусе происходящего в Крыму. Если Украина начнет боевые действия, то утратит статус жертвы агрессии, а с ним и право на обращение в ООН. «Обращается, как правило, государство – пострадавшая сторона. Но Россия формально не оглашала войну Украине – вот в чем проблема», – говорит политолог.
Тем не менее, вопрос аннексии Крыма необходимо поднимать постоянно, чтобы мир убеждался в агрессивных намерениях России и чтобы в очередной раз Россия противопоставляла себя всему цивилизованному миру, уверен Магда: «В политическом смысле это в интересах Украины». Тем не менее, вероятность того, что у России сдадут нервы – минимальна. Если Владимир Путин фактически нивелировал смысл Будапештского меморандума 1994 года, который на протяжении 20 лет воспринимался украинским руководством как истина последней инстанции, то решение генеральной ассамблеи ООН вряд ли станет для России сдерживающим фактором.
Активизация реакции украинских властей на крымский конфликт совпала с возвращением в страну Юлии Тимошенко, которая после освобождения находилась на лечении в Германии. Связи тут нет, уверяют политики. Бондаренко также уверен, что Юлия Тимошенко принципиально не влияла на ход крымского конфликта в силу того, что де-юре она не является представителем власти и членом правительства. «И кроме того, не думаю, что она наделала бы столько глупостей. При всем неоднозначном к ней отношении уверен, она действовала бы умнее, чем нынешняя власть», – резюмировал он.
Анна Ковальчук, Богдан Хлимоненко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас