И снова будьте здоровы, "дорогие друзья"! — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

И снова будьте здоровы, "дорогие друзья"!

Казна и Политика
7512
Обещания иностранных правительств и международных финансовых организаций по их готовности поддержать Киев в борьбе с экономическим кризисом служат своеобразными успокаивающими таблетками на фоне новостей из Крыма и юго-восточных регионов Украины, а также московских заявлений. Пока эти обещания остаются только обещаниями, как и угрозы приструнить путинский режим серьезными санкциями.
Украинское правительство всячески демонстрирует готовность выполнять требования МВФ, а соответствующие планы сокращения госрасходов выдаются на гора в лучших стахановских традициях.
Но означает ли это, что принципиально изменится и политика, которая исповедуется на Печерских холмах, а оздоровление системы государственных финансов окажется таким серьезным, что статуса “пациента МВФ” удастся в недалеком будущем избавиться? В этом приходится все больше сомневаться, потому что все чаще действия (как и бездействие) новой-старой власти вызывают все более серьезные вопросы. Особенно это касается кадровой политики, удивление по поводу которой по мере распределения “хлебных” должностей только растет.
На всех парах
Однако очевидная благосклонность, с которой главу украинского правительства встречают во время его нынешних многочисленных визитов, вселяет надежду, что Киеву в этот раз удастся договориться с МВФ о новом соглашении stand-by, которое является условием выделения остальных пакетов и пакетиков внешнего финансирования. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард по итогам встречи с премьер-министром Украины Арсением Яценюком в среду, 12 марта, подтвердила заинтересованность фонда в оказании помощи Украине. Миссия МВФ еще продолжает свою работу в Киеве (она была продлена еще на неделю, до 21 марта, с целью “проведения переговоров для разработки программы экономических реформ”), но уже прозвучала целая серия заверений (в основном из украинских трибун), что стороны “не будут затягивать переговоры о новой программе сотрудничества и завершат диалог как можно быстрее”. Объемов помощи пока не называют – их определят после завершения работы экспертов МВФ в Киеве.
Миссия Всемирного банка, который также анонсировал выделение Украине 3-миллиардного финансирования, по данным источников DT.UA, собирается прибыть в Киев уже в понедельник, 17 марта. Похоже, что разговор с иностранными эмиссарами действительно проходит сейчас на одном языке, “по той простой причине, что у нас нет другого выбора”.
Пока информации об основных положениях меморандума о сотрудничестве с МВФ, что готовится, поступает очень мало. И это отчасти определено условиями кредиторов, которые не хотят заранее политизировать процесс обсуждения очень болезненных норм. Но, с другой стороны, если на этот раз Киев все-таки серьезно настроен выполнять взятые обязательства (фактически это программа макрофинансовой стабилизации экономики), то стране придется жить в этих условиях минимум три ближайших года. И поскольку эти условия в той или иной степени касаются практически каждого украинца, обнародовать основные нормы меморандума к подписанию, пожалуй, не мешало бы, иначе общество в результате получит что-то вроде кота в мешке.
Как сообщил в понедельник министр финансов Александр Шлапак, интенсивные переговоры с миссией МВФ, а также работа правительства по сокращению расходов позволят ожидать поступления первого транша финансирования уже в апреле 2014 г. Однако выделению средств должно предшествовать решение парламента о секвестре госбюджета.
Секвестр, кстати, мог бы потребоваться не такой уж жесткий, если бы государству наконец удалось навести хоть относительный порядок в сфере госзакупок – гигантский источник экономии на расходах. При этом очевидно, что только разработки и принятия даже самого совершенного закона будет недостаточно – дальнейшая “окопная” борьба с откатами и взятками будет “тяжелой и изнурительной” (если она будет).
Поиски источников экономии продолжаются полным ходом. В частности, уже было объявлено, например, о намерении правительства сократить 42 госпрограммы и пересмотреть 82 решения предыдущего правительства относительно отдельных госпроектов. И хотя многие из них и так фактически не финансировались, это якобы должно помочь государству сэкономить 48 млрд грн (неужели?).
Поражает оперативностью появления минфиновский проект плана мероприятий по реализации кабминовской программы деятельности – уже на четвертый день после утверждения парламентом состава правительства и самой программы. Причем на 46 страницах помещены десятки очень серьезных задач, которые необходимо выполнить в невероятной спешке – уже до конца мая текущего года.
Объявленное господином Яценюком намерение сократить расходы отечественного госбюджета на 65-80 млрд грн, проработав этот вопрос уже к концу марта, волнует воображение. И пусть Александр Шлапак уже немного подкорректировал эту сумму в сторону уменьшения (до 50 млрд грн, в которые были определены скрытый дефицит госказны в 2014-м), довольно интересно будет посмотреть на список “жертв” этого секвестра, который и станет ключевым индикатором реальных намерений новой власти.
Кому порежут?
Одними из первых в этом списке оказались работающие пенсионеры, которых пригрозили лишить 50% пенсионных выплат. И хотя эту информацию во вторник опровергла министр соцполитики Людмила Денисова, урезать социалку все же придется, иначе зачем тогда было объявлять, что Украину ждут “жесткие реформы социальной сферы”? Таких реформ страна уже требует давно, как и кардинального пересмотра системы социальных выплат, львиную долю которых выделяют в явном несоответствии с принципами социальной справедливости. Достаточно вспомнить памятное заявление Тигипко, что только 23% всех социальных льгот получают действительно бедные граждане. Грызет сомнение, что объявленные намерения сократить надбавки и дополнительные выплаты для медработников “неотложной помощи”, единовременную выплату в десять минзарплат и предоставление жилья молодым специалистам, которые согласились работать в селе, и др. помогут принципиально решить эту проблему.
Очевидно, что для хотя бы частичного устранения огромного социального “нарыва” на системе госфинансов (когда и здесь выпал уникальный исторический шанс) требуются значительно более смелые и, главное, системные шаги. Тем более, что согласно результатам последних опросов социологов, почти две трети населения Украины (59,8%) пока готовы к непопулярным реформам, поддерживают введение жесткой экономии и сокращение расходов бюджетных средств.
Анонсированный министром финансов план по сокращению госрасходов на финансирование милиции, прокуратуры и Службы безопасности Украины еще нужно увидеть. А вот местные органы власти уже оказались в списке пострадавших. Хотя на самом деле постановление о прекращении капитальных и “любых других расходов” муниципалитетов к погашению их долгов по энергоносителям и зарплатам только констатирует текущее положение дел, при котором они (капзатраты) и так практически находились в разряде фантомов.
В категорию “эфемерных субстанций” рискует попасть и предусмотренная планом правительственных мероприятий борьба с “конвертами” и “налоговыми ямами”, а также теневым оборотом спирта и ликеро-водочных изделий. Точнее, борьба и разборки обязательно будут (причем настоящие и серьезные), но их реальной целью может в очередной раз с высокой вероятностью оказаться не ликвидация явлений как таковых, а лишь их переход под новые “крыши”.
Чиновничью братию, для которой объявлена тотальная экономия и сокращение расходов на госаппарат (что премьер уже успел продемонстрировать лично показательными перелетами в эконом-классе и переездами в американских поездах), тоже вряд ли следует всерьез принимать во внимание в жертвенном контексте. Ведь до сих пор каждый из “крестовых походов” против интересов бюрократии, регулярно объявлявшийся вновь прибывшими президентами и правительствами, всегда обращался профанацией с обратно пропорциональной громкости озвученных деклараций результативностью.
Результаты всех инициированных ранее “системных” админреформ или отдельных эпизодических нововведений в борьбе с коррупцией и бюрократией сводились, как известно, только к увеличению количества бюрократов и росту коррупции.
И если все действия власти при Януковиче свелись к централизации и концентрации всего и вся (полномочий, функций, денежных потоков и т.п.), то ее сменщики, которые наглядно с трибуны Майдана видели, во что вылился явный перебор в этом направлении, уже объявили главной своей мантрой тотальную децентрализацию.
Анонсированное намерение пересмотреть налоговые льготы объявлялось еще прошлым Кабмином. С этой идеей активно носился бывший министр доходов и сборов Клименко, и соответствующий пункт даже был записан в черновом проекте меморандума с МВФ образца мая 2013-го. Однако заставить поступиться интересами представителей аграрного, металлургического, фармацевтического и других лобби в Верховной Раде и за ее пределами не удалось даже при “послушном” парламенте времен Януковича. Интересно, как быстро окончательно развалится гармония в парламенте, которая уже начала шататься, как только под угрозой отлучения от бюджетного пирога окажутся “сильные мира украинского”? Не потому ли так тихо и непонятно звучит информация о намерении повысить рентные платежи за разработку национальных недр и полезных ископаемых?
Традиционно объявляемые новыми правительствами планы вернуть из Кипра и других оффшорных юрисдикций капиталы, выведенные из Украины с нарушением закона, с помощью обращений в компетентные органы иностранных государств с ходатайством об их аресте наверное вызывают кривую улыбку сомнения не только у “неверующих противовсехов”, но и у самих авторов этой декларации. Ибо столько по этому поводу уже бумаги исписано, а что реально вернули? Фамилию хотя бы одного крупного политика, олигарха или им подобных субъектов, чьи деньги вернулись в Отечество, напомните?
И Бог с ним, с возвращением, поставить бы мало-мальски надежный заслон существующему оттоку капиталов. Однако пункт из минфиновского проекта “внедрения инструментов контроля над трансфертным ценообразованием” сформулирован подозрительно расплывчато, если учесть, что соответствующий закон в прошлом году уже был принят по инициативе ликвидированного Миндоходов, и сейчас должна была бы идти речь об ускорении имплементации его (закона) норм. Среди них – требование о предоставлении нового формата отчетности крупного бизнеса уже до 1 мая с.г. Попытки перенести эти сроки уже были, и подозрительное молчание правительства по трансфертной теме внушает опасения относительно возможности спуска процесса имплементации подзаконной нормативки на тормозах. Точно также, как это уже ранее было со многими непопулярными у крупного бизнеса законами. Итак, новый перенос станет еще одним красным сигнальным маячком для общества, что антиоффшорные декларации в который раз так и останутся декларациями.
Лес рубят…
Помочь этому может путаница, которая возникла в ходе “очень уместно” затеянного разделения таможенной и налоговой служб в рамках объявленной ликвидации Министерства доходов и сборов. Это очень сомнительное с точки зрения своевременности (и логики) решение было явно нацелено на получение имиджевых очков среди предпринимателей, которые так не любят фискалов (“Минздох все же сдох!”), да и выглядит вполне в модном нынче децентрализационном духе. Впрочем, дело, вероятно, не только в происках популизма.
Каждый, кто “в теме” и не кривит душой (а не просто ненавидит фискалов из-за имеющегося жизненного опыта), как минимум, усомнится в целесообразности такого шага и удивится его поспешности. И пусть существование отдельного от Минфина фискального министерства – действительно вопрос дискуссионный, но вот мотивация отката назад в виде разделения ведомства на два госоргана так отчетливо и не была озвучена. Исходя из пояснительной записки, сопровождающей решение КМУ, необходимость реформирования Миндоходов возникла из-за “несовершенства, неуправляемость и возможности использования коррупционных составляющих”. Однако как новое разделение служб позволит устранить все вышеуказанные недостатки, которыми налоговая и таможня “славились” и порознь, пока ни слова. Итак, “реформирование” рискует свестись исключительно к расформированию – и на этом все.
Кстати, лучшие мировые практики (среди примеров – США и Великобритания) свидетельствуют об эффективности, наоборот, слияния фискальных ведомств под одной крышей. Здесь вам и объединение баз данных и внедрение единых информационных систем, и возможность внедрения посттаможенного аудита и других видов анализа, упрощение процедур и сокращение чиновничьих штатов. Все эти процессы, следует признат , после создания МДСУ в ведомстве продолжались, причем довольно быстрыми темпами – централизация и автоматизация процедур при господине Клименко прорабатывалась эффективно. Проблема только в том, что все эти процессы были заточены и работали на благо в основном только одной украинской Семьи. Теперь же надо было просто поменять задачи и жестко пресечь коррупцию в ведомстве и над ним.
Между тем новая “децентрализация процесса администрирования налогов и сборов” чревата для бизнеса увеличением количества письменных запросов из вновь разделенных ведомств, их перекрестными проверками, отсутствием единых стандартов процедур контроля и т.п.
Но это, очевидно, слабые аргументы, если для формирования устойчивой парламентской коалиции понадобилась появление должности, которую не нужно согласовывать с Майданом, но можно использовать “полезнее” чем пять министерских. Тем более, что и еще одна должность – главы Минсоцполитики – после инициированного возвращения туда ряда административных функций становится значительно более “весомой” и интереснее. И поскольку именно передел функций оказался прерогативой для бютовки Людмилы Денисовой, которая вернулась на эту должность, то получается, что этого министра-“камикадзе” больше интересуют не обещанные Яценюком давно перезревшие непопулярные реформы социалки, а связанные с администрированием ЕСВ и социальных фондов денежные потоки. Оно, может, и правильно – почему бы не “вернуть взад” функции, которые стали ничьими после ликвидации Миндоходов? Но, помня о коррупционных скандалах, в которые были втянуты и именно Минсоцполитики, и его новый-старый руководитель, настойчиво напрашивается вывод, что от банальной перестановки чиновничьих полномочий сумма бюджетных потерь не изменится.
К слову, о бюджетных потерях. Интересно, просчитывал кто-то практически неизбежный негативный эффект от затеи с новой пертурбацией в налоговой и на таможне на поступления в госбюджет, который трещит по швам? Ведь, если судить по пафосности заявлений о катастрофичности нынешнего состояния госфинансов (“государственная казна пуста, потому что выполнение плана Государственной таможенной службой составляет 50%”, а поступления в государственный бюджет по системе государственной налоговой администрации “не выше 65%, фактически массовые неплатежи”), их состояние имеет сейчас критическую государственную важность. Однако практически неизбежная как минимум частичная потеря “работоспособности” основных ответственных за наполнение госказны служб в процессе новой реорганизации, очевидно, никого особенно не смущает. Как и их длительная “безголовость”. Поэтому неизвестно пока и то, кто в конечном итоге ответит за миллиарды гривен, которые проплывают мимо госказны.
Кадры решают
То ли предупреждая непростые вопросы в свой адрес, то ли переживая о собственном политическом имидже, “главный камикадзе” страны и здесь умудрился сыграть на публику. Во время встречи с Европейской бизнес-ассоциацией, которая состоялась в прошлый понедельник, он предложил аудитории срочно (за один день) выдвинуть из своих рядов кандидатуры главных налоговика и таможенника. При этом он пообещал сделать соответствующие назначения уже через день (в прошлую среду, 5 марта с.г. – Ю.С.), “потому что мы находимся в крайне сложной ситуации”.
В результате решение было обнародовано с опозданием на неделю. Главой налоговой стал инвестбанкир Сергей Белоус, который работал не только в западных, но и в российских компаниях. На должности заместителей министра доходов и сборов и председателя ликвидационной комиссии МДЗУ были назначены Виталий Науменко и Владимир Хоменко. Первый будет заниматься таможенной службой, второй – созданием Службы финансовых расследований (!). Последняя, по словам министра Кабинета министров Остапа Семерака, будет создана “на базе различных подразделений, которые были разбросаны по другим центральным органам власти и осуществляли расследование в экономической сфере”. В этом случае движение в противовес принципу децентрализации объясняется, конечно, “благими мотивами” – “правительство стремится изменить ситуацию, при которой предпринимателю приходится отчитываться перед представителями различных органов” (логика, обратная разделению Миндоходов).
Такой вот постфактум: оказывается, прошлогодние скандалы вокруг создания подобной службы не заставили новую власть позаботиться о необходимости сделать инициативу прозрачной . Потому не только плана, а даже какой-то очередной концепции реорганизации фискальных служб никто пока не смог обнародовать. К слову, на интересные выводы в этом контексте наталкивает более ранняя попытка устроиться в высотке на Львовской площади одного из идеологов создания “финпола” Андрея Головача (уже даже начал было проводить собеседования с претендентами на должность в налоговой).
Примечательно и то, что в процессе отбора кандидатур руководителей налоговой и таможенной служб (вести соответствующие переговоры, по информации СМИ, премьер Яценюк уполномочил бывшего члена Партии регионов и председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника) много претендентов на должность с крупнейших аудиторских компаний отказались от этого предложения. Одной из главных причин называлась недостаточность делегированных полномочий для реальной и глубинной реорганизации ведомств.
Между тем порядок там наводить необходимо в кратчайшие сроки, потому что за последние несколько недель, видимо, не только приблизились мечты миллионов украинцев о европейском будущем, но и реализовались мечты отдельно взятых таможенников о получении “хотя бы метра границы во временно-постоянное бесконтрольное пользование”.
Или чего стоит появление в СМИ информации о том, что действиями налоговой как минимум до самого последнего времени руководили неизвестно кем уполномоченные и не обремененные какой-то встречной ответственностью “общественные контролеры”.
Проверки и изъятие документов, которые проводились не понятно на каком основании, тема отдельного разговора и рассмотрения, но в соответствии с собственными же заявлениями общественных контролеров ими было остановлено преступное возмещения НДС на сумму, ни много ни мало, около 5 млрд грн (впоследствии А.Шлапак назвал несколько иную цифру – 3,5 млрд, но поддержал тезис о незаконности выделения возмещения, сообщив о росте задолженности по возврату налога до 17 млрд грн).
Правда, ни в первом, ни во втором случае не было названо конкретных причин его отнесения к категории преступного, хотя львиная доля средств якобы должна быть выделена в так называемом автоматическом режиме для компаний, которые отвечают критериям “благонадежности”. В итоге среди пострадавших оказались, например, “АрселорМиттал”, “Индустриальный союз Донбасса”, “Мотор Сич”, Полтавский ГОК, “Кернел”, “Каргилл” и многие другие, которые не досчитались десятков и сотен миллионов гривен тех же оборотных средств, которые сейчас в таком дефиците у бизнеса и дороговизны – у банков. Получается, что теперь даже не 50%, а все возмещения НДС будут распределяться в ручном режиме? И к кому теперь нужно ходить на поклон договариваться?
По данным источников DT.UA, по состоянию на 13 марта с.г. невозмещенный остаток НДС составляет 33 млрд грн, из которых в счет будущих платежей предусмотрено 16 млрд, а до поступления на расчетные счета плательщиков – 17 млрд. Из этих 17 млрд активные к возмещению почти 10 млрд, остальные находятся в судах или на проверке.
Между тем по инициативе работающих в Украине иностранных компаний проблема возмещения НДС уже давно стала важным пунктом переговоров официального Киева с иностранными институциональными кредиторами. Так, необходимость наладить возврат НДС в автоматическом режиме (что позволяет устранить в этом вопросе “ручной” произвол, предвзятость и коррупцию) уже не первый год значится среди требований о выделении финансирования все того же МВФ. При этом (обязательное условие!) должны быть четко определены прозрачные и понятные нормативно-правовые требования – критерии для компаний, которые на этот режим могут претендовать, а их список – быть открытым и публичным. Это требование украинской стороной, кстати, уже было раньше выполнено (хотя к самим критериям и возникали обоснованные вопросы). В уже упомянутом выше прошлогоднем варианте проекта меморандума с фондом значилось обязательство украинской стороны не накапливать просроченной задолженности по возврату НДС и в кратчайшие сроки довести до 70% долю возмещения, которая будет возвращаться компаниям в течение не более 30 дней (то есть фактически в автоматическом режиме).
Именно эту цифру (70%) назвал Арсений Яценюк во время своей встречи с предпринимателями в ЕБА, пообещав такое обязательство выполнить. Если в прошлом году доля автоматического возмещения составляла в среднем 50%, а в январе текущего года достигла 77% (из возмещенных 5,2 млрд), то в прошлом месяце в результате действий “заинтересованной” общественности эта доля стала мизерной – лишь 226 млн из возмещенных 1,4 млрд (16%). Так что пока, значит, слова расходятся с делом.
Вслед за целым рядом очень противоречивых министерских назначений подошла очередь “второй волны”. Получение должностей президента “Энергоатома” Юрием Недашковским, а головы “Укртрансгаза” – покупателем печально известных “вышек Бойко” Валерием Ясюком объясняется их связью с “любыми друзями” позапрошлого президента Виктора Ющенко – Николаем Мартыненко и Давидом Жванией (первого из них, как известно, сейчас называют “серым кардиналом” действующего премьер-министра).
И вот уже в банковских кругах циркулируют активные слухи, что одним из главных претендентов на должность первого зампреда в НБУ метят… казначея ассоциированного с этими самыми господами проблемного банка… Эх, мельчают ведомства, хоть и растут аппетиты!
И сможет ли общественность эти аппетиты утолить – тоже вопрос. Ведь если во Львове протесты общественности пока разрешили только сорвать торжественное представление на должность прокурора области Владимира Гураля (но не само назначение), то в большинстве других подобных случаев об интересах общественности говорить не приходится.
Очевидно, что сегодня, как и в 2004-м, слова все чаще расходятся с делами в одном из ключевых пунктов, которые должны стоять на повестке дня новой власти – реальной, а не только декларативной борьбе с коррупцией (если, конечно, восстановление страны и ее экономики – это всерьез).
А если нет, то все программы, и те, которые подписываются, и те, что ожидают подписания, неизбежно ожидает очередная профанация, множество которых страна увидела в последние десять лет. Ключевые должности во власти и так “завоевали” люди, которые имеют к Майдану только декларативно-трибунное отношение. Теперь настала очередь распределения основных “плодов” этих “завоеваний”. Кому они достанутся?
Страна уже имеет поучительный постреволюционный опыт образца 2005-го, когда на волне борьбы с наследием “преступного кучмовского режима” исповедовался революционный подход – “разрушить старое до основания”. В результате многие государственные структуры через реорганизации, перетряски и потерю квалифицированных кадров на длительное время потеряли нормальную работоспособность. В возникшем ющенковском бардаке началась затяжная борьба за полномочия при полном отсутствии желающих брать на себя ответственность. Печальный итог – полное разочарование беспорядочной демократией и резкий крен общественных настроений в пользу призванной навести порядок сильной руки и, как результат, реванш Януковича. Вряд ли подобные сценарии соответствуют мыслям и чаяниям не только украинского общества, но и его сегодняшней политической верхушки. И это – совпадение интересов, вселяет надежду на успешность дальнейших трансформационных процессов в обществе.
Впрочем, это – отстраненные высокие материи, а пока возвратившиеся во власть думают, видимо, о материях значительно более приземленных…
Юрий Сколотяный
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас