Что ждет Крым после 16 марта: будущее пенсий, льгот и статуса полуострова — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что ждет Крым после 16 марта: будущее пенсий, льгот и статуса полуострова

Казна и Политика
21388
Сейчас никто не сомневается, что в воскресенье, 16 марта, в Крыму проведут референдум, результат которого известен заранее. После этого на запланированном 21 марта заседании Госдума России проголосует за вхождение Крыма в состав России.
Как отметил в комментарии Delo.UA глава Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко, “впервые со Второй мировой войны происходит изменение границ Европы, а именно присоединение части территории одной страны к другому государству. Аннексии со времен Гитлера еще не было”.
Но сейчас властям Украины и жителям Крыма нужно думать о том, что будет после 16 марта. Delo.UA решило разобраться, каков будет статус полуострова, будут ли крымчане получать пенсии из бюджета Украины и как будут регулироваться права собственности, оформленные согласно украинскому законодательству.
Закон “Об оккупированных территориях”
В первую очередь, по мнению юристов, после 16 марта Верховной Раде Украины необходимо принять закон “Об оккупированной территории Украины”, подобный тому, который был принят в Грузии после “пятидневной войны” августа 2008 года (этим законом устанавливается особый правовой режим на оккупированных территориях Абхазии и Южной Осетии). Именно этот документ является единственным выходом для одновременного соблюдения интересов территориальной целостности Украины и разумного расходования средств бюджета.
Отметим, что закон “Об оккупированных территориях” в Грузии предусматривает ограничение на свободное перемещение и экономическую деятельность на оккупированных территориях. В частности, согласно закону, граждане иностранных государств могут входить на оккупированные территории только с основной территории государства, “проникновение иностранных граждан на территорию Абхазии и Южной Осетии “со всех других направлений”, включая Россию, наказуемо Уголовным кодексом Грузии” (при первом нарушении — штраф 400 лари (около $250), при повторном — тюремный срок до четырех лет).
Закон также запрещает осуществление экономической деятельности (предпринимательской и непредпринимательской), если она нуждается в разрешении, лицензии или регистрации в соответствии с законодательством Грузии. Он также запрещает воздушное, морское и железнодорожное сообщение, а также международные транспортные перевозки, добычу природных ресурсов и денежные переводы. В то же время в законе указывается, что всякая экономическая деятельность может осуществляться с разрешения грузинского государства. Более того, положение закона, которое запрещает экономическую деятельность, имеет силу обратного действия и касается всех тех сделок, которые состоялись с 1990 года.
“Законом “Об оккупированных территориях Украины” могут регулироваться как правила въезда/выезда и пребывания на территории Крыма, так и правовой статус, права и социальные гарантии местного населения с точки зрения законодательства Украины”, — поясняет Леонид Гилевич, юрист ЮФ “Ильяшев и Партнеры”.
В законе должны быть расписаны все обязанности государства Украина по отношению к жителям Крыма: статус граждан Украины, проживающих в Крыму; обозначенные границы территории страны; статус украинских военнослужащих на полуострове. И, что особенно важно, — вопрос признания легитимности президентских выборов 25 мая 2014 года, если таковые не будут проходить на территории Крыма.
Необходимость данного закона обусловлена и тем, что после присоединения Крыма к России жители полуострова массово начнут получать российское гражданство (если до сих пор не сделали этого). Сложность состоит в том, что с одной стороны, в России разрешено двойное гражданство, а значит, Москва не будет требовать от крымчан сдать украинские паспорта. “В тоже время в соответствии со ст. 2 закона Украины “О гражданстве”, если гражданин Украины приобрел гражданство иного государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины”, — отмечает Леонид Гилевич. Киев просто не может лишить крымчан украинского гражданства, а соответственно, такие лица сохранят за собой все права, которые дает гражданство Украины.
Пенсии из украинского кармана
Придется ли гражданам страны фактически из своего кармана платить пенсии крымчанам, которые при этом не хотят быть частью Украины?
Здесь очень важно, какой статус будет иметь территория Крыма (с точки зрения Киева) в случае ее фактического отторжения от Украины. В соответствии с законом Украины “О пенсионном обеспечении”, назначение и выплата пенсий производятся по месту жительства. “Очевидно, что украинские власти будут продолжать считать Крым территорией Украины, но в таком случае существующее украинское законодательство не позволит каким-либо образом уменьшать права крымского населения на обязательные выплаты и помощь со стороны Украины”, — отмечает Леонид Гилевич.
В тоже время, согласно ст. 92 того же закона, гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу, пенсии не назначаются. Таким образом, для избежания выплат пенсий жителям Крыма Украине придется признать Крым “заграницей”, что, безусловно, кажется маловероятным.
Открытым остается вопрос предоставления нефинансовых гарантий пенсионерам-крымчанам. “Будет ли им гарантироваться бесплатный проезд, право на оздоровление, протезирование и т.д. на территории Украины? И как будут отличать “украинского пенсионера” от “крымского пенсионера”? Настоящее законодательство не дает ответов на такие вопросы”, — отмечает Андрей Павлишин, юрист юридически-консалтинговой компании “Де-юре”. Вполне возможно, что в законе “Об оккупационных территория” Украина будет гарантировать право на бесплатное получение образования и бесплатно предоставлять медицинскую помощь крымчанам-гражданам Украины, но только на территории Украины (а не на территории полуострова).
Россия может обмануть
Принимая во внимание тот факт, что крымские власти планируют войти в состав России на правах субъекта федерации, стоит вспомнить о “Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения” от 13 марта 1992 года. Ст. 1 соглашения гласит: “Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают”. Следовательно, если Крым войдет в состав Российской Федерации, пенсии крымчанам будут платить согласно российскому законодательству. Неуплата взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не лишает права на пенсию на территории РФ. Любое лицо, получившее гражданство РФ и проживающее на территории РФ, имеет право на минимальную пенсию. Другой вопрос, каким будет размер минимальной пенсии. Но уже сейчас можно сказать, что фактически пенсии крымчанам будут оплачивать из кармана простых россиян, которые исправно платили налоги в российскую казну.
По расчетам лидера российской оппозиции Бориса Немцова, число пенсионеров в Крыму составляет 560 тыс. человек. Средняя пенсия — 1400 гривень, или около $150. Средняя пенсия в России 11 тыс. рублей, или около $300, то есть в два раза выше, чем в Крыму. “Дополнительно на содержание крымских пенсионеров нужен миллиард долларов в год”, — заявил оппозиционер.
Юристы отмечают, что вопрос пенсионного обеспечения крымчан в случае вхождения Крыма в состав РФ будет регулироваться законодательством России, а также договором о присоединении Республики Крым к Российской Федерации, в котором будет устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. И здесь кроется большая опасность для жителей Крыма.
По мнению Андрея Павлишина, не исключен вариант, что крымчане останутся вообще без пенсий. Согласно ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, все народы имеют право на самоопределение. “В силу этого права народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие, — отмечает юрист. — Соответственно, “самоопределившийся” народ, объявивший свою территорию независимой республикой, должен самостоятельно обеспечивать свое экономическое и социальное развитие”.
Таким образом, если в договоре о присоединении Крыма к России, составленном юристами Кремля, будет прописано, что социальное обеспечение жителей Крымской республики должно осуществляться за счет бюджета Республики, денег на социальные выплаты в таком бюджете может не хватить.
Крым не получит независимость
Как ни прискорбно, но в конечном итоге Крым, скорее всего, так и не получит такой желанной независимости.
Как отмечают юристы, согласно Конституции Российской Федерации, в ее составе могут находиться республики. Однако это не означает, что такие республики являются носителями государственного суверенитета. “Разъяснение по этому вопросу дается, в частности, в постановлении Конституционного Суда России от 7 июня 2000 года. В нем указывается: Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Следовательно, использование в Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия “республика” не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера”, — поясняет Андрей Павлишин.
Таким образом, независимость Крыма от Украины превратится в зависимость от России без какого-либо суверенитета и автономии (которые есть сейчас у полуострова в составе Украины и которую Киев готов еще больше расширить), без собственных вооруженных сил и с передачей части собственности Крыма в собственность Российской Федерации (зданий, военных баз и других активов). “Отличная” перспектива.
Дарья Куренкова
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас