Война войной, а «поток» по расписанию — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Война войной, а «поток» по расписанию

Энергетика
3989
Агрессия на территорию Украины не мешает параллельной реализации и других «мирных» планов РФ. На удивление, именно сейчас обрел актуальность проект строительства моста через Керченский пролив, который соединит территорию РФ и АР Крым. Также возможным станет ускорение строительства морской части газопровода «Южный поток». Вероятно, у самопровозглашенной власти Крыма появился соблазн реализовать несколько совместных проектов, в ущерб и жертвуя целостностью Украины. В частности, сооружение газопровода в формате через Крым или в его непосредственной близости, позволит «Газпрому» значительно сократить маршрут и затраты на строительство.
Пока что на уровне слухов, которые в свете событий в Украине, и в частности в Крыму, обретают реалии, известно, что «Южный поток» может быть проложен через Крым («Южный поток» как один из приоритетов агрессии России в Крыму», 3.03.2014 г., http://joinfo.ua/politic/855723_Yuzhniy-potok-odin-prioritetov-agressii-Rossii.html). С одной стороны это можно объяснить технологической сложностью прокачки газа на расстояние 925 км по глубоководному газопроводу (до 2250 м) без промежуточной компрессорной станции (КС), которая, в указанном случае, может быть расположена в Крыму. С другой – укладка труб по маршруту вблизи побережья Крыма (в пределах экономической зоны Украины), на глубинах до 1500 м, отбросит необходимость промежуточной КС и существенно облегчит условия укладки, эксплуатации магистрали в будущем.
Здравый смысл говорит о том, что подобная альтернатива изменения маршрута не является стратегически дальновидной для РФ, но события последних дней, а именно ввод войск РФ в Крым в марте 2014 г., свидетельствует, что здравый смысл – далеко не главное, что берется во внимание, когда речь идет об усилении геополитического влияния. Учитывая то, что РФ пообещала выделить Крыму $6 млрд. («Россия выделит Крыму 6 млрд долл США. Совсем скоро», 3.03.2014, http://neftegaz.ru/news/view/120667), не остается иллюзий об отсутствии мотивации у новоявленных, пророссийских лидеров южной украинской автономии на столь дерзкие и антигосударственные перемены. Не исключено, что указанная сумма может образоваться в т.ч. и вследствие снижения стоимости «Южного потока» в «крымском» варианте.
Изначально обреченный на конфликт
Газопровод «Южный поток» задумывался для обхода территории Украины. В 2007 г. его проектная мощность анонсировалась на уровне 30 млрд.куб.м, ввод в эксплуатацию морского участка – на 2013 г., а начало поставок газа – на конец 2015 года. Однако со временем планы были несколько скорректированы, т.к. у РФ не было определенности в вопросах:
- возможностей РФ в использовании ГТС Украины (в случае получения контроля над ней – проект «Южный поток» утрачивал актуальность, или был бы отложен на неопределенный срок);
- оптимальной мощности (нужно было «задавить» объемом конкурента, так и не начатый 31-миллиардный «Набукко»);
- маршрута, т.к. самый кротчайший морской участок проходил бы в экономической зоне Украины, а сухопутные по Европе – в коридоре «Набукко» и др.
Шерше ля газ?
Все более очевидным становится то, что за вторжением РФ в Крым, газовая тема занимает далеко не последнее место. Свидетельство тому, что на фоне оккупации уже осуществлен захват государственного предприятия «Черноморнефтегаз», а с ним и шельфовых месторождений Черного и Азовского морей. Получение контроля РФ над территорией Крыма делает как никогда реальной возможность прокладки «Южного потока» по укороченному маршруту – через полуостров.
В начале марта 2014 г. глава «Газпрома», отчитываясь премьер-министру РФ о сроках ввода «Южного потока», мотивировал его актуальность так: «…Запад пока не сможет обойтись без российского газа, азербайджанский МГП TANAP-TAP не готов, Сирия стойко защищается от попыток построить МГП из Катара до Средиземного моря». К сожалению, появляется все больше подтверждений тому, что все указанное достигнуто не без усилий РФ. Если на вопрос: почему РФ помогает Сирии, ответ очевиден: Катар – ее крупнейший газовый конкурент, то за оккупацией Крыма не сразу бросаются в глаза газовые богатства шельфа Украины (за счет которых страна планировала обеспечивать энергетическую независимость страны), а также открывающиеся возможности для грандиозных планов РФ в черноморском бассейне, которые существенно расширяются с получением контроля над Крымом.
Сухопутные участки «Южного потока», как в РФ, так и в Европе, уже спроектированы, строительство в Болгарии и Сербии уже началось. Но именно сооружение морской части газопровода вызывало большие сомнения многие годы, в частности сроки начала и маршрут. Сведения об этих параметрах не были однозначны т.к. реализация проекта зависела от того, как долго Украина будет противиться продаже своей газотранспортной системы (за $5 млрд.). Похоже, теперь, момент истины наступил. Несмотря на неоднократный перенос сроков начала строительства морского участка, старт работ совершенно удивительным образом совпадает с периодом оккупации Крыма Россией, в то время как сроки окончания проекта были давно известны – декабрь 2015 года. Случайностью это никак не выглядит. Скорее это вариант, который рассматривался Россией давно, но по «критическому пути», на случай если Украина таки не сдаст свою ГТС, как это уже сделали Беларусь (за $5 млрд.), Кыргызстан (за $1), Армения (за политическую поддержку).
«Южный поток»: от переноса сроков – дата не изменяется
Морская часть газопровода является основным элементом системы «Южный поток». Несмотря на пока что невиданные технологические сложности (глубина укладки труб до 2250 м, протяженность 925 км) с которыми «Газпром» столкнется при строительстве морской секции, неоднократный перенос сроков старта не повлиял на дату завершения укладки труб по морю.
Стоит признать, что развернутая «Газпромом» деятельность в рамках проекта уже мало у кого вызывает сомнения относительно реализации конечной цели.
Изначально, старт строительства морской секции был запланирован на декабрь 2012 г., и уже тогда «Газпром» сообщал о вводе в эксплуатацию 1-й нитки газопровода – в конце 2015 г. (на полную мощность – в 2018 г.).
Однако, в июне 2012 г., в период, когда Украина в очередной раз оценивала свою ГТС, вероятно, дабы ускорить процесс и помочь определиться с цифрой, «Газпром» сообщил о корректировке схемы реализации проекта «Южный поток». Согласно ей, не исключалось, что стройка морского участка может начаться на 3 месяца раньше плана – в сентябре 2012 г., а срок реализации проекта в целом сдвинулся на год раньше – на декабрь 2017 года.
По данным Управления информации ОАО «Газпром» на 26.11.2013 г., начало укладки 1-й нитки морской части системы «Южный поток» было намечено на середину 2014 г., а уже 11.02.2014 г. старт перенесен на осень 2014 года. И опять, не смотря на очередной перенос срока старта проекта: «Поставки газа в Европу по МГП Южный поток начнутся в декабре 2015 г.», – докладывал глава «Газпрома» А.Миллер премьер-министру РФ Д.Медведеву 4 марта 2014 года.
Если строительство сухопутных участков газопровода на территории РФ (более 2000 км) уже идет полным ходом, в странах Центральной и Восточной Европы (суммарно ~1455 км), при наличии ТЭО и созданных СП для строительства, сейчас более чем реальны, то возможность монтажа морского участка с учетом специфических особенностей максимум за 13 месяцев – уже на грани реального.
Уже известно, как быстро РФ строила свои морские газопроводные мега-проекты. В среднем за месяц прокладывалось 44 км («Голубой поток», длина 396 км, глубина до 2150 м) и 82 км («Северный поток», длина 1224 км, глубина до 110 м). Для «Южного потока» (длина 925 км, глубина до 2250 м) планируется осуществить укладку труб в море со скоростью 71 км/месяц! Даже с учетом авторитетности компании Saipem, высокой технологичности ее флота, а также многолетнего опыта сотрудничества с «Газпром» в строительстве всех российских «потоков», подобные планы вызывают скепсис.
Война войной, а «поток» по расписанию
Подводные «потоки» РФ
«Голубой поток» – был первым крупным проектом РФ, который прошел через море и, пока что, является самым глубоким (2150 м). Общая протяженность магистрали составила 1213 км, в т.ч. более 60 км – на суше РФ, 396 км – морской участок, около 750 км – по территории Турции.
Сооружение морского участка «Голубого потока» длиной 396 км длилось с сентября 2001 г. по май 2002 г., т.е. потребовало ~9 месяцев. 30 декабря 2002 г. «Голубой поток» был сдан в эксплуатацию. Промышленные поставки газа начались в феврале 2003 г., и в 2013 г. достигли 13,4 млрд.куб.м, при номинальной мощности 16 млрд.куб.м/год.
«Северный поток» – следующий морской проект, который в 3 раза длиннее «голубого», но уложен на значительно меньшую глубину (до 110 м). Укладка 1-й нитки длилась с 6 апреля 2010 г. по 5 мая 2011 года. Первая из двух ниток была введена в эксплуатацию в ноябре 2011 года.
Каждая нитка газопровода состоит из трех секций, соединенных с помощью гипербарической сварки прямо на морском дне в двух точках, на глубинах ~80 и 110 метров. То есть, на укладку 1224 км газопровода на глубину моря до 110 м потребовалось около 15 месяцев.
В 2013 г. через «Северный поток» было прокачано 23,5 млрд.куб.м. Ожидается, что в 2014 г. поставки газа могут составить 36,5 млрд.куб.м, при номинальной мощности 55 млрд.куб.м/год. «Южный поток». Планы монтажа подводной части чрезмерно оптимистичны. С учетом многократного переноса сроков старта, их выполнение в установленные сроки возможно только в случае корректировки маршрута морского участка.
Проектом предусмотрено сооружение 4-х ниток газопровода диаметром 812,8 мм по дну Черного моря с укладкой на максимальную глубину до 2250 м. Они будут проложены от головной компрессорной станции «Русская», которую построят на российском побережье, до приемного терминала «Паша-дере» (побережье Болгарии вблизи Варны). Общая длина укладываемых труб составит 3,7 тыс. км.
Таким образом, согласно планам, для сооружения морской части «Южного потока» будет максимум 13 месяцев, что на фоне былых успехов в реализации других «потоков» выглядит невероятным.
Начиная с объема поставок газа 15,75 млрд.куб.м/год в 2016-2017 гг., постепенный ввод всех 4-х ниток позволит в 2020 г. достигнуть максимума заявленных мощностей. Но это все гипотетически, т.к. проблемы эксплуатации такого «рекордсмена»: самого длинного и самого глубоководного газопровода, на полную мощность (63 млрд.куб.м/год) еще малоизучены, а поддержка проекта ЕС и его будущее не очевидны, в т.ч. в свете понятности тактики, применяемой РФ для расширения своего геополитического влияния и границ. Однако нет ничего невозможного, свидетельствуют реальные дела.
Еще до вторжения в Украину, проект «Южный поток» стал предметом претензий со стороны Еврокомиссии. Минэнерго РФ 6 декабря 2013 г. сообщило о получении официального письма от ЕК о необходимости пересмотра договоров, заключенных со странами-транзитерами для строительства газопровода. ЕК сочла, что двусторонние соглашения по «Южному потоку» с рядом стран Европы: Австрией, Болгарией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Сербией, – нарушают законодательство ЕС, и ожидала их пересмотра. ЕК потребовала привести соглашения в соответствие с нормами 3-го энергопакета ЕС. Но позже, 20 января 2014 г., отказалась от этой идеи. Теперь, переговоры ЕК и РФ по проекту «Южный поток» будут отложены – как ответ на кризис в Крыму.
«Южный поток» с фантазиями на крымскую тему
В свете изложенного, вполне реалистично выглядит возможность ускорения сроков строительства очередного мега-проекта РФ за счет сокращения протяженности маршрута и укладки труб на значительно меньших глубинах (до 1500 м). Причем, если сокращение маршрута может быть несущественным (~100 км), то скорость укладки может значительно возрасти, что позволит в запланированный срок реализовать проект и обеспечивать его надежную эксплуатацию в будущем. Речь может идти о колоссальной экономии средств, исчисляемой миллиардами долларов, часть из которых, видимо, обещана Россией – самопровозглашенному крымскому руководству.
Война войной, а «поток» по расписанию
Кроме всего, в таком варианте решается еще одна сверхзадача для РФ – «Южный поток» не будет зависеть от Турции, через экономическую зону которой планировался уже популяризированный в массах «новый» маршрут. Однако именно Турция, многолетний член НАТО, еще не озвучила мнения относительно захватнических действий РФ в Крыму и возможных путей разрешения созданного конфликта, хотя имеет на то полное право. Что ускорит реализация проекта по «старому» маршруту.
До настоящего времени самым протяженным (520 км), и одним из глубоких (1127 м) морских газопроводов, считался «Зеленый поток», соединивший Ливию и Италию (8 млрд.куб.м/год). Теперь «Южному потоку» уготована судьба прослыть «самым»: самым протяженным глубоководным газопроводом, а также самым скандальным, так как ценой независимости «братского» государства в ХХІ веке подобные проекты еще не создавались.
Несмотря на то, что в марте 2014 г. всему миру стали очевидны средства, тактика и стратегия достижения РФ желаемого, противопоставить ей мало что удается, да и на открытое противостояние решатся немногие, а дипломатическое урегулирование конфликта затянется на неопределенный срок, в то время как угроза независимости и энергетической безопасности Украины усиливается. Без поддержки ЕС и его сторонников Украина – обречена.
Александр Лактионов, кандидат наук
Главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи”
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас