Как разгрести наследие Азарова? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как разгрести наследие Азарова?

Казна и Политика
3267
Николай Азаров возглавил правительство в марте 2010-го, став частью новой вертикали власти. Многие украинцы связывали с ней надежды на перемены. И вертикаль (президент, правительство, ВР, НБУ) сначала действительно пыталась провести реформы. Но потом внутренняя сущность ее членов преобладала, поэтому эти преобразования получились нелепыми, все достижения были быстро нивелированы провалами, социально-экономическая жизнь страны пошла под откос, а вся деятельность Кабмина свелась к работе на создание капитала Януковича и его «Семьи».
Сомнительный успех реформ
Все начиналось очень оптимистично… После назначения премьером Азаров вместе со своими министрами довольно быстро наладил подготовку к Евро-2012. У них было то, чего не хватало предшественникам, – умение по-волевому решать проблемы и большой хозяйственный опыт за плечами. Поэтому им удалось активизировать строительство дорог, сдвинуть с мертвой точки строительство стадионов, ускорить создание аэродромов. Количество инфраструктурных объектов росло, отставание от планов стремительно уменьшалось. В то время никто не обращал внимания на откаты, ведь главным для страны было достойно провести чемпионат Европы по футболу. Правительство Азарова с этой задачей справилось, и заслуга здесь практически полностью его.
Как оказалось впоследствии, это был не единственный светлый момент в работе тогдашнего Кабмина. Хотя тоже запятнан двумя обстоятельствами. Во-первых, к Евро-2012 правительство закупило 10 скоростных поездов Hyundai, что стало полным провалом. Во-вторых, как ни странно, бюджетные расходы на подготовку к Евро-2012 имели место и в конце 2012-го, и в 2013-м.
Другие достижения были более сомнительными. Налоговую реформу Кабмин инициировал, имея хороший замысел, – упростить систему налогообложения и снизить его ставки. Но, как говорят в народе, благими намерениями вымощена дорога в ад. Так и сейчас. Концепция нового Налогового кодекса предусматривала широкий перечень льгот крупному бизнесу, в частности олигархическому. Зато кодекс пытался строже регулировать малый бизнес и средний. Поэтому и возник налоговый Майдан. А когда предпринимателей не услышали, они начали сворачивать деятельность. Все это прямое следствие деятельности правительства Азарова.
Но это еще не все. Правительство действительно добилось снижения процентных ставок и количество налогов и сборов от 29 общегосударственных и 14 местных до 18 и 5 соответственно. Это отражено в рейтинге «Ведение бизнеса», где по статье «Оплата налогов» Украина переместилась с 181-го места в 2010 году на 164-е место в 2014-м. Но это снижение компенсировано использованием авансов по уплате налога на прибыль и другими нововведениями, по которым произошло значительное усиление налогового давления. Поэтому уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет повысился с 29,1% в 2010 году до 30,8% в 2013-м. То есть, гонясь за формой и позициями в различных рейтингах, правительство Азарова полностью провалило или проигнорировало реформирование сути налоговой системы Украины. Зато аппетиты налоговиков заметно выросли, а несоответствие их действий букве закона стало еще более поразительным. Несмотря на хороший замысел, налоговая реформа Кабмина Азарова обернулась противоположными последствиями: рост налогового давления и объемов соответствующих платежей, ухудшение инвестиционного климата, падение деловой активности. В этой реформе проявилась вся сущность функционирования правительства, которая в дальнейшем не исчезала, а только прояснялась.
Похожая ситуация сложилась и с пенсионной реформой. Дефицит Пенсионного фонда Украины (ПФУ) в 2010 году составил 26,6 млрд грн (или 2,5% ВВП) плюс еще 7,9 млрд грн кредитов на погашение кассовых разрывов. Правительство Азарова нашло простой выход из ситуации: постепенно поднять планку пенсионного возраста для женщин на пять лет, увеличить страховой стаж и т.п. Мол, многие развитые страны с помощью такой реформы побороли несбалансированность пенсионной системы.
Но власти не приняли во внимание, что в передовых странах высокая база пенсионных отчислений благодаря высокой занятости сочетается с высоким отношением средних пенсий к средним зарплатам и гораздо большей средней продолжительностью жизни. То есть их проблема в том, что им сложно обеспечить достойный уровень жизни все большему проценту пенсионеров. Беда Украины еще и в том, что мы не можем обеспечить нормальный уровень занятости и производительности труда, при которых наши относительно немногочисленные пенсионеры могли бы получать приличные пенсии. Таким образом, эта реформа тоже будет иметь диаметрально противоположный результат. Реформа приведет к росту безработицы на примерно 10 процентных пунктов и заставит еще больше молодых людей искать счастья за рубежом. Это был очередной стратегический провал правительства Азарова. Но не только стратегический. Неэффективность пенсионной реформы видна уже сейчас: бюджет-2014 предусматривает финансирование дефицита ПФУ на уровне 22,1 млрд грн – не намного меньше, чем было в 2010-м. Это фирменное «покращення» от Азарова.
Последствия для экономики
Большинство инициатив правительства Азарова реализовались в существенном ухудшении макроэкономических показателей. С одной стороны, Кабмин обеспечил существенный рост минимальных зарплат (от 869 грн во II квартале 2010-го до 1218 грн на начало 2014-го, то есть на 40%) и пенсий. С другой – такое увеличение не соответствовало ни экономическому развитию (номинальный ВВП за 2010-2013 годы поднялся на 33%), ни росту производительности труда и было чистой воды популизмом, за который Азаров так любил критиковать «папередников». Поэтому увеличение общего уровня зарплат (вместе с более высокими налоговыми платежами) привело к скачку себестоимости продукции национального товаропроизводителя, что при слабом росте цен делало его неконкурентоспособным и заставляло сворачивать деятельность или переходить в тень. Следствием этого стало замещение на внутреннем рынке украинской продукции импортом. Так, за 2010-2013 гг. ввоз товаров в Украину вырос на 39% (при том же росте номинального ВВП на 33%). Ответственность за это лежит на правительстве Азарова.
Чрезмерный рост социальных стандартов был другим негативным последствием. Он привел к перегрузке расходов бюджетов и стал одной из причин упомянутого повышения уровня перераспределения ВВП через государственные финансы. Дополнительное давление на расходы повлекло и резкое увеличение масштабов коррупции при правительстве Азарова. Согласно оценкам экспертов, средний объем откатов при заключении контрактов за бюджетные средства удвоился, а то и утроился и в отдельных случаях достиг 60-80% от суммы сделки. Александр Янукович, который еще несколько лет назад был среднестатистическим дантистом, с тех пор нажил состояние, которое в конце прошлого года журнал Forbes оценил в полмиллиарда долларов. А поскольку другие олигархи тоже много «заработали» на распиловке бюджета, то суммы потерь кратны десяткам и даже сотням миллиардов гривен. Негативное влияние этого фактора на баланс бюджета при правительстве Азарова сложно переоценить.
В итоге после хорошего начала в сфере государственных финансов (дефицит сводного бюджета удалось снизить от 6,0% ВВП в 2010-м до 1,8% в 2011-м) Кабмин в дальнейшем только «улучшал» достигнутые результаты. Как следствие – рост государственного долга более чем вдвое: с 227 млрд грн на начало 2010-го до 480 млрд грн на конец 2013-го. Зависимость правительства от заемных денег существенно выросла: по оценкам экспертов, в 2014 году объем государственного долга может пересечь отметку 600 млрд грн.
Особого внимания заслуживает курсовая политика. Хотя за неее формально отвечает НБУ, но при правительстве Азарова Нацбанк потерял все элементы независимости. Фиксированный курс гривни был одним из приоритетов экономической политики властной вертикали. Кроме негативного влияния на конкурентоспособность внутреннего товаропроизводителя и уменьшения деловой активности в Украине, фиксированный курс гривни имел два последствия. Во-первых, золотовалютные резервы НБУ упали с $25,1 млрд в марте 2010-го до $17,8 млрд в конце января 2014-го. У них была уже знакомая траектория: сначала выросли до $38,4 млрд в апреле 2011-го на новостях о позитивных шагах и заряженности на реформы правительства Азарова, а затем стали стремительно таять, когда реальную суть деятельности вертикали власти стало трудно скрыть. Во-вторых, практически каждую осень с 2011-го банковская система испытывает дефицит ликвидности, который реализуется в росте кредитных ставок на межбанковском рынке до более 20%, а иногда до 40-50%. Малый и средний бизнес, который не входит в финансово-промышленные группы и не имеет прямого доступа к банковским ресурсам, должен платить более 20-30% годовых по займам. В таких условиях говорить о развитии предпринимательства не приходится.
Что делать?
Николай Азаров проработал на должности премьер-министра Украины неполные четыре года. Такая стабильность, на первый взгляд, именно то, чего не хватало Украине. И опыт премьерства Азарова доказывает: если правящий кабинет не нацелен на развитие страны и работу на благо народа, то лучше его состав менять ежегодно. Иначе потом придется долго бороться с последствиями его работы.
В правительстве Азарова было немало хороших инициатив, особенно в начале работы. Но у него был другой приоритет – сколотить капитал для Януковича. Он истребил в зародыше все положительные попытки и довел социально-экономическую ситуацию в Украине до взрывного состояния.
Из нынешней ямы в Украине есть один выход. Он предполагает ставку на лучший инвестиционный климат и отказ от коррупции. Если бы все реформы, которые провело правительство Азарова, делали акцент на содержании, а не на форме, то мы бы уже жили в процветающей стране с высокими темпами экономического роста. Если налоговая реформа действительно ослабила давление на бизнес, то украинцы создавали бы сотни тысяч рабочих мест ежегодно, а государственные финансы получили бы солидную базу для высоких социальных выплат. Если бы средства не разворовывали из бюджета и на сооружении инфраструктуры, то в Украине можно было бы запустить масштабные проекты по строительству автодорог, железных дорог, портов и т.п. Если бы правительство отказалось от коррупции, в страну был бы большой приток иностранных инвестиций, направленных на развитие экономики. О рисках для курса валюты можно было бы забыть.
Негативный опыт работы Кабмина Азарова – это тоже опыт. Достаточно новому правительству изменить главный приоритет, отказавшись от коррупции и направив свои усилия на благо народа, и попытаться провести реформы по сути, а не по форме, используя опыт предыдущей команды, и успех стране будет гарантирован. Для этого нужны только честные люди, готовые работать на народ. В Украине они есть, и они уже на пути к своим и в то же время нашим с вами новым свершениям.
Любомир Шавалюк
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас