СПГ-проекты Литвы и Украины: синхронный старт, но разный финиш


СПГ-проекты Литвы и Украины: синхронный старт, но разный финиш

Реализация литовского и украинского СПГ-проектов началась одновременно. Спустя два с половиной года страны имеют кардинально разные промежуточные результаты, что свидетельствует о различных реальных целях, задачах и содержании государственной риторики. Осенью 2011 г. прошли тендеры, по результатам которых Украина определила компанию – разработчика технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта (ею стала испанская «Socoin»), а Литва, шагнув дальше, определила поставщика плавучего СПГ-терминала (компанию Hoegh LNG из Норвегии). Дальнейшее продвижение проектов также имело разные судьбы, исход которых был обусловлен различным уровнем государственной поддержки, результаты которой становятся очевидными именно сейчас – на «промежуточном финише».

Литовско-корейские реалии СПГ-проекта

В 2013 г. уровень потребления газа в Литве составил 2,7 млрд.куб.м/год, весь газ был импортирован из России. Литва зависит от внешних поставок газа из РФ на 100%, собственная добыча – отсутствует, однако с момента обретения независимости страна строит планы диверсификации поставок газа для потребностей своей экономики. Обеспечение поступлений газа из дополнительных источников планируется посредством строительства газопроводов (в первую очередь из Польши), а также благодаря плавучей установке для хранения и регазификации (Floating Storage Regasification Unit, FSRU), проще – «плавучего» СПГ-терминала.

Реализация проекта диверсификации поставок газа в сжиженном виде морским транспортом, в формате «плавучего» приемного СПГ-терминала, предусматривает создание в Литве в порту Клайпеда двух основных составляющих: 1) плавучего терминала (хранилища), который представляет собой СПГ-танкер с установкой регазификации на борту; 2) портовой инфраструктуры (причальные сооружения, система газопроводов) для подключения танкера к распределительным газопроводам и подачи газа в газотранспортную систему страны.

«Плавучий» СПГ-терминал, в отличие от «наземного», обеспечивает мобильность поставок, минимальные сроки реализации и инвестиции в создание необходимых объектов инфраструктуры, однако имеет малую производительность – до 4 млрд.куб.м. Осенью 2011 г. именно такой формат проекта выбрала для себя Литва, потребности которой в газе составляют около 3 млрд.куб.м/год, а планомерность и успехи его реализации не могут не впечатлять.

Строительство плавучего терминала, который является центральной частью создаваемой СПГ-инфраструктуры в Клайпеде, осуществлялось по заказу компании Hoegh LNG и оно уже закончено.

В период 18-19 февраля 2014 г. проходит визит президента Литвы Д.Грибаускайте в Южную Корею, где она приняла участие в церемонии спуска на воду плавучего терминала. Церемония прошла 19 февраля 2014 г. на верфи Hyundai Heavy Industries в порту Ульсан. Тогда же состоялось крещение судна, которому было присвоено имя «Independence».

Аренда плавучего терминала обойдется литовской госкомпании Klaipedos nafta, в $689 млн. (около 1,791 млрд.литов) за 10 лет, судно будет предоставлено в аренду во 2-й половине 2014 г. Подписанный в 2012 г. договор аренды предусматривает, что компания Hoegh LNG обеспечит управление и обслуживание (ремонт) плавучего хранилища, а также право его выкупа, после чего судно сможет эксплуатироваться еще 30 лет. Стоимость береговой инфраструктуры составит около €200 млн. (690 млн. литов). Для сравнения, стоимость строительства украинского наземного СПГ-терминала, по расчетам «Socoin», составит около €856 млн.

13 января 2014 г. Klaipėdos nafta получила разрешение на строительство причала для швартовки будущего газового терминала. Согласно договору с Klaipėdos nafta, подрядчик – компания BMGS (Латвия) – должна будет завершить работы по строительству причальных сооружений в октябре 2014 года. В соответствии с планом, терминал в Клайпеде начнет работу 3 декабря 2014 года.
Вместимость танкера-хранилища составляет 170 тыс.куб.м СПГ, что может обеспечить мощность терминала «на выходе» около 1 млрд.куб.м/год – на 1-м этапе эксплуатации, а в дальнейшем максимальная мощность может достигнуть 2-3 млрд.куб.м/год. Такой объем позволит пока что частично, а в будущем полностью, обеспечить потребности Литвы в газе, тем самым – упразднив монопольное положение поставок российского газа.

Таким образом, уже в недалеком будущем Литва перестанет зависеть от поставок российского трубопроводного газа, однако Калининградская область РФ останется зависимой от транзита газа по территории Литвы.

Украинский СПГ-проект «завис»?

В 2013 г. потребление газа в Украине составило 50,4 млрд.куб.м/год, в т.ч. 21 млрд. – собственная добыча, 25,84 млрд. – импорт из РФ, 1,99 млрд. – «импорт» из Европы так пишут…

Успехи Украины в реализации своего СПГ-проекта куда скромнее, т.к. изначально и до сих пор он «спускается на тормозах», с оглядкой на реакцию России на подобную стихийную инициативу. Путаность целей, а также приоритет их подчинения политической целесообразности, до сих пор не позволяют взять верх актуальности, рациональности проекта, имеющего стратегическое значение для Украины.

Впервые, разработанный в 2001 г., проект пылился на полке до 2007 года. С тех пор, после «реанимации», обязательные стадии воплощения проекта, безнадежно обремененные бюрократическими процедурами, мучительно проходили этап за этапом.

4 года понадобилось на то, чтобы определить, кто же будет реализовывать СПГ-проект. Лишь 17.12.2010 г. в Украине было создано ГП «Национальный проект «LNG-терминал», на него была возложена функция координатора, а руководство доверили экс-главе Киевского метрополитена.

Еще почти год пошел на то, чтобы определить компанию – разработчика ТЭО украинского СПГ-проекта. 16.09.2011 г. компания Socoin Ingenieria Y Construccion Industrial S.L.U. (Испания) была определена победителем тендера на разработку ТЭО. До марта 2012 г. компания разработала ТЭО, предусматривающее наземное размещение терминала возле порта «Южный» (Одесская обл.) и лишь «прикинула» затраты на создание плавучего терминала (как раз такой и создает Литва).

Распоряжением КМ №603-р от 8.08.2012 г., было утверждено предварительное ТЭО украинского СПГ-проекта, в соответствии с которым ввод в эксплуатацию 1-й очереди (4,5 млрд.куб.м/год) запланирован на 2015 г., а на 2018 г. – вывод на полную мощность (10 млрд.куб.м/год).

В ноябре 2012 г., украинскому СПГ-проекту был дан «оригинальный» старт – его начали с конца, со строительства соединительного газопровода между терминалом и ГТС Украины. Видимо, по задумке, данное мероприятие должно было выглядеть пафосно и по-настоящему. По команде тогдашнего Премьер-министра Н.Азарова специалисты «Укртрансгаз» на строительной площадке возле ГРС в Одесской области провели сварку первого стыка «газопровода» (нескольких секций труб). До сих пор судьба тех труб в южной степи остается неизвестной.

Неспешный, а временами авральный характер реализации этапов проекта таки сказался на его репутации. Как вскоре выяснилось, Джорди Сарда Бонвеи, который на церемонии сварки стыка, вместо компании Gas Natural Fenosa (Испания) подписал с Украиной соглашение о сотрудничестве в строительстве СПГ-терминала, не имел на то право и не состоял в трудовых отношениях с испанской компанией.

Общественности стали известны и пришлись по душе прежние увлечения подписанта – он был лыжным инструктором. Этим и запомнился… Вскоре, после такого конфуза на государственном уровне, 21.12.2012 г. Кабмин отменил предоставление в 2012 г. 2,3 млрд. грн. госгарантий для строительства СПГ-терминала.

Год 2013 прошел на волне риторики о необратимости планов Украины построить СПГ-терминал и организовать поставки этого ресурса. Однако «сценарий» все же пришлось менять по ходу пьесы, т.к. подобный план не вписывался в политический контекст.

В 2015 г. в Украине должны были состояться выборы президента, поэтому проект нужно было реализовать до этого срока, т.к. лишь в таком случае данное достижение могло бы пойти в «актив» власти. Выход был найден – поступило предложение реализовать техническое решение в «эконом варианте» (малой мощности и в более сжатые сроки) – рассчитать и создать в рамках 1-й очереди «плавучий» СПГ-терминал, к чему, разумеется за отдельные деньги, подключили польскую компанию ILF Polska. Необходимые инвестиции для него оценивались в €235 млн. Т.о. теперь и расчеты компании Socoin легли пылиться на полку.

В угоду политической важности реализации проекта в установленные сроки изначально закладывались нереальные сроки, которые базировались на блефе и манипуляции цифрами. Так и появлялись заметки в СМИ на темы: «Каськив планирует арендовать плавучую платформу для LNG-терминала за $60 млн./год» (“ЛIГАБiзнесIнформ”, 25.03.2013); «Каськив обещает плавучий LNG-терминал до конца 1-го полугодия 2014» (09.04.2013); «Первый СПГ Украина получит в IV квартале 2014 г.», – обещал С.Евтушенко, руководитель InvestUkraine, 17.05.2013).

Более того, в 2013 г. в Украине появился еще один «проект». Новое руководство государственного ПАО «Черноморнефтегаз» (с 27.05.2013 – С.Головин) рассматривает возможность строительства СПГ-терминала в западной части Крыма, недалеко от Евпатории.

В общем, все выглядело настолько правдоподобно, что в ход пошла «тяжелая артиллерия»: «Арендованный LNG-терминал запустят летом 2014 г.», – заявлял В.Янукович (“Интерфакс-Украина”, 25.09.2013).
Реаниматор проекта, экс-министр, а ныне и.о. Вице-премьера Ю.Бойко в сентябре 2013 г. сообщал, что компания Excelerate Energy предоставила Украине коммерческое предложение по аренде плавучего LNG-терминала, а через месяц в США он уже обсуждал возможность поставок СПГ в Украину. Спустя полгода о судьбе предложений и результатах ничего не известно.

Справедливо ценность всех этих лозунгов можно оценить лишь сейчас, сравнивая текущее состояние литовского и украинского СПГ-проектов: проект в Клайпеде, согласно плану, стартует в декабре 2014 г., в то время как стадию, впрочем как и «формат», украинского аналога определить до сих пор сложно. Но есть и хорошие новости…

В начале февраля 2014 г. Главное управление Государственного земельного агентства в Одесской области выдало госпредприятию «Национальный проект «LNG-терминал»» разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Под терминал передано 13,5 Га на территории Сычавского сельского совета Коминтерновского района в непосредственной близости к порту «Южный» и Одесскому припортовому заводу.

Выводы для Украины – неутешительны

Несмотря на резонансность идеи и амбициозность планов за последние полтора года, Украина не добилась заметного продвижения СПГ-проекта. Более того, все больше подтверждается чисто спекулятивный характер проекта, который изначально был рассчитан на то, чтобы в переговорах с РФ по газовому вопросу он мог бы стать «козырем». Но это не сработало, т.к. изначально, не видя заметного прогресса, РФ в серьез его не воспринимала. Чего не скажешь о литовском проекте, где необратимость его реализации, подкрепленная реальными действиями, уже привела к смягчению позиции РФ по распространению действия энергопакета ЕС на «Газпром», а также стало возможным обсуждение снижение цены на газ, т.к. до 2014 г. именно для Литвы она была наивысшей среди стран ЕС (около $540/тыс.куб.м – в июне 2014 г., когда в Украине российский газ стоил $401,5/тыс.куб.м с учетом скидки в $100).

Как видим, страны, действительно заинтересованные в диверсификации, не говорят много, а реально делают последовательные шаги для ее достижения. Реализация хорошей идеи, которая могла бы дать реальную диверсификацию и энергетическую безопасность Украине, опять откладывается на неопределенный период…

Александр Лактионов, кандидат наук
Главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи”

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua