1634
СПГ-проекты Литвы и Украины: синхронный старт, но разный финиш
— Энергетика
Реализация литовского и украинского СПГ-проектов началась одновременно. Спустя два с половиной года страны имеют кардинально разные промежуточные результаты, что свидетельствует о различных реальных целях, задачах и содержании государственной риторики. Осенью 2011 г. прошли тендеры, по результатам которых Украина определила компанию – разработчика технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта (ею стала испанская «Socoin»), а Литва, шагнув дальше, определила поставщика плавучего СПГ-терминала (компанию Hoegh LNG из Норвегии). Дальнейшее продвижение проектов также имело разные судьбы, исход которых был обусловлен различным уровнем государственной поддержки, результаты которой становятся очевидными именно сейчас – на «промежуточном финише».
Литовско-корейские реалии СПГ-проекта
В 2013 г. уровень потребления газа в Литве составил 2,7 млрд.куб.м/год, весь газ был импортирован из России. Литва зависит от внешних поставок газа из РФ на 100%, собственная добыча – отсутствует, однако с момента обретения независимости страна строит планы диверсификации поставок газа для потребностей своей экономики. Обеспечение поступлений газа из дополнительных источников планируется посредством строительства газопроводов (в первую очередь из Польши), а также благодаря плавучей установке для хранения и регазификации (Floating Storage Regasification Unit, FSRU), проще – «плавучего» СПГ-терминала.
Реализация проекта диверсификации поставок газа в сжиженном виде морским транспортом, в формате «плавучего» приемного СПГ-терминала, предусматривает создание в Литве в порту Клайпеда двух основных составляющих: 1) плавучего терминала (хранилища), который представляет собой СПГ-танкер с установкой регазификации на борту; 2) портовой инфраструктуры (причальные сооружения, система газопроводов) для подключения танкера к распределительным газопроводам и подачи газа в газотранспортную систему страны.
«Плавучий» СПГ-терминал, в отличие от «наземного», обеспечивает мобильность поставок, минимальные сроки реализации и инвестиции в создание необходимых объектов инфраструктуры, однако имеет малую производительность – до 4 млрд.куб.м. Осенью 2011 г. именно такой формат проекта выбрала для себя Литва, потребности которой в газе составляют около 3 млрд.куб.м/год, а планомерность и успехи его реализации не могут не впечатлять.
Строительство плавучего терминала, который является центральной частью создаваемой СПГ-инфраструктуры в Клайпеде, осуществлялось по заказу компании Hoegh LNG и оно уже закончено.
В период 18-19 февраля 2014 г. проходит визит президента Литвы Д.Грибаускайте в Южную Корею, где она приняла участие в церемонии спуска на воду плавучего терминала. Церемония прошла 19 февраля 2014 г. на верфи Hyundai Heavy Industries в порту Ульсан. Тогда же состоялось крещение судна, которому было присвоено имя «Independence».
Аренда плавучего терминала обойдется литовской госкомпании Klaipedos nafta, в $689 млн. (около 1,791 млрд.литов) за 10 лет, судно будет предоставлено в аренду во 2-й половине 2014 г. Подписанный в 2012 г. договор аренды предусматривает, что компания Hoegh LNG обеспечит управление и обслуживание (ремонт) плавучего хранилища, а также право его выкупа, после чего судно сможет эксплуатироваться еще 30 лет. Стоимость береговой инфраструктуры составит около €200 млн. (690 млн. литов). Для сравнения, стоимость строительства украинского наземного СПГ-терминала, по расчетам «Socoin», составит около €856 млн.
13 января 2014 г. Klaipėdos nafta получила разрешение на строительство причала для швартовки будущего газового терминала. Согласно договору с Klaipėdos nafta, подрядчик – компания BMGS (Латвия) – должна будет завершить работы по строительству причальных сооружений в октябре 2014 года. В соответствии с планом, терминал в Клайпеде начнет работу 3 декабря 2014 года.
Вместимость танкера-хранилища составляет 170 тыс.куб.м СПГ, что может обеспечить мощность терминала «на выходе» около 1 млрд.куб.м/год – на 1-м этапе эксплуатации, а в дальнейшем максимальная мощность может достигнуть 2-3 млрд.куб.м/год. Такой объем позволит пока что частично, а в будущем полностью, обеспечить потребности Литвы в газе, тем самым – упразднив монопольное положение поставок российского газа.
Вместимость танкера-хранилища составляет 170 тыс.куб.м СПГ, что может обеспечить мощность терминала «на выходе» около 1 млрд.куб.м/год – на 1-м этапе эксплуатации, а в дальнейшем максимальная мощность может достигнуть 2-3 млрд.куб.м/год. Такой объем позволит пока что частично, а в будущем полностью, обеспечить потребности Литвы в газе, тем самым – упразднив монопольное положение поставок российского газа.
Таким образом, уже в недалеком будущем Литва перестанет зависеть от поставок российского трубопроводного газа, однако Калининградская область РФ останется зависимой от транзита газа по территории Литвы.

Украинский СПГ-проект «завис»?
В 2013 г. потребление газа в Украине составило 50,4 млрд.куб.м/год, в т.ч. 21 млрд. – собственная добыча, 25,84 млрд. – импорт из РФ, 1,99 млрд. – «импорт» из Европы так пишут…
Успехи Украины в реализации своего СПГ-проекта куда скромнее, т.к. изначально и до сих пор он «спускается на тормозах», с оглядкой на реакцию России на подобную стихийную инициативу. Путаность целей, а также приоритет их подчинения политической целесообразности, до сих пор не позволяют взять верх актуальности, рациональности проекта, имеющего стратегическое значение для Украины.
Впервые, разработанный в 2001 г., проект пылился на полке до 2007 года. С тех пор, после «реанимации», обязательные стадии воплощения проекта, безнадежно обремененные бюрократическими процедурами, мучительно проходили этап за этапом.
4 года понадобилось на то, чтобы определить, кто же будет реализовывать СПГ-проект. Лишь 17.12.2010 г. в Украине было создано ГП «Национальный проект «LNG-терминал», на него была возложена функция координатора, а руководство доверили экс-главе Киевского метрополитена.
Еще почти год пошел на то, чтобы определить компанию – разработчика ТЭО украинского СПГ-проекта. 16.09.2011 г. компания Socoin Ingenieria Y Construccion Industrial S.L.U. (Испания) была определена победителем тендера на разработку ТЭО. До марта 2012 г. компания разработала ТЭО, предусматривающее наземное размещение терминала возле порта «Южный» (Одесская обл.) и лишь «прикинула» затраты на создание плавучего терминала (как раз такой и создает Литва).
Распоряжением КМ №603-р от 8.08.2012 г., было утверждено предварительное ТЭО украинского СПГ-проекта, в соответствии с которым ввод в эксплуатацию 1-й очереди (4,5 млрд.куб.м/год) запланирован на 2015 г., а на 2018 г. – вывод на полную мощность (10 млрд.куб.м/год).
В ноябре 2012 г., украинскому СПГ-проекту был дан «оригинальный» старт – его начали с конца, со строительства соединительного газопровода между терминалом и ГТС Украины. Видимо, по задумке, данное мероприятие должно было выглядеть пафосно и по-настоящему. По команде тогдашнего Премьер-министра Н.Азарова специалисты «Укртрансгаз» на строительной площадке возле ГРС в Одесской области провели сварку первого стыка «газопровода» (нескольких секций труб). До сих пор судьба тех труб в южной степи остается неизвестной.
Неспешный, а временами авральный характер реализации этапов проекта таки сказался на его репутации. Как вскоре выяснилось, Джорди Сарда Бонвеи, который на церемонии сварки стыка, вместо компании Gas Natural Fenosa (Испания) подписал с Украиной соглашение о сотрудничестве в строительстве СПГ-терминала, не имел на то право и не состоял в трудовых отношениях с испанской компанией.
Общественности стали известны и пришлись по душе прежние увлечения подписанта – он был лыжным инструктором. Этим и запомнился… Вскоре, после такого конфуза на государственном уровне, 21.12.2012 г. Кабмин отменил предоставление в 2012 г. 2,3 млрд. грн. госгарантий для строительства СПГ-терминала.
Год 2013 прошел на волне риторики о необратимости планов Украины построить СПГ-терминал и организовать поставки этого ресурса. Однако «сценарий» все же пришлось менять по ходу пьесы, т.к. подобный план не вписывался в политический контекст.
В 2015 г. в Украине должны были состояться выборы президента, поэтому проект нужно было реализовать до этого срока, т.к. лишь в таком случае данное достижение могло бы пойти в «актив» власти. Выход был найден – поступило предложение реализовать техническое решение в «эконом варианте» (малой мощности и в более сжатые сроки) – рассчитать и создать в рамках 1-й очереди «плавучий» СПГ-терминал, к чему, разумеется за отдельные деньги, подключили польскую компанию ILF Polska. Необходимые инвестиции для него оценивались в €235 млн. Т.о. теперь и расчеты компании Socoin легли пылиться на полку.
В угоду политической важности реализации проекта в установленные сроки изначально закладывались нереальные сроки, которые базировались на блефе и манипуляции цифрами. Так и появлялись заметки в СМИ на темы: «Каськив планирует арендовать плавучую платформу для LNG-терминала за $60 млн./год» (“ЛIГАБiзнесIнформ”, 25.03.2013); «Каськив обещает плавучий LNG-терминал до конца 1-го полугодия 2014» (09.04.2013); «Первый СПГ Украина получит в IV квартале 2014 г.», – обещал С.Евтушенко, руководитель InvestUkraine, 17.05.2013).
Более того, в 2013 г. в Украине появился еще один «проект». Новое руководство государственного ПАО «Черноморнефтегаз» (с 27.05.2013 – С.Головин) рассматривает возможность строительства СПГ-терминала в западной части Крыма, недалеко от Евпатории.
В общем, все выглядело настолько правдоподобно, что в ход пошла «тяжелая артиллерия»: «Арендованный LNG-терминал запустят летом 2014 г.», – заявлял В.Янукович (“Интерфакс-Украина”, 25.09.2013).
Реаниматор проекта, экс-министр, а ныне и.о. Вице-премьера Ю.Бойко в сентябре 2013 г. сообщал, что компания Excelerate Energy предоставила Украине коммерческое предложение по аренде плавучего LNG-терминала, а через месяц в США он уже обсуждал возможность поставок СПГ в Украину. Спустя полгода о судьбе предложений и результатах ничего не известно.
Реаниматор проекта, экс-министр, а ныне и.о. Вице-премьера Ю.Бойко в сентябре 2013 г. сообщал, что компания Excelerate Energy предоставила Украине коммерческое предложение по аренде плавучего LNG-терминала, а через месяц в США он уже обсуждал возможность поставок СПГ в Украину. Спустя полгода о судьбе предложений и результатах ничего не известно.
Справедливо ценность всех этих лозунгов можно оценить лишь сейчас, сравнивая текущее состояние литовского и украинского СПГ-проектов: проект в Клайпеде, согласно плану, стартует в декабре 2014 г., в то время как стадию, впрочем как и «формат», украинского аналога определить до сих пор сложно. Но есть и хорошие новости…
В начале февраля 2014 г. Главное управление Государственного земельного агентства в Одесской области выдало госпредприятию «Национальный проект «LNG-терминал»» разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Под терминал передано 13,5 Га на территории Сычавского сельского совета Коминтерновского района в непосредственной близости к порту «Южный» и Одесскому припортовому заводу.
Выводы для Украины – неутешительны
Несмотря на резонансность идеи и амбициозность планов за последние полтора года, Украина не добилась заметного продвижения СПГ-проекта. Более того, все больше подтверждается чисто спекулятивный характер проекта, который изначально был рассчитан на то, чтобы в переговорах с РФ по газовому вопросу он мог бы стать «козырем». Но это не сработало, т.к. изначально, не видя заметного прогресса, РФ в серьез его не воспринимала. Чего не скажешь о литовском проекте, где необратимость его реализации, подкрепленная реальными действиями, уже привела к смягчению позиции РФ по распространению действия энергопакета ЕС на «Газпром», а также стало возможным обсуждение снижение цены на газ, т.к. до 2014 г. именно для Литвы она была наивысшей среди стран ЕС (около $540/тыс.куб.м – в июне 2014 г., когда в Украине российский газ стоил $401,5/тыс.куб.м с учетом скидки в $100).
Как видим, страны, действительно заинтересованные в диверсификации, не говорят много, а реально делают последовательные шаги для ее достижения. Реализация хорошей идеи, которая могла бы дать реальную диверсификацию и энергетическую безопасность Украине, опять откладывается на неопределенный период…
Александр Лактионов, кандидат наук
Главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи”
Главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи”
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью