Нацбанк уполномочен... навредить? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нацбанк уполномочен... навредить?

Энергетика
2546
Вслед за девальвацией гривни, которая привела к такому же резкому скачку цен на нефтепродукты, топливный рынок получил от Национального банка Украины еще один, не менее ощутимый удар. 6 февраля 2014 г. Нацбанк издал постановление № 49, которым установил невиданный доселе порядок приобретения валюты для расчетов с зарубежными контрагентами.
Точно неизвестно, как это сказалось на других отраслях экономики, но предложенная НБУ система приобретения валюты с отсрочкой в шесть банковских дней и до десяти календарных дней совершенно не вписывается в реалии рынка. В результате на рынке нефтепродуктов были сорваны практически все контракты. Перспектива дальнейшей работы рынка окутана плотной завесой, “сотканной” из вопросов.
Постановление Нацбанка № 49 от 6 февраля 2014 г. устанавливает такой порядок приобретения валюты. Согласно документу, субъект внешнеэкономической деятельности должен перечислить необходимую сумму в гривнах на специальный счет и только спустя не менее шести банковских дней (до десяти календарных) валюта может быть приобретена субъектом экономической деятельности.
При этом, во-первых, неизвестно, каким будет курс доллара к гривне на момент наступления этого заветного шестого дня. Во-вторых, непонятно, будет ли удовлетворена заявка в полном объеме. Желающих, видимо, хватает. По данным участников рынка, в период ажиотажа, когда доллар достигал на межбанке отметки в 9,4 грн, спрос покрывался в лучшем случае на 15-20%. А если курс окажется выше предусмотренного (заложенного) при формировании заявки неделей ранее, приобрести необходимый объем валюты не получится, соответственно, субъект не сможет заплатить необходимую сумму зарубежному поставщику.
Проблема также и в том, что нефтепродукты приобретаются в привязке к мировым котировкам, которые меняются фактически ежедневно. Как можно предположить курс доллара в Украине и бензина в Европе на неделю вперед? Масштаб проблемы велик, ведь импортными нефтепродуктами наполняется до 80% рынка страны.
В отраслевом “Объединении операторов рынка нефтепродуктов Украины” забили тревогу. “Начало действия нового порядка приобретения валюты и последующих расчетов с зарубежными контрагентами может привести к непредсказуемым последствиям, включая дефицит топлива и неконтролируемый рост цен”, – заявил глава ассоциации Леонид Косянчук. Объединение призвало правительство и Нацбанк в срочном порядке принять все меры для внесения необходимых изменений в упомянутое постановление, в частности, предложив вынести “валютные” потребности импортеров нефтепродуктов за периметр действия постановления № 49.
Реакции финансового регулятора на момент сдачи материала не было, тогда как рынок, в частности рынок нефтепродуктов, уже испытал все “прелести” нововведений Нацбанка. Какими бы тесными ни были партнерские отношения и как бы ни звенели бокалы на шумных вечеринках, а без предоплаты в этой области уже давно не работают.
По имеющимся в распоряжении редакции DT.UA данным, практически полностью остановились “украинские” отгрузки из двух нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) концерна “Орлен”.
Немного проще ситуация у румынского “​​Ромпетрола”. Своей украинской “дочке” головная компания предоставляет топливо с отсрочкой платежа. Как будет строиться работа с крупнейшими поставщиками нефтепродуктов – белорусами, на долю которых приходится треть поставок топлива в Украину, не понимает пока никто по обе стороны границы. Надо просить поставщика зарезервировать для тебя какой-то объем, цена на который еще не сформирована (определяется либо на день отгрузки, либо за период, предшествующий ему), а самих денег еще нет на руках, и будут ли – не известно.
Несколько путей преодоления неожиданно возникших трудностей все же было найдено. У отдельных игроков рынка есть валютные кредиты, которые пошли на проплату за нефтепродукты. Таким путем решили было пойти и другие, но сразу получили в отечественных банках ставку 40% годовых (в валюте). У кого-то нашлись аффилированные нерезиденты, которые заплатили за ресурс своих украинских “родственников”.
“Ситуация не критическая, зимой объемы небольшие, но с наступлением весны недельное “растягивание” в оплате и, соответственно, в отгрузках, угрожает бесперебойности работы поставки заправок”, – считает директор крупной розничной сети.
На самом деле, опасаются трейдеры, недельная отсрочка по факту перерастает в двухнедельную, что становится уже совсем опасно для расчетов. Из-за дороговизны топлива и коммерческих кредитов больших запасов никто не держит, а нормативного требования по их размерам в стране нет. Фактически в большинстве сетей запасы топлива как раз и составляют двух-трехнедельную норму реализации. Две недели на “валютное” промедление плюс неделю или дней десять на доставку (дай бог, чтобы без задержек на таможне) – это уже игра на грани фола.
Можно точно сказать, что фактор неуверенности в достаточности ресурса к пополнению запасов также сыграл свою роль в повышении цен на топливо, которое только за первую декаду февраля составило 40 коп./л. Прием подъема цены для охлаждения спроса активно использовался в периоды топливных кризисов, которые случались несколько раз в год до 2005-го.
“Лучше стоять с высокой ценой, чем с завязанным шлангом” – логика примерно такая.
При этом основной “вклад” в цену постановление № 49 сделает позже. “Новые правила конвертации валюты и платежей приведут к замораживанию огромных сумм оборотных средств, в результате чего операторам рынка придется пополнять эти средства за счет коммерческих кредитов. Это дополнительное давление на себестоимость и, соответственно, на конечную стоимость нефтепродуктов для потребителей”, – говорит Косянчук.
По расчетам топливных ритейлеров, дополнительные расходы на 10-дневные займы составят 8-
10 коп./л. Кредиты, как мы уже отмечали, сейчас недешевые.
И все же основной вклад в рост цен сделала девальвация. Учитывая, что топливо на 90% – это валютный товар, каждая копейка в курсе доллара будет добавлять ту же копейку в стоимости на АЗС. Сколько таких копеек набегает – точно неизвестно. Как показывает опрос участников рынка, финансовые директоры и банкиры готовятся к курсу 9,1-9,2. Это значит, что по сравнению с январем в перспективе цена на нефтепродукты вырастет на гривну.
Таким образом, среднерыночная цена бензина А-95 может установиться на отметке 11,75 грн/л, на дизтопливо – 10,65. С учетом существования диапазона в 30-40 коп./л от средней цены так называемые премиальные сети могут превысить уровень в 12 и 11 грн/л по бензину и ГП уже в феврале, хотя вряд ли осмелятся переступить эту тяжелую психологическую границу. Но это – при условии стабильности внешних котировок по сырью и нефтепродуктам. Если же и они пойдут вверх, никакие предрассудки и круглые цифры рынок нефтепродуктов не остановят.
Сергей Куюн
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас