Двенадцать месяцев имитации — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Двенадцать месяцев имитации

Казна и Политика
753
Корабелы понимали: для того чтобы он заработал, нужно внести изменения в другие законы и нормативные документы, в первую очередь – в таможенный и налоговый кодексы. Ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром» предложила правительству определенные механизмы удешевления кредитов путем частичной компенсации ставки по кредитам коммерческих банков, предоставление госгарантий по иностранным кредитам и т.п. В парламенте были зарегистрированы законопроекты № 2488 и № 2489 о налоговых и таможенных льготах для судостроительной отрасли, которые могут дать возможность заработать закону «О проведении экономического эксперимента». Однако в течение года желаемого результата так и не дождались: не доходили как-то у депутатов до этого руки.
Без сомнения: это в который раз разочаровало владельцев судостроительных предприятий, которые и так не раз сетовали на отсутствие помощи со стороны государства. И, наверное, для них медлительность украинской власти даже стала проверкой на прочность. Выискивая новых заказчиков и более приемлемые, чем в Украине, условия кредитования, бизнесмен Константин Жеваго приобрел судостроительный подразделение норвежской компании Bergen Group ASA. Керченский завод «Залив» получает 51% акций в новой акционерной компании, которой и передадут норвежские заводы Fosen и BMV. Мощности самого «Залива» летом оказались незагруженными, и, принимая во внимание вынужденный простой, осенью на предприятии начали реконструкцию.
Впрочем, отметим, что кто-то же получает поддержку в виде госзаказа. Скажем, «Черноморский судостроительный завод» бизнесмена Вадима Новинского в 2009 году получил заказ на строительство четырех корветов для украинских Военно-морских сил стоимостью 16,1 миллиарда гривен. Завод «Ленинская кузница» бизнесмена Петра Порошенко в 2017 году должен построить девять бронированных артиллерийских катеров «Гюрза-М». В прошлом году завершился ремонт боевого ядра украинских Военно-морских сил, которое состоит из 11 кораблей. Всего на ремонт флота власти выделили 170 миллионов гривен. Большинство кораблей отремонтировали на ЧСЗ, фрегат «Гетман Сагайдачный» – на подконтрольном Петру Порошенко Севастопольском морском заводе. Хотя такую ​​поддержку вряд ли можно назвать системной.
Сами владельцы судостроительных заводов находят пути сэкономить средства за счет государства. Где-то два года назад ЧСЗ попал в число «злостных неплательщиков налогов», задолжав Николаеву около 12 млн грн. Когда же мэр потребовал от Налоговой продать имущество должников и направить в казну города средства, причитающиеся по договорам аренды за землю, ему ответили, что ЧСЗ проходит процедуру банкротства, а потому от кредиторов защищен.
На фоне отсутствия реальной поддержки со стороны государства украинские заводы даже перешли от сбора корпусов к полнокомплектному строительству судов. Так, в прошлом году «Херсонский судостроительный завод» Вадима Новинского завершил серию танкеров для группы компаний SVL (Мальта), построив третье судно проекта RST27. Но во время выполнения контракта возникали проблемы: все оборудование, которое ввозилось для строительства танкера, облагалось пошлиной, ведь то, что Таможенным кодексом Украины от уплаты освобождается, требованиям заказчика не отвечало.
Завод «Нибулон», принадлежащий агрохолдингу «Нибулон» Алексея Вадатурского в конце прошлого года заложил два буксира серии POSS-115. Ожидается, что весной начнется строительство буксиров иного проекта, POSS-121, а осенью – несамоходных судов NBL-91. После завершения глубокой реконструкции судостроительного завода, начатой ​​в ноябре 2013 года, «Нибулон» намерен начать строительство судов класса «Волго-Донмакс».
Вообще, в судостроительной отрасли Украины много лет ситуация неоднородна: на одних заводах ситуация лучше, другие находятся на грани банкротства. В ноябре был признан банкротом Николаевский судостроительный завод «Океан», открыта ликвидационная процедура. А это – большое предприятие, способное выпускать крупнотоннажные суда водоизмещением до 350 тыс. тонн (для сравнения: ЧСЗ – до 105 тыс. т, ХСЗ – до 30 тыс. т). Несмотря на декларацию намерений спасти завод (более года назад Президент Украины поручал правительству оказать помощь заводу в поиске заказов), чиновники так и не помогли, хотя обещают и сейчас. Так, губернатор Николаевской области Геннадий Николенко сообщил недавно о «серьезной заинтересованности» со стороны России использовать «Океан», а также ЧСЗ для строительства газовозов. Напомним, что, как заявлял вице-премьер Юрий Бойко, Россия обещает до 2020 года заказать строительство таких судов на сумму около 4 миллиардов долларов.
И в эфире радиостанции «Эхо Москвы» российский вице-премьер и председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин назвал судостроительные заводы Николаева мертвыми и заброшенными. «Вот в Николаеве на верфях – это «61 Коммунар», это Черноморский судостроительный завод – они стоят просто мертвые, заброшенные. Как в фильме «Сталкер» Тарковского», – поделился он впечатлениями от недавнего визита на предприятия Украины. И отметил, что если Россия и «возьмет сейчас на себя вопросы, связанные с оживлением промышленной кооперации с Украиной, то российские промышленники должны понимать, что им придется столкнуться с проблемами застоя, разрухи, которые прослеживаются в украинской промышленности в течение последних десятилетий».
При этом директора заводов и чиновники любят говорить об определенных достижениях украинских корабелов как о возрождении судостроительной отрасли как таковой. Но на самом деле пока это остается под большим вопросом. Полнокомплектное строительство происходит малыми сериями. Мощности даже самых успешных заводов загружены далеко не полностью. Поэтому кроме собственно строительства судов ЧСЗ не гнушается заказа на изготовление металлоконструкций для мостового перехода через реку Днепр в Запорожье.
В ноябре 2013 года завод заключил контракт с ООО «Укрстальспецконструкция», согласно которому должен изготовить балки жесткости, опорные конструкции автотранспортной магистрали общим весом 880 тонн.
Что уж говорить о предприятиях, в которых заказов не хватает хронически. Так, Судостроительный завод им. 61 коммунара государство решило загрузить непрофильной работой: в прошлом году на его мощностях начали изготовление бронетранспортеров.
Андрей Муравский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас