Условия для бизнеса: топ-7 отличий ЕС от Украины — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Условия для бизнеса: топ-7 отличий ЕС от Украины

Казна и Политика
1652
Едва ли не с первых дней провозглашения независимости Украина декларирует стремление строить экономику согласно европейскому образцу. Каждое отечественное правительство вне зависимости от политической ориентации и внешнеполитических предпочтений обещало повсеместно внедрить европейские стандарты. Однако спустя более 20 лет украинская экономика скорее напоминает полуфеодальный хозяйственный комплекс среднеазиатского типа.
Одной из главных причин провала европейских реформ в Украине стало отсутствие истинного понимания у руководителей государства того, что же такое европейские стандарты и принципы. Украинская же политическая элита европейскую экономику наблюдала, как правило, сквозь призму дорогих отелей и бутиков.
Они никогда не были интегрированы в реальность европейской жизни, поэтому вряд ли смогут понять, почему международные инвесторы для локализации своего бизнеса в подавляющем большинстве случаев выбирают страны-члены ЕС, а не Украину, даже вопреки более высоким налогам, более высокой стоимости трудовых ресурсов, и зачастую, гораздо худшей логистике.
В чем же заключаются главные отличия между инвестиционным климатом Украины и стран ЕС, которые так радикально влияют на принятие решения инвесторами?
Forbes проанализировал ситуацию в ЕС и в Украине, выделив семь главных различий, на преодоление которых Украине понадобятся даже не годы, а десятилетия.
Безусловные гарантии права частной собственности
В европейских странах понятие рейдерство практически полностью искоренено. Безусловно, корпоративные конфликты имеют место, а европейские миноритарии могут хорошо потрепать нервы собственникам контрольного пакета, выбивая из них различные уступки, но вряд ли кто-то за последние годы вспомнит случай в ЕС, когда держатель 1% акций, вооружившись несколькими решениями судов, захватил бы оперативный контроль над целой компанией.
Дело в том, что рейдерство в большинстве европейских стран является криминальным преступлением, поэтому все причастные к попытке захвата чужой собственности рискуют оказаться за решеткой на срок до 10 лет.
При этом, поскольку право частной собственности в европейских странах является почти священным, правоохранители стран ЕС, пытаясь продемонстрировать результативность своей работы, уделяют особое внимание нарушениям в данной сфере. Благодаря сложившейся системе вероятность того, что у вас посреди белого дня заберут бизнес, сведена к нулю.
В Украине же такие случаи никого не удивляют. По разным подсчетам, количество рейдерских захватов в последние годы оценивается на уровне 3000 в год. При этом, согласно данным Украинского союза промышленников и предпринимателей, в Украине действует 35-50 специализированных рейдерских групп, состоящих из опытных юристов и экономистов.
Безусловно, когда существует высокий риск того, что у вас завтра просто заберут бизнес, вы никогда не станете инвестировать в такую страну деньги, какие бы привлекательные налоговые ставки она ни предлагала.
Система гарантий выполнения обязательств и контрактов
Типичный случай для Украины, когда директор компании на совещании с руководителями департаментов обязывает главу отдела закупок заключить договор с поставщиком и сразу же дает поручение руководителю юридической службы искать зацепки для того, чтобы не оплачивать закупку, в странах ЕС просто является невозможным.
Проблемы с выполнением обязательств в Украине присутствуют на всех уровнях – контрагенты задерживают оплату поставок, государство задерживает или вообще не возмещает НДС, фонды соцстраха по нескольку месяцев не компенсируют расходы предприятий, связанные с наступлением страховых случаев.
Иной раз для украинского предприятия дешевле купить решение суда о возможности не оплачивать поставки, чем расплачиваться с контрагентами согласно подписанным договорам. Очевидно, что вести деятельность в таких условиях достаточно сложно. В ЕС эта проблема отсутствует на ментальном уровне, поскольку для европейцев не совсем понятно, как можно не оплатить закупленный товар.
Правда, у европейских предприятий действуют куда более гибкие подходы к срокам оплаты, ведь приоритетом является удержание длительного партнерства с клиентом, нежели возможность один раз «выбить» из него деньги.
Глубоко укорененная рыночная модель экономики
Европейская экономика на самом деле является максимально приближенной к рыночной модели. Это означает, что успех предпринимателя зависит от его способности предложить качественный товар по низким ценам. Если предприниматель готов предложить такой продукт, то перед ним отрываются все двери: от супермаркетов, которые предоставляют лучшие позиции на своих площадях, до венчурных фондов, готовых обеспечить финансирование для расширения деятельности.
В Украине же вывести товар на рынок без системы откатов и взяток практически невозможно, а успех получения долговых ресурсов зависит не от перспективности идеи предпринимателя, а от обеспечения, которое он может предоставить в качестве гарантии.
Все это привело к тому, что в Украине новые фирмы практически не появляются. Украинские молодые предприниматели предпочитают реализовывать стартапы в странах ЕС.
Развитый финансовый рынок
Европейский бизнес строился и развивается в основном на заимствованиях. Стратегия собирать деньги полжизни, чтобы потом открыть свой бизнес, считается в ЕС крайне глупой. Ведь часть жизни предпринимателя (при этом, самая активная) тратится на поиск финансирования. В ЕС развитый финансовый рынок позволяет привлечь длинные деньги по относительно невысоким ставкам.
Большинство предпринимателей могут найти себе финансового партнера в банковской системе, среди институциональных инвесторов, пенсионных фондов, венчурных фондов или претендовать на бюджетные гранты. Легкий доступ для финансирования позволяет европейскому бизнесу динамично развиваться и модернизироваться, что является ключевым фактором его конкурентоспособности.
В Украине же, если только предприниматель не занимает одновременно высокую государственную должность, позволяющую влиять на распределение бюджетных денег, единственный вариант, где он может найти финансирование для своего бизнеса – это банк. Правда, стоят эти деньги 20-30% годовых, а их получение сопряжено с колоссальными требованиями к обеспечению кредита.
Развитая система государственной поддержки
Страны ЕС оказывают существенную поддержку бизнесу на всех стадиях производства – от коммерциализации идеи до помощи в расширении рынка. При этом, данная поддержка является не только информационной, но и материальной. Например, для поддержки реализации инновации правительство может взять на себя до 35% финансирования расходов, а также помочь в поиске дополнительных источников финансирования.
В рамках СЭЗ предприятия освобождены от уплаты налогов вплоть до 70% стоимости инвестиционного проекта. В Украине же государственная поддержка бизнеса, не связанного с властью, отсутствует полностью. Для того чтобы реализовать инвестиционный проект, надо заплатить налоги.
Эффективная система госзаказов
Государственные закупки рассматриваются в ЕС как один из главных инструментов стимулирования экономической деятельности, поэтому государственным тендерам уделяется особое внимание на уровне союзных органов. Комиссия ЕС имеет право заблокировать любой тендер с участием бюджетных средств союза в стране ЕС, если заподозрит, что он прошел с нарушениями.
В новых членах ЕС, в частности в бывших постсоциалистических странах, злоупотребления фиксировались достаточно часто, однако после нескольких скандалов, в результате которых ЕС пригрозил полностью прекратить финансирование инфраструктурных проектов, чиновники доходчиво поняли, что в этой сфере откаты брать нельзя.
Кроме прозрачности и доступности системы госзаказов в ЕС, стоит отметить ее максимальную ориентацию на развитие конкуренции и привлечения максимального количества участников, в том числе представителей малого бизнеса. Специальная директива обязывает структуры, проводящие тендеры за бюджетные деньги, максимально разбивать объемы заказов для того, чтобы в них могли принять все предприятия, вне зависимости от размеров.
В Украине же система госзаказов доступна только бизнесу, имеющему тесные контакты во власти, поэтому стимулирует предприятия не развивать собственное производство, а формировать коррупционные схемы.
Неизбежность наказания за нарушение закона
Законодательство Украины достаточно близко гармонизировано с европейскими стандартами. Более того, в 90-х годах Украина принимала законы, которые, по сути, были дословным переводом французских законов, поэтому «качество» украинской правовой системы достаточно высокое.
Однако, ключевой проблемой является то, что европейские законы не работают «по-европейски» в Украине. Причина этого правового нигилизма только одна – отсутствие наказания за нарушения закона. На фоне правового хаоса в Украине просто таки невероятной выглядит ситуация в Польше, где налоговые органы продолжают притягивать граждан к ответственности за уклонение от уплаты налогов и незаконную легализацию теневых доходов, полученных в конце 80-х годов прошлого века.
Это не свидетельствует об излишней придирчивости, а всего лишь наглядно иллюстрирует то, что значит неизбежность наказания за нарушение закона.
Алексей Молдован
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас