Бюджетная дубина-2014 — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджетная дубина-2014

Казна и Политика
1642
Нескрываемое закручивания гаек в стране с принятием пакета реакционных законов в четверг, 16 января, задает тон для работы всей бюрократической системы. А учитывая приближение президентских выборов и сопутствующую необходимость задабривания “масс”, особенно печальные перспективы вырисовываются, в частности, для бизнеса.
Неадекватно завышенная планка доходов в госбюджете-2014 (принятом уже традиционно без обсуждения) заставляет предположить, что для его выполнения понадобятся “особые” методы работы не только фискальных органов, но и всей госмашины (проверки, штрафы и т.д.). И работа эта будет значительно жестче, чем в 2012-2013 гг.
Однако не факт, что спуск госконтролеров с цепи обеспечит желаемый результат. Ведь “соков” у предпринимателей и так практически не осталось. Перегибы же на местах еще больше наэлектризуют и так крайне напряженную атмосферу в обществе. А взяться всерьез за доение “священных коров” (особенно из собственного регионального отряда) власть, похоже, не решится.
Поэтому едва ли не единственная реальная возможность хотя бы попытаться подкупить часть электората – дальнейшее закапывание государства в долговую яму. Тем более что “экскаватор” и “лопаты” из Кремля уже выписаны (а точнее, передано в необходимое для этого временное пользование).
Окончательной версии госбюджета-2014 после обработки его в профильном комитете на момент подготовки этого материала еще обнародовали. Вместе с тем, согласно данным Минфина, депутаты увеличили дефицит госказны на 12 млрд грн (до 4,3% ВВП). Планируемые доходы выросли всего на 0,2 млрд грн, а расходы и объем предоставления кредитов – на 15 млрд (см. табл.). В заключении бюджетного комитета парламента к документу (его поправки, как отмечалось, учтены при его принятии) предполагалось увеличить предельный размер госдолга на 4,4 млрд грн (до 584,5 млрд)
Можно ли попытаться найти хоть какой-то позитив в продолжении безосновательного раздувания расходной части итак изначально нереалистичного проекта госбюджета (исходя в том числе из “потолочного” ​​прогноза роста реального ВВП на 3% и номинального – на 13-14%)? Теоретически, да. Ведь парламентарии могли сделать его еще более нереалистичным, еще больше оторвав главную финансовую смету страны от “грешной земли”. Тем более, что общий объем поданных поправок тянул на 750 (!) млрд грн. Однако это, согласитесь, очень условное и слабое утешение…
По оценкам экс-министра финансов Виктора Пинзеника (нардепа от УДАРа), принятый бюджет – рекордно несбалансированный за все годы независимости. Реальный дефицит парламентарий оценивает в 200 млрд грн (!) – на такую ​​сумму расходов нет реальных источников поступлений.
Откуда такая невероятная сумма? Во-первых, как отмечал В. Пинзеник, она включает официальный 70-миллиардный дефицит. Во-вторых, завышенные доходы в сумме не менее 30 млрд грн. По данным экс-министра финансов, в прошлом году общий фонд бюджета получил 291,6 млрд грн доходов (Госказначейство официальные данные еще ​​не обнародовало). То есть в 2014-м по сравнению с фактическими поступлениями в 2013 году они должны вырасти почти на 56 млрд грн (+20%), что кажется очень и очень маловероятным на фоне стагнации экономики и призрачности надежд власти на ее скорейшее выздоровление за счет российских допингов.
Третий фактор – часть расходов бюджета вообще не отражена в таблице расходов, зато они есть в текстовой части (таких – на 20 млрд грн). Четвертый фактор – новый “дефицитный сюрприз”. Пинзеник объяснял, что речь идет о вступлении в силу законов, которые на протяжении многих последних лет постоянно останавливались при принятии очередного бюджета. Впервые в законе о бюджете на 2014 г. этого не было сделано (очевидно, речь идет о детях войны, чернобыльцах и др. – В.П.). А средства на их выполнение (около 70 млрд грн) заложить в закон тоже “забыли”. С учетом других элементов дисбаланса и набегает 200 млрд грн.
Даже учитывая оппозиционность риторики экс-министра, трудно с ним не согласиться, что возникновение подобной дыры в госфинансах несет угрозу катастрофы – ведь реальных источников для ее финансирования у украинской экономики, которая и так дышит на ладан, сейчас мало. Особенно если “священные коровы” остаются нетронутыми.
Симптоматично, что на нереалистичность доходной части бюджета указывали и представители ПР в Верховной Раде. В частности, “дутой” называл ее в комментарии УНИАН нардеп Ярослав Сухой. “Мы предлагаем назвать источники доходов. Если их не будет, надо пересматривать”, – отмечал парламентарий до голосования за бюджет. Похоже, что «наверху» не прислушались.
Говоря о непомерных аппетитах власти в разрезе отдельных бюджетообразующих налогов, даже в лояльном к власти Украинском союзе промышленников и предпринимателей (УСПП) обращали внимание на запланированный правительством рост поступлений от НДС на 12,4% по сравнению с планом на 2013-й ( который, кстати, опять же из-за нереалистичности, скорее всего, не был выполнен на сумму около 20 млрд грн). Также указывалось, что немалое давление на доходную часть госказны в этом году будут создавать и значительные авансовые переплаты налогов в 2013 году (на сумму которых должны автоматически уменьшатся отчисления нынешнего года), и ожидаемое снижение доходов бюджета от уплаты налога на прибыль (что обусловлено ухудшением в 2013 г. финансового результата отечественных предприятий по сравнению с показателем 2012-го).
Кроме того, по словам председателя комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлии Дроговоз, есть риск неконтролируемого увеличения объема налоговых льгот из-за принятого Закона “О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест”. Он не только снимает ограничения для практики применения налоговых стимулов, но и внедряет ручной режим их предоставления.
Чтобы избежать в конце 2014 года такой нежелательной перед президентскими выборами лихорадки с финансированием запланированных расходов, власть может прибегнуть разве что к стремительному наращиванию госдолга. Кстати, как отмечал советник президента РФ Сергей Глазьев, российский кредит предназначен прежде всего для балансировки дефицитного бюджета Украины (напомним, что в 2013 году заимствования в общий фонд госбюджета выросли более чем на половину – на 52% по сравнению с 2012-м, до 156,94 млрд грн).
Именно с учетом этого не такими уж сдержанно пессимистичным выглядят прогнозы финансистов, даже если Москва выделит Украине все анонсированные 15 млрд долл. (с учетом уже предоставленных 3 млрд.), резервы НБУ ощутимо не пополнятся, увеличившись лишь до 22-24 млрд долл. (на конец декабря 2013 года – 20,4 млрд долл.). Поэтому, вероятно, в госсмету и заложен среднегодовой прогноз курса 8,4-8,5 грн/долл.
А ему, как соловью – песня…
В предложенную правительством Николая Азарова версию проекта госбюджета нардепы внесли несколько поправок, местами – довольно принципиальных. Произошло это в основном на заседании бюджетного комитета, который работал не только в закрытом, а даже в секретном режиме. Доступ к нему имел крайне ограниченный круг лиц. Со стороны правительства корректировки согласовал первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский.
Показательная деталь. По данным DT.UA, задержка с началом заседания бюджетного комитета в среду, 15 января, была обусловлена ​​тем, что в госбюджете не были в достаточной степени учтены интересы… ДТЭК. Несогласованности, которые утрясали в высоких правительственных кабинетах более четырех часов (заседание, которое должно было начаться в 17.00, в итоге реально открылось в 22.00), касались, в частности, компенсаций, предусмотренных законодательством для энергетических компаний. А без голосов депутатов, аффилированных с Ринатом Ахметовым, который не согласился мириться с ущемлением своих интересов, о возможности набрать 226 голосов, конечно, не могло быть и речи.
Сравнительная таблица с поправками-предложениями в госбюджет так и не была обнародована (ее предыдущим вариантом располагает DT.UA). Как объясняли в бюджетном комитете, это из-за “особой процедуры” рассмотрения проекта, которую Рада определила в декабре и уполномочила комитет обрабатывать поправки фактически автономно.
В любом случае ясно, что далеко не все “пожелания” даже самих регионалов (исходя, в том числе, из конечных параметров общих расходов) учтены – только, пожалуй, “избранных из избранных”. Хотя, пожалуй, “убедительные аргументы” для коммунистов, которые достаточно жестко накануне критиковали госсмету, все-таки нашлись – судя по их голосованию.
Среди важных изменений обращают на себя внимание прежде всего такие.
Платежи НБУ. Минимальный объем перечислений Национального банка в госбюджет (по статье “Превышение доходов над расходами”) вроде остался на уровне не меньше (!) 5,7 млрд грн ежеквартально, а общегодовая сумма – не менее (!) 22,8 млрд грн. Исходя из практики, в частности, 2012-2013 гг., указанное “не менее” означает, что будет значительно больше. По данным Пинзеника, в прошлом году НБУ заплатил в госказну 28,3 млрд грн (+20% к 2012 г.), что составило почти 10% всех поступлений в общий фонд госбюджета.
При этом Верховная Рада уменьшила для НБУ норму его отчислений в общие резервы (нужных для покрытия вероятных убытков) с 10 до 5% от его денежно-кредитных обязательств. Кроме того, установлено, что перечисление в бюджет прибыли к распределению осуществляется согласно статьи 15 закона о госбюджете (где и установлены минимальные квазифискальные обязательства) без учета части 5 статьи 5-1 Закона “О Национальном банке Украины”. Т.е. без необходимости направлять 50% прибыли в общие и другие резервы Национального банка.
Понятно, что сделано это для существенного облегчения процедуры предоставления центробанком финансовой поддержки правительства (в частности, чтобы предупредить “лишние” вопросы внешних аудиторов в НБУ). При этом дополнительные вливания в госбюджет в результате сокращения уровня страховых резервов (которые на конец года, по данным нардепов, составляли примерно 20 млрд грн) могут составлять 10 млрд грн . Такое вот сближение “потребностей” и “возможностей” с помощью “печатного станка” Нацбанка…
Очевидно, что именно этот механизм является одной из основных подстраховок для госказны на фоне ожидаемого невыполнения завышенного плана общих фискальных платежей.
Кстати, указанная норма о снижении страхового лимита для НБУ до 5% предусмотрена в законопроекте № 3870, который председатель бюджетного комитета Евгений Геллер зарегистрировал в парламенте 14 января с.г. Ее внесение в закон о бюджете может отражать сомнение в том, что такая одиозная новация способна пройти самостоятельное голосования в парламенте…
Возмещения “зернового” ​​НДС. В своих выводах к проекту госсметы бюджетный комитет ВР рекомендовал парламенту пролонгировать действующий до 1 января 2014 г. режим невозмещения НДС при экспорте зерновых культур (в заключительных положениях записано – до 1 января 2016 г.). Цена вопроса – от 8 млрд грн (оценки отдельных агроасоциаций) до 18 млрд грн (правительственные оценки, за некоторыми из них – даже более 20 млрд грн).
Уже во время молниеносного рассмотрения бюджета в парламентском зале звучало предложение изъять соответствующую норму и принять отдельный, уже поданный в ВР правительственный законопроект № 3863. Намеренно это было сделано или нет, но в потоке отштампованных в ручном режиме голосований № ​​3863 так и не фигурировал. По крайней мере, по данным портала ВР. Поэтому, наверное, до опубликования окончательной редакции принятого госбюджета пока рано говорить, состоялась отсрочка возмещения “зернового” ​​НДС или нет.
Пока сохраняется теоретическая вероятность того, что по крайней мере часть зернотрейдеров сможет возвращать НДС – согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс в декабре в пакете с дюжиной других налоговых новаций (законопроект № 3757, уже подписанный Януковичем). Речь идет о тех трейдерах, которые закупают зерно непосредственно у сельхозпроизводителей, то есть преимущественно об отечественных агрохолдингах. Иностранные же зернотрейдеры, таким образом, оказываются за бортом.
По данным источников DT.UA., на возмещение “зернового” ​​НДС, несмотря на все декларации правительства, было заложено 10 млрд грн. Несложно угадать, кому они предназначались в первую очередь. Хотя, как утверждают источники в Миндоходов, налоговое ведомство поддерживало отсрочку возмещения НДС для зернотрейдеров для “сохранения бюджетного ресурса”.
Напомним, что часть компаний (прежде всего из числа международных торговцев) выступали за пролонгацию режима невозмещения НДС, поскольку были уверены, что, несмотря на открытие законодательных шлюзов, возврат налога им не светит. А чтобы конкуренты не оказались в более выгодном положении, они и отстаивали принцип “так не доставайся ты (НДС) никому”.
Уплата НДС при импорте газа. В тот же четверг, 16 января, нардепы приняли законопроект № 3853-1 (автор – Кабмин), который вновь освободил от НДС импорт газа в Украину (как это было до 1 января 2014 г.).
Против этого выступал Минфин. Как отмечал на заседании налогово-таможенного комитета ВР представитель министерства Николай Чмерук, в проекте бюджета уже учтены 2 млрд грн соответствующих платежей (правда, по экспертным оценкам, цена вопроса значительно выше – более 10 млрд грн). Но победило в результате, видимо, энергетическое лобби (пояснительную записку к принятому правительственному законопроекту подписал министр энергетики Э.Ставицкий), которое оправдывало свое предложение плохим финансовым положением “Нафтогаза”. О договоренностях с Россией, которые, по логике вещей, должны его улучшить, замалчивалось. Как и о том, что в конечном итоге открывается возможность не платить НДС также другим структурам, которые импортируют газ…
Похоже на то, что нормы о векселях (которыми государство позволило и НДС возвращать, и по своим долгам перед поставщиками товаров и услуг рассчитываться, и теплокоммунэнерго расплачиваться ими за газ) в госбюджете остались в первоначальном виде. Хотя, судя по депутатским поправкам к проекту госсметы, соответствующую статью (19) предлагалось или вообще исключить, или частично урезать. Показательно, что в части НДС это предлагали депутаты, которых принято считать лоббистами интересов Р.Ахметова…
Лимит госгарантий остался без изменений – 50 млрд грн. Сохранилась и норма о возможности для Пенсионного фонда привлекать банковские кредиты “для покрытия временных кассовых разрывов”. Правда, сделано уточнение, что порядок кредитования должен определять Кабмин. При этом бюджетный комитет для “усиления парламентского контроля” добавил положения, что средства Госфонда регионального развития правительство будет распределять по согласованию с ним. Под нужды Государственного земельного банка Кабмину поручено выпустить ОВГЗ на 200 млн грн.
Среди очень “интересных” новаций нельзя не обратить внимание на изменение редакции статьи 18 бюджетного закона. В ней зафиксировано разрешение Министерству обороны в 2014 “для обеспечения непрерывности процесса питания личного состава Вооруженных сил” заключать с субъектами хозяйствования – победителями процедур закупки 2013 г. “дополнительные соглашения о продлении действия договоров о закупке услуг по питанию в пределах соответствующих бюджетных ассигнований Министерства обороны”. Простор для фантазии в интерпретации такой нормы просто огромен. Одна из них – закупки для армии выводятся из-под тендерного законодательства. “Правильные” же победители тендеров-2013 могут получить годовой гарантийный карт-бланш на поставки без необходимости соблюдать формальности тендерных процедур…
Если уж затронули тему Минобороны, следует упомянуть и о сокращении расходов на развитие вооружений и техники почти на 40% по сравнению с 2013 г. – до 563,3 млн грн. Общий же уровень госфинансирования Вооруженных сил оценивается в 15,1 млрд грн, что на 1,47% меньше по сравнению с 2013 г. И это на фоне бравурных заявлений о переходе армии на контрактную основу. Как с таким финансированием она будет работать – огромная загадка… Для сравнения: расходы на прокуратуру в 2014 г. планируется увеличить на 1,88 млрд грн.
Разгон в стену
Завышенный план доходов однозначно скажется всей украинской экономике. Как это повлияет на инвестиционный климат, тоже очевидно и не раз говорилось. Это при том, что в соответствии со свежим “Индекса экономической свободы”, который рассчитывается Heritage Foundation и Wall Street Journal, Украина – и так на последнем месте в Европе по уровню экономической свободы.
В публикациях DT.UA уже отмечалось, что, скорее всего, в конце 2014-го власти придется повторять “финт ушами” образца конца 2013-го, когда в авральном режиме 19 декабря планку доходов снизили на 19 млрд грн. Однако и это, если исходить из обнародованного В.Пинзеником показателя фактических доходов общего фонда бюджета прошлого года (291,6 млрд грн), не уберегло его от недовыполнения на уровне почти 13 млрд грн (без учета игры в наперстки с сокращением доходов – более 32 млрд грн).
Хуже всего в текущей ситуации то, что и оппозиционные политические силы, которые претендуют на приход во власть после нынешней команды, не предоставляют системной альтернативы, вместо этого соревнуясь в популизме и безответственности с нынешним чиновниками.
Разрекламированные требования вроде сокращения расходов на 20 млрд грн на содержание госаппарата и направление их на здравоохранение, науку и культуру и т.п., к сожалению, из-за фрагментарного популистского характера вызывают лишь дюжину вопросов и сомнения. А предыдущий анализ большинства официальных оппозиционных поправок в госбюджет их только усиливает. Да, здесь можно сетовать, что, мол, шансов на то, что их учтут в бюджетном законе, все равно практически не было. Но такое оправдание, согласитесь, звучит не очень понятно. И это означает, что ожидать от украинского государства реализации более понятной бюджетно-фискальной политики при нынешних политических лидерах (как провластных, так и оппозиционных) не приходится.
И все же политическая ответственность за проголосованный на текущей неделе бюджетный законопроект лежит на правительстве и персонально Николае Азарове, который еще совсем недавно уверял общественность, “что бюджет-2014 будет сбалансированным и реалистичным”. А еще – на 249-ти провластных депутатах, голоса которых были зачислены в поддержку законопроекта с имитацией легитимности процесса еще более призрачной, чем заложенные в бюджетном законе показатели. Но в первую очередь – на президенте Викторе Януковиче, который очень оперативно (уже на следующий день) его подписал. Как подобные “реалистичность”, “легитимность” и оперативность могут отразиться на бизнесе и экономике, которые и так задыхаются в фискальной петле, и на стране в целом – не хочется и загадывать…
Василий Пасочник
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас