Меньше можно, больше - ни-ни! — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Меньше можно, больше - ни-ни!

Энергетика
2503
К существующему газовому контракту РФ и Украины 2009 г. уже было подписано 28 дополнений, в декабре 2013 г. одним стало больше. Контрактная формула не изменилась, но теперь цену российского газа для Украины определят коэффициентом, который в диапазоне значений от 0,6 до 1 будет измерять «градус» политических отношений двух стран. С 2014 г. минимальный уровень цены газа для Украины может составить $268,5/тыс.куб.м (т.е. при нынешней конъюнктуре, К=0,67). В дальнейшем, значение коэффициента будет пересматриваться ежеквартально.
«Высшая» арифметика
Как до, так и после судьбоносного для Украины саммита в Вильнюсе, было понятно, что цена российского газа для Украины не скоро будет определяться на основе экономических условий, т.к. она пока что диктуется скорее политическими соображениями и частными экономическими интересами.
Вскоре после Вильнюса, но еще до визита В.Януковича в Москву, «эксперты» отрасли озвучивали возможный уровень снижения цены. Почти никто не промахнулся, но, тем не менее, результат превзошел все ожидания: возможную новую цену на газ для Украины назвали на уровне ниже европейского!
«Среднеевропейская цена на газ должна быть в пределе $370. Минус транспорт примерно $70 для Украины. Вот $300 должна быть максимальная цена для Украины за газ. Я говорю о цене, которая должна быть рыночной, европейской. В Украине – $300. Она у нас – $510», – отмечал В.Янукович («Вести», 27.11.13 г.).
После нескольких лет и многочисленных безуспешных попыток изменить цену на российский газ отечественный Минэнерго наконец подсчитал, что его стоимость должна составлять около $260, а СМИ написали, что Министерство планирует «выбить» у России газ по $259! (http://hronika.info/politika/11735-v-minenergo-planiruet-vybit-u-rossii-gaz-po-259-dollarov.html)
«Я верю, что стоимость газа будет снижена. Россия может согласиться на уменьшение цены на $100-140/тыс.куб.м»,- отмечал накануне В.Медведчук в интервью агентству Bloomberg. Уместнее было бы начать с: «Я знаю..». Его несложная, но понятная многим, арифметика логично обосновывала целесообразность снижения цены, чего не удавалось сделать руководству Украины последние 3 года: «Например, сейчас газ на европейском рынке стоит на споте около $394/тыс.куб.м, а его транспортировка из России в Европу обходится в $100/тыс.куб.м. Газ на границе Украины сейчас должен стоить $294/тыс.куб.м, а не $380, как мы платим «Газпрому», – резюмировал интервьюированный. Прозорливость просто удивила, как остальные этого не понимали?
Отдельная и мало кому интересная тема, что цифры, как и подобный метод расчёта, имеют мало общего с экономически обоснованным уровнем цены на российский газ для Украины, методом «нет бэк» и вообще соответствуют действительности.
Меньше можно, больше - ни-ни!
Стоимость транспортировки 1 тыс.куб.м российского газа от основных регионов добычи (на Ямале) до границ сопредельных государств на западе и северо-западе России (Беларуси, Эстонии, Латвии и Украины) также приблизительно одинакова и составляет около $90 (расстояние 3262 км, транспортный тариф по территории РФ $2,7/тыс.куб.м/100км). Таким образом, с учетом себестоимости (~$40), стоимости транспортировки и др. затрат, цена российского газа на границе вполне реальна на уровне $150/тыс.куб.м, но по факту мало кому удалось получить такую цену.
Оценивая, какая это – экономически обоснованная или же политическая цена, не может не удивлять: почему на границе РФ/Беларусь этот же газ стоит до $170, а на границе РФ/страны Балтии $460-515?
В частности, стоимость транзита российского газа через Беларусь в Литву (расстояние транспортировки ˃400 км, тариф $2/тыс.куб.м/100 км) около ~$8, но по факту для Литвы стоимость российского ресурса увеличивается в 3 раза, до $515! А Эстония и Латвия, имея аналогичное транзитное плечо, как и для Беларуси, получают российский газ по ˃$460.
В то же время транзит через Беларусь в Польшу, куда российский газ продавался по $440, обходился в ~$12 (расстояние ˃600 км, тариф $2).
Для сравнения, транзит российского газа через Украину в Европу: до границы Словакии, Польши, Венгрии, Румынии (среднее расстояние 1150 км, тариф ~$3) стоит ~$34/тыс.куб.м.
Что же касается поставок газа с европейского спотового рынка, то должны быть обеспечены возможности его закупки (через газовых трейдеров аккредитованных на конкретном рынке), и транспортировки (резервирование мощностей газопроводов под конкретные объемы и на определенный срок), а их – нет. Кроме того, спотовая цена газа на европейских региональных рынках формируется разными поставщиками (Норвегия, РФ, Голландия, Алжир, Катар и др.), среди которых российский ресурс – один из самых дорогих. Поэтому для расчета цены российского газа для Украины методом «нет бэк» некорректно брать среднюю цену европейского спота, от которой минусуется европейский транзит и заявляется, что это – «красная» цена для Украины.
Оперируя вышеприведенными цифрами не сложно подсчитать цену российского газа для стран ЕС, а также его стоимость для стран постсоветского пространства. Очевидно, ни спотовая цена в Европе, ни стоимость транспортировки российского газа до европейского рынка, которыми апеллируют политики, тут не причем! Имеет место чистая политика, а с помощью обтекаемых фраз, приблизительных цифр и нераскрытых сведений – происходит манипуляция фактами и сознанием.
За день до шестого заседания украинско-российской межгосударственной комиссии, на нем планировалось рассмотреть новое газовое соглашение между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины», председатель фракции Партии регионов в Верховной раде А.Ефремов отмечал: «…Подход такой: эта цена не должна быть выше среднеевропейской. Она должна учитывать предыдущие договоренности и транспортировку газа по территории Украины».
По факту, возможный уровень цены на газ для Украины назвали ниже европейского! «…Подписанный документ позволяет «Газпрому» поставлять газ на Украину по цене $268,5 за тыс.куб.м, тогда как сейчас она составляет свыше $400» (В.Путин, пресс-конференция 17.12.13 г.).
Уровень $268,5 стал возможным благодаря коэффициенту в формуле газового контракта 2009 г., который в 1-м квартале 2014 г. составит 0,67, а далее, согласно изначальным планам, будет пересматриваться ежеквартально. Его значение будет определять уровень взаимоотношений РФ и Украины, при которых отдаление от ТС будет означать рост коэффициента до значения «1», т.е. возврат к старому уровню цены и отношений.
Следует напомнить, что для Беларуси цена российского газа определялась также по формуле, которая якобы соответствовала формуле цены при поставках российского газа в Европу, и в 2008-2010 гг. к цене применялись понижающие коэффициенты (0,67, 0,7 и 0,9 соответственно).
Фигура вторая, печальная
Какова цена такой цены на газ? За последние 3 года цена топлива на АЗС Украины менялась не существенно. И вот, после многих лет приобретения топлива на одной и той же заправке по одинаково высокой цене (11-11,4 грн./л), которая не всегда зависела от мировой ценовой конъюнктуры, вдруг поступает предложение заправиться по 7,4 грн./л, т.е. на 30% дешевле. Первая мысль: «Что-то тут не то», – и в условиях такого непристойного предложения лучше сменить АЗС.
Кроме озвученных планов выделения финансовой помощи РФ – Украине в размере 15 млрд., для закрытия брешей в бюджете и создания благоприятной почвы для выборов 2015 г., пока что мало других известных уступок украинской власти, т.к. за полученную новую цену должно быть нечто более материальное, чем очередные обещания плодотворного сотрудничества в будущем. Знание славянской склонности продать что-нибудь ненужное, порождает множество домыслов, которые в большинстве выглядят один реалистичнее другого.
Актуализировались угрозы относительного того, что Украина отдаст России контроль над ГТС и выйдет из энергетического сообщества ЕС; идеи относительно двух и трехстороннего консорциума по управлению ГТС Украины; перспективные планы совместного производства самолетов АН, которые, как и тема консорциума ГТС – вечны, а результаты за последние 10 лет – неубедительны.
Пока что, наиболее реально выглядят идеи интервенции «Газпрома» на рынок Украины путем частичной покупки ГТС (уже накопленная задолженность плюс задолженность по новому кредиту в один момент позволят произвести узаконенное изменение собственника), увеличения доли на внутреннем рынке Украины. Именно так РФ закреплялась на рынках Беларуси, Армении, Кыргызстана.
На протяжении всего следующего года будут проясняться все новые детали российско-украинских соглашений 17 декабря 2013 года.
Что хуже всего, так это установка в режим «ожидания» проектов укрепления энергетической безопасности Украины, что представляет наибольшую угрозу, и в частности:
- реализация планов увеличения собственной добычи традиционного и нетрадиционного газа в Украине, в т.ч. на шельфе Азовского и Черного моря, теряет жизнеспособность в условиях конкуренции с российским газом на новых ценовых параметрах. Даже для создания имитации деятельности в данном направлении руководству отрасли придется перестраивать прописанные правила с Shell, Chevron, Eni, EDF и др. в угоду «Газпрому». Для частной отечественной газодобычи новые правила, а точнее цена газа, не сулят оптимистических ожиданий в 2014 году. Частникам будет сложно конкурировать с российскими ценами и выполнять ранее согласованные производственные и инвестиционные программы, рассчитанные на уровень ˃$400/тыс.куб.м.
- диверсификация поставок газа, в рамках которой возможно было рассматривать СПГ-проект, проекты реверсных поставок, закупку газа на европейском спотовом рынке, создание в Украине газового хаба и др., теперь вряд ли выживут;
- новые проекты альтернативной энергетики в условиях низкой цены на газ утратят свою жизнеспособность и едва ли смогут конкурировать с традиционными для Украины энергоресурсами. Уже реализованные проекты в солнечной и ветроэнергетике, благодаря своим инициаторам и собственникам, а также системе поддержки «зеленых тарифов» – с трудом будут держаться на плаву;
- проекты повышения энергетической эффективности немного утратят значение, однако зная, что установленный уровень цены является временным и в любой момент все может обернуться вспять, будут актуальными как для промышленности, предприятий бюджетных и теплокомунэнерго – для которых предусматривается временное изменение цены, так и для населения, цены на газ для которого не снизятся. Глава Кабмина сразу же объявил об этом: «Сегодня у нас созданы объективные условия для снижения граничного уровня цены на импортный природный газ для бюджетных, промышленных потребителей и других субъектов хозяйствования на 2014 г. …В течение 2014 г. тарифы на газ для населения не снизятся, а останутся на прежнем уровне» – сказал Н.Азаров на заседании правительства 25.12.2013 г.
НКРЭ приняла решение снизить с 1 января 2014 г. предельную цену на газ для промышленности на 10% – до 3113 грн./тыс.куб.м и для госучреждений – на 29%, до 2448 грн./тыс.куб.м (УНИАН, 30.12.13 г.)
Популизмом, или достижением краткосрочных, и вряд ли экономических, целей, попахивает решение снизить тариф и для населения, или вообще все тарифы. Разве только если Президент просит….
Внимание, говорит Москва…
Пока руководство Украины оправдывается, рассказывая о «плюсах» нового формата взаимоотношений с РФ и крепости российских объятий, рисуя схемы потенциальной прибыли и апеллируя сомнительностью выгод от ассоциации с ЕС, сами российские журналисты и политические функционеры не скрывают ни целей, ни средств навязанного нового витка межгосударственного сотрудничества, результаты которого выглядят куда более катастрофичнее газового контракта 2009 года.
В рамках информационной «обработки» собственного населения, а также соседних стран, российские СМИ любой информационный повод или событие проецировали на Украину, нынешнее руководство которой отказалось от европейского курса, что породило «Евромайдан» и угрозу вхождения в ТС. Недоумение вызывали заметки с чудаковатыми названиями типа: «Россия обнулила пошлины на нефть и газ для Армении. Газ будет поставляться по 180 долл США, а в Украину – пока не будет» или «Не смотря на протесты, Э.Ставицкий уверен, что в 2014 г. газ для Украины подешевеет на 10-15%». И это профильные СМИ, которые освещают нефтегазовую отрасль. Чего ожидать от остальных?
«….Ситуация складывается таким образом, что в 2015 г. любой президент Украины (даже если это станет не Янукович) будет вынужден играть по российским правилам: Незалежная будет должником России не на 15 млрд., а на намного большую сумму: ведь для того, чтобы отдать эти деньги, придется одалживать еще. Очевидно, что одалживать, не предпринимая при этом серьезных реформ, немногие захотят. Впрочем, Украина может «перепрыгнуть» фазу Таможенного союза в 2015 году и абсолютно безальтернативно может быть поглощена Евразийским экономическим союзом с выходом потом на валютный союз, политический союз. «То, что рубль пытаются ввести в резервную валюту Украины с российской подачи, есть уже сейчас»…Российские методы при этом совершенно очевидны: кредитуя страны, фактических «банкротов», Россия в последующем «забирает долг тем, что нравится: украинская ГТС, или Военно-промышленный комплекс, авиа- или кораблестроение». Такая же схема была применена и в Армении, когда сначала подняли цены на газ, которые загнали республику в долги, а затем забрали у нее все, что у нее есть, включая атомную электростанцию и армянскую железную дорогу, которая не имеет выхода никуда…» («Армения вступает в Таможенный союз. Кто следующий?», km.ru, 25.12.2013..)
По сути, так оно и есть. Чего не вписали в перечень возможных утрат, так это энергетическое машиностроение, объекты энергосистемы и теплоэнергетики, с помощью которых РФ станет «ближе» к украинскому народу и конечному потребителю, как это уже делает ООО «Газпром сбыт Украина» в газовой отрасли.
До 2014 г. предприятия Украины были зависимыми от стоимости поставок российского газа, теперь – от коэффициента. Намного понятней выглядел бы ввод в формулу «фактора» учитывающего, например, температуру окружающей среды: зима – выше спрос и цена, лето – наоборот;))
Однако теперь политический градус украино-российских межгосударственных отношений будет определять значение числового множителя в формуле (коэффициента), от которого будет зависеть фактическая стоимость газа для промышленности и бюджетников Украины. Отдались в объятия РФ и ТС, по примеру Беларуси, Армении, Кыргызстана – получите К=<1, в противном случае К=1, т.е. ничего не меняется: задолженность растет, в т.ч. штрафные санкции перед РФ за не выполнение/нарушение условий газового контракта, а цена газа – европейская.
На кон поставлены стратегические интересы Украины, а выгоду получат собственники отдельных промпредприятий, бизнес которых завязан на связях с РФ.
Все закончится тем, что долговые обязательства Украины перед РФ перевалят критическую массу, и из объятий РФ уже будет не вырваться. В новых условиях (снижения цен на российский газ) шансы на сохранение отечественных планов диверсификации и развития альтернативной энергетики минимальны.
Позиция лавирования на грани интересов Украины, в т.ч. международных и отечественных компаний задействованных в проектах добычи углеводородов, диверсификации их поставок, альтернативной энергетики в стране, и интересов РФ, вряд ли является дальновидной. Более того, из российского народного эпоса известно, что корабли, которые лавировали…так и не вылавировали.
Александр Лактионов, кандидат наук
Главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи”
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас