СПГ-проект для Украины: мы его теряем — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

СПГ-проект для Украины: мы его теряем

Энергетика
1785
Подписанные долгосрочные контракты на поставку газа – обязательный элемент для начала проектирования и строительства СПГ-терминала. Пока их нет, грандиозные планы и выбор варианта технического исполнения терминала, утрачивают смысл. На фоне текущих изменений на газовом рынке Украины, время от времени возникает сомнение в том, что это действительно приоритетный проект для страны, и он останется таковым в будущем.
Проект строительства приемного СПГ-терминала снова теряет привлекательность для Украины. Это опасение становится очевидным на фоне приоткрывающихся перспектив реверса газа со стороны Европы – в Украину, ожиданий связанных с добычей нетрадиционного газа на отечественных месторождениях, а также в свете реализации государственных планов увеличения добычи ресурса на шельфовых месторождениях. Снижение объемов потребления газа экономикой страны и частичное его замещение углем, что присутствует в планах руководства отраслью, – также играют не в пользу СПГ-проекта.
Именно такие выводы напрашиваются на контрасте пестрящих в прессе заголовков и озвученных грандиозных планов несколько месячной давности, и нынешним затишьем, которое вряд ли связанно с летним сезоном отпусков и снижением деловой активности.
Возможные варианты СПГ-проекта
Как известно, для Украины обсуждаются, и на промежуточном этапе разработаны, два варианта создания инфраструктуры для приема газа в сжиженном виде. Вариант №1 – стационарный СПГ-терминал наземного базирования – объекта капитального строительства, мощностью поставки газа потребителям около 10 млрд.куб.м/год, стоимостью ~$1 млрд., сроками возведения 3-4 года и эксплуатации около 30 лет.
СПГ-проект для Украины: мы его теряем
Изначально, именно наземный СПГ-терминал являлся основным и единственным вариантом для Украины, однако позже появился проект плавучего терминала, реализация которого способна приблизить вероятные сроки поступления альтернативного газа в страну. Срок реализации проекта, видимо, стал основным критерием, который ставился во главу угла нынешней властью, упуская из внимания экономическую целесообразность создания подобного объекта с более низкими параметрами, чем в варианте №1.
Таким образом, на передний план вышел вариант №2, который предусматривает использование плавучего СПГ-терминала (в английском варианте – Floating Storage and Regasification unit, FSRU) и создание береговой инфраструктуры для него.
Стоимость собственно плавучего терминала (по сути – плавучего хранилища и перевалочной базы), который состоит из обычного СПГ-танкера дополненного инсталлированной на его борт установкой регазификации, малой мощности (в сравнении с наземным заводом регазификации) около 400 тыс.куб.футов/сутки (~4 млрд.куб.м/год), составляет ~ $250 млн.. К тому же возможно арендовать подобное плавсредство, что и делает большинство потребителей. Десятилетняя аренда такого терминала составит около $500 млн. Это реальные цифры литовского проекта в порте Клайпеда, который будет введен в эксплуатацию в 2014 г., а зарождался параллельно с подобной идеей в Украине. В мае 2013 г. новый плавучий терминал «Independence» построенный для компании Höegh LNG был спущен на воду со стапелей верфи Hyundai Heavy Industries (HHI). В начале 2014 г. он займет «рабочее место» в порту Клайпеды.
СПГ-проект для Украины: мы его теряем
Такой терминал устанавливается «на якорь» у причальных сооружений в акватории порта. С его борта уже в газообразном виде ресурс транспортируется трубопроводом на берег, и далее в газотранспортную систему.
Стоимость береговой инфраструктуры (трубопроводы подводный и наземный, врезка в газовую систему и др.) оставляет около $200 млн.. Мощность такого объекта, т.е. годовой объем поставки газа потребителям, составляет максимум около 5 млрд.куб.м. Его суммарная стоимость – менее $1 млрд., сроки реализации 1-2 года, а эксплуатации около 5-10 лет.
Данное техническое решение способно полностью решить проблемы стран с небольшим уровнем потребления газа (например, Литвы с потреблением 3,3 млрд.куб.м/год) или закрывает локальные потребности газообеспечения труднодоступных регионов. Однако насколько оно применимо к Украине, которая, даже с учетом снижения импорта газа за последние 2 года с 44 до 32 млрд.куб.м/год, и его потребления в стране с более 60 до 54 млрд.куб.м/год, потребляет в десятки раз больше газа?
Очевидно то, что плавучий терминал вряд ли решит проблему диверсификации импорта газа в Украину, однако безусловным его преимуществом являются меньшие затраты, и то, что его можно осуществить в более сжатые сроки.
Опуская ответ на логичный вопрос (будет ли данный вариант №2 жизнеспособным в условиях, когда реализуются планы поставки 5-10 млрд.куб.м/год газа из Европы по схеме реверса?), планируются дальнейшие этапы проекта именно в таком виде.
16 апреля 2013 г. Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины и компания Excelerate Energy (США) подписали соглашение о размещении плавучего терминала в акватории порта «Южный» (Одесская обл.). Согласно оптимистическим планам ГП «Национальный проект «LNG-терминал», которое координирует реализацию проекта, плавучий терминал для приема СПГ будет установлен уже в 2014 году.
В июне Excelerate Energy подготовила технически отчет, согласно которому FSRU может быть размещена в акватории порта «Южный» в Черном море. Договор о размещении FSRU планировалось подписать после 10 июля, а до конца 2013 г. в планах создание консорциума, который займется строительством наземного СПГ-терминала.
В то же время, отсутствие подписанных долгосрочных контрактов на поставку газа (например, из Катара, США или Алжира – в Украину) ставит под сомнение дальнейшие этапы продвижения проекта.
Украина – в хорошей компании
30 января 2012 г. испанская компания Socoin завершила разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта «LNG-терминал». Выполнение предпроектных и изыскательских работ в рамках первой стадии проектирования наземной части украинского СПГ-терминала обеспечит польское подразделение международной компании ILF, которое имеет большой опыт в реализации инфраструктурных проектов в газовой отрасли.
8 июля 2013 г., стало известно, что вполне вероятно участие корейских компаний в строительстве СПГ-терминала в Украине. Такую возможность озвучил посол Республики Корея Ким Ин-Цжун, а опубликовала пресс-служба Министерства экономического развития и торговли Украины.
Вероятно, что речь шла о компании Kogas, которая 2-3 года тому назад уже проявляла интерес к украинскому проекту, но с тех пор конкретными действиями заинтересованность не наполнилась.
Наряду с неочевидным прогрессом в разработке проектной документации по обоим вариантам, нельзя не отметить, что Украина получила возможность попасть в хорошую компанию, т.к. имеет шанс заручиться поддержкой признанных лидеров мировой СПГ-отрасли.
Kogas – основная газовая компания Южной Кореи, основной импортер газа в страну и крупнейшая компания в мире по объему импорта газа в виде СПГ ~48 млрд.куб.м/год. За годы работы на родном корейском рынке, компания создала крупнейшую в мире инфраструктур для приема СПГ (3 терминала, общей мощностью 120 млрд.куб.м), которой владеет одна компания. Для сравнения, пока что большими мощностями (30 терминалов, суммарной мощностью ~260 млрд.куб.м/год, работает больше 10 компаний-операторов) владеет лишь Япония, которая с уровнем 110 млрд.куб.м/год является крупнейшим в мире импортером и потребителем СПГ.
Таким образом, уровень компетенции Kogas в создании подобных объектов переоценить сложно. Excelerate Energy – пионер и лидер отрасли использования плавучих терминалов, поэтому казалось бы для Украины открываются большие перспективы сотрудничества. Однако важно понимать, как долго украинский «долгоиграющий» проект будет оставаться привлекательным для более решительных и деятельных корейцев и американцев?
Проблемы проекта, в предложенных вариантах, не решаются
Ни одно из ныне предложенных для Украины технических решений по сооружению терминала (наземный или плавучий) на сегодняшний день не решают главную проблему, которая находится у берегов Турции. Оба варианта терминала рассчитываются на прием танкеров вместимостью 140-180 тыс.куб.м, которые имеют колоссальные размеры (длинна более 300 м, высота около 55 м), что и является проблемой в реализации проекта – прохождения турецких проливов Дарданеллы и Босфора. Обычно такие танкеры имеют осадку 12-14 м, т.о. глубины акватории должны быть не меньше 15 м. В Украине мало портов, которые соответствуют указанным требованиям. Порт «Южный» – подходит, но не факт что он является оптимальным местом для подобного объекта из-за напряженного трафика судов и повышенной концентрации нефтегазовых предприятий в данной местности. Кроме того, и для него необходимо обустройство подходного канала с зоной разворота для СПГ-танкеров, стоимость которых оценивается в €120 млн.
Кабинет министров Украины своим распоряжение № 711-р от 26 сентября 2012 г. утвердил проект и титул строения “Реконструкция морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам государственного предприятия “Морской торговый порт “Южный”“, общая сметная стоимость проекта (на 13.02.2012 г.) оценена в 1,14 млрд.грн. Источники финансирования – собственные и кредитные средства. Запланированный срок строительства – 36 месяцев. В дальнейшем, работы по дноуглублению фарватера необходимо будет проводить периодически.
Альтернативой мог бы стать еще один вариант – оффшорный СПГ-терминал, который устанавливается на дно в 15-20 км от берега. Для такого терминала не нужно делать походной канал, после регазификации на терминале газ транспортируется на сушу подводным газопроводом. Вероятно, что в силу технологических сложностей такой вариант был исключен из рассмотрения для Украины.
СПГ-проект для Украины: мы его теряем
Однако, если на украинском побережье местные специалисты совместно с иностранными партнерами берутся решить проблему с прохождением и швартовкой СПГ-танкеров, то наибольшая проблема пока что остается неразрешимой.
Проблема №1 для украинского СПГ-проекта – прохождение пролива Босфор. Гипотетически это возможно, тем более что международная законодательная база не исключает такой возможности, а Турция требует применения повышенных мер безопасности. Но летом 2013 г. турецкая сторона заявила, что не приветствует решение Украины направлять СПГ-танкеры через Босфор на свой терминал, т.к. считает это небезопасным для Стамбула, который расположен по обеим берегам пролива.
Ожидать альтернативные поставки СПГ из Азербайджана в ближайшее десятилетие, видимо не придется, т.к. там пока что даже не планируется строительство завода по сжижению газа, без которого украинские альтернативы поставок СПГ в пределах бассейна Черного моря теряют жизнеспособность.
Проецируя известную ситуацию с поставками среднеазиатского газа для Украины двухлетней давности на проблемы с прохождением Босфора, напрашивается предположение: возможно частная компания (представитель ФПГ страны) смогла бы стать более эффективным переговорщиком по данному вопросу?
Как известно, в 2011-2012 гг. НАК «Нафтогаз Украины» не смог договориться с «Газпромом» относительно прямых поставок туркменского газа, которые осуществлялись до 2006 г. через территорию РФ, в то время как DF Group, частным образом решила вопрос поставки этого газа на свои предприятия.
С годами OstChem Holding Limited лишь наращивает свои возможности: в 2011 г. – импорт среднеазиатского газа составил 4,5 млрд.куб.м (общий импорт в Украину 44 млрд.куб.м), в 2012 г. – около 8 (из 32), за 6 месяцев 2013 г. – 5,7 млрд.куб.м (из 10,3).
Со временем, очевидным также становится и то, что несмотря на стратегическое значение для страны, все же СПГ-проект может быть более интересен для частных компаний, которые обладают мобильностью в принятии решений, финансовым ресурсом, газовыми активами, а также промышленным потенциалом для задействования отечественных мощностей для его осуществления.
При таком раскладе, вариантов немного. Однако, среди них нет очевидного, т.к. сомнительно, что одна из отечественных ФПГ сможет взять на себя смелость реализовать проект «с нуля» при нынешних открывающихся альтернативах: реверса газа из Европы, перспектив сланцевого газа в Украине, разработки отечественного шельфа, а также взяться за решение основных проблем, в т.ч.: формирования портфеля контрактов на поставку СПГ и краеугольного вопроса – прохождения танкерами пролива Босфор.
Александр Лактионов, кандидат наук
Главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи”
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас