Тактика без стратегии. Власть инициирует еще одно бессмысленное экономическое ограничение — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Тактика без стратегии. Власть инициирует еще одно бессмысленное экономическое ограничение

Казна и Политика
6136
Национальный банк все-таки решил с 1 сентября ввести ограничение предельной суммы наличных расчетов. Например, в соответствии с принятым постановлением, физическое лицо сможет заплатить по одной сделке лицу наличными не более 150 тыс. грн. НБУ ожидает, что это приведет к увеличению кредитования экономики, улучшению ликвидности банковской системы, снижению объемов валюты вне банков и даже к росту ВВП.
Постановлению предшествовала длительная подготовка, а также «общественное обсуждение» и широкое информационное сопровождение, поэтому она заслуживает подробный анализ. Идея об ограничении объема наличных операций появилась в развитых странах после паники в 2008-2009 годах, когда из финансовой системы массово изымали вклады в форме наличности. После того, как правительственными усилиями удалось стабилизировать банковские системы этих стран, встал вопрос о восстановлении депозитной базы – этот инструмент должен подтолкнуть людей вернуть деньги на банковские счета.
Такое ограничение появилось позже, когда большой бюджетный дефицит заставил правительства искать дополнительные источники поступлений, а это мероприятие стали рассматривать как инструмент вывода экономики из тени. В результате в Италии разовые наличные операции ограничено суммой в 1 тыс. евро, Испании – 2,5 тыс. евро, Франции – 3 тыс. евро (планируют снизить до 1 тыс. евро), ограничения также действуют в Мексике, Индии и др. О влиянии на теневую экономику этих средств станет известно позже, а «прослеживающиеся операции» уже имеют миллионы свои противников, и не зря.
Относительно действенности такого ограничения в Украине, то здесь свои реалии. Во-первых, большая часть денег находится вне банковской системы из-за недоверия украинцев к банкам. Причины этого прочно укоренились в опыте отношений между населением и финансовыми учреждениями. Поэтому если цель – вернуть деньги в банковскую систему, то ее достичь не удастся. Очевидный эффект: законопослушные граждане открывют счета, чтобы получить деньги, снять их, поменять на валюту и положить под матрац. Фонд гарантирования вкладов физических лиц гарантирует возврат 200 тыс. грн, поэтому наличные ограничения в 150 тыс. грн если и повлияют на решение одного из участников сделки, который до сих пор не доверял банкам, оставить деньги в финучреждении, то, очевидно, это будет касаться только небольших сумм. Ведь в случае сделки купли-продажи на более чем 200 тыс. грн человек заберет с финучреждения все, что выше этой суммы, а если речь идет о соглашении на 150 тыс. грн и меньше, то вообще не станет класть деньги в банк, если до сих пор не имел дело с депозитами.
Во-вторых, если речь идет о выводе экономики из тени, эффективность таких мер тоже неоднозначна. Физические лица для совершения покупки на сумму свыше 150 тыс. грн в честных предпринимателей будут открывать счета в банке. Их тут же спросят об источниках происхождения средств, поскольку эта сумма является нижним порогом для осуществления финансового мониторинга в соответствии с указаниями НБУ. Поэтому, возможно, взяточникам станет действительно сложнее жить. С другой стороны, если обе стороны сделки не хотят, чтобы операцию можно было проследить, то что им может помешать? В таком случае нотариусы просто будут фиксировать больше сделок между физлицами на сумму 149 999 грн, а остальные будут идти из одного кармана прямо в другой.
Итак, эффективность мер весьма сомнительна, они вполне могут иметь обратный эффект к тому, что ожидает НБУ. В любом случае, если бы власти начали выжимать меньше денег из бизнеса и еще и обеспечили их использование строго по назначению, то можно было бы не сомневаться, что это гораздо больше способствовало бы выходу экономики из тени, чем ограничение наличных расчетов.
В итоге получается, что инициативы нынешней власти – бездумный плагиат того, что делалось в мире или ранее в Украине. Он может иметь локальные тактические результаты, но на стратегическое развитие экономики не влияет. И только со временем станет ясно, каким боком вылезет украинцам или бюджету очередная «гениальная идея» правительства. А именно введение спецпошлины на легковые автомобили. Так, по итогам мая (пошлины действуют с середины апреля) рынок легковушек уменьшилось на 27% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Хотя частично это можно списать на рецессию в экономике и пик закупок легковых авто в марте-апреле перед поднятием пошлины и соответствующим подорожанием новых автомобилей. На этом фоне есть определенная тактическая победа правительства: некоторые марки, которые складывают в Украине, показали лучшую динамику, чем рынок в целом: ЗАЗ (+5%), Opel (+22%). Но разве стратегически это имеет значение? Разве о таких результатах мечтают украинские автопроизводители, которые в 2008 году ежемесячно вместе производили практически в десять раз больше автомобилей, чем сейчас? Возможно, понимая это, правительство предлагает, опять же обезьянничая чужой опыт, японцам строить автозавод на территории Украины. Но кто решится строить завод, окупаемость которого требует производства не менее 100-200 тыс. легковушек ежегодно, в стране, где весь рынок составляет 200-250 тыс. автомобилей в год?
В течение последних трех лет украинская экономика еще как-то держится за счет тактических побед власти, перемешанных с поражениями, – а может ли быть иначе при бездумном копировании мер государственной политики, внедряющихся в других странах? Правительство, к сожалению, никак не может поставить экономике правильный диагноз и, соответственно, назначить необходимое лечение, а наоборот, запускает болезнь, способствуя росту коррупции, фискального давления и необдуманно применяя административные инструменты.
Любомир Шавалюк
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас