1844
Канцлер в резиновых сапогах
— Мир
Наводнение 2002 обеспечило тогдашнему канцлеру Герхарду Шредеру победу на выборах. Теперь похожую судьбу предсказывают его бывшей сопернице – канцлеру Ангеле Меркель.
Федеральные земли, охваченные наводнением, превратились в площадку предвыборной борьбы. Ангела Меркель на днях лично посетила пострадавшие от стихии Саксонию, Тюрингии и Баварии. Масс-медиа пестрят фотографиями: Меркель на улицах Пассау вместе с солдатами на спасательных работах. Меркель жмет руки жертвам наводнения. Меркель в самолете сосредоточено осматривает затопленный регион. Или держит мешок с песком среди ослепительных вспышек фотокамер.
Для исследователя коммуникаций и PR-специалиста Клауса Кокса это означает не столько помощь, сколько политическую борьбу. Ведь за три с половиной месяца состоятся выборы в Бундестаг и парламент Баварии. “Стихийное бедствие охотно используется, ибо со времени всемирного потопа и Ноя наводнение является символом непосредственной угрозы. При этом себя можно представить как спасителя”, – анализирует специалист.
“Мы ждем помощи от тех, кому доверили власть”
Предыдущий федеральный канцлер Герхард Шредер делал то же еще в 2002 году накануне своих перевыборов. Тогда на Эльбе разыгралась большое наводнение. Шредер, по данным соцопросов проигрывал вместе со своим парламентским большинством с социал-демократов и “зеленых”, лично прибыл в охваченный бедствием региона в черных резиновых сапогах и зеленом дождевике. По мнению Клауса Кокса, это обеспечило ему победу на выборах. “Это свидетельствует, что политика инсценировки, приписываемая Шредеру, весьма успешная”, – считает эксперт.
Наблюдать за моделями поведения политиков в чрезвычайных ситуациях можно и на примере США. Например, ураган Катрина в августе 2005 года стал одной из неудач тогдашнего президента Джорджа Буша. Он прервал свой отпуск только на третий день после начала бедствия, создав себе имидж плохого кризисного менеджера. Зато Барак Обама вел себя совсем по-другому, борясь незадолго до своих перевыборов 2012 года с ураганом Сэнди. Как только произошла беда, Обама отправился в пострадавший регион, а его жена собирала пожертвования для местных детей. На этом фоне главный соперник Обамы, республиканец Митт Ромни, превратился в статиста. По мнению политтехнолога Клауса Кокса, такая роль “светит” и сопернику Меркель. “Мы ждем помощи от тех, кому доверили власть”, – замечает эксперт.
Соперник в тупике
Соперник Меркель, социал-демократ Пеер Штайнбрюк, имеет мало политической власти и вынужден уступить роль “спасителя” Меркель. Пока она совершала “турне” затопленными районами, он занимался вполне будничными делами. Вместо жертв наводнения политик общался с берлинскими студентами о принципах внешней политики Германии. Между тем вспомнил о жертвах катастрофы.
“Как человек, который долго жила в доме над Рейном, я имею очень конкретные представления о том, что это означает, когда твой дом затопило, и ты должен с этим бороться”, – сказал Штайнбрюк. Он желает пострадавшим силы для обуздания катастрофы и выступает за быструю и небюрократическую помощь, которую сам не может предоставить. Все это выглядит не слишком убедительно, отмечает Клаус Кокс.
Природные катастрофы – это “время власти”, а не оппозиции. Но холодное сочувствие, которое демонстрирует кандидат в канцлеры Штайнбрюк, не прибавляет симпатий его партии, говорит специалист. “Это скучные, холодные и пустые разговоры, шарм кассового аппарата… Избирательная кампания Штайнбрюка началась плохо и, ко всеобщему удивлению, он умудрился сделать ее еще хуже”, – считает политтехнолог. По его мнению, не поехать к кризисный регион было роковой ошибкой Штайнбрюка. “Думаю, результат выборов уже определен”, – говорит эксперт.
В нужное время в нужном месте
Другие политические партии тоже пытаются участвовать в борьбе с катастрофой и присутствовать в новостях. Левые предлагают в связи с огромными потерями временно ослабить долговые “тормоза”, то есть границы бюджетных расходов центральных и местных органов власти. Зеленые напоминают, что, кроме неотложной помощи, надо вкладывать деньги в долгосрочные защитные противопаводковые сооружения. А либералы требуют выплачивать жертвам наводнения дополнительную помощь.
Все эти требования были сформулированы в далеком от затопления правительственном квартале Берлина, когда канцлер отправилась в пострадавшие земли. Предложения потерялись на фоне ее визита в Саксонию, Тюрингии и Баварии. В то время, как руководитель фракции демократов Райнер Брюдерле предостерег от “политического туризма” в затопленные регионы, PR-специалист Клаус Кокс считает это формой некоего “инсценированного реалити-шоу”. “Тот, кто во время наводнения разделяет чувства жертв, в конце-концов будет иметь большой политический успех”, – подытожил эксперт.
Рихард Фукс, Анита Грабська
По материалам: Deutsche Welle
Поделиться новостью