3221
Швеция: насильственный разряд социального напряжения
— Мир
После беспорядков в пригородах Стокгольма стало понятно: Швеция не совсем соответствует своему имиджу образцовой в социальном смысле страны, ведь мигранты чувствуют себя в ней несправедливо обиженными.
Швеция – сказочная страна, в которой происходят истории, написанные Астрид Линдгрен, где Нильс Хольгерсон, созданный Сельмой Лагерлеф, путешествует с дикими гусями. Страна с образованной молодежью и законопослушными взрослыми. Примерное для мира государство в вопросах социальной справедливости и интеграции. Вместе с тем Швеция оказалась страной, в которой в окрестностях больших городов горят автомобили и школы. Беспорядки, охватившие пригороды шведской столицы в последние дни, вдруг продемонстрировали большую пропасть между воображаемым и реальностью.
“Даже в Швеции не все то золото, что блестит”, – объясняет в беседе с DW Тобиас Ецольд из немецкого Фонда науки и политики. “Даже такая на первый взгляд примерная страна, как Швеция, с хорошо функционирующей экономикой и относительно богатым населением может не устоять перед экономическим и финансовым кризисом в Европе”, – отмечает исследователь североевропейского региона.
Напряжение между бедностью и богатством
Сейчас Швеция страдает от беспорядков, которые начались в одном из пригородов Стокгольма, где живет 12 тысяч человек. Из них почти 85 процентов имеют мигрантские корни, а более трети – это безработная молодежь в возрасте от 20 до 25 лет. Из-за последнего кризиса 2008-2009 годов шведское правительство было вынуждено прибегнуть к мерам экономии, в результате чего национальная экономика хоть и оправилась, но зато проблем в слабых социальных группах не стало меньше. “Правительство сократило выплаты по безработице и расходы на медицину и одновременно облегчило налоговое давление на богатых”, – объясняет Ецольд. “Такие вещи всегда приводят к более ощутимому разделению общества на богатых и бедных”, – добавляет Альмут Меллер из Немецкого общества внешней политики.

Проблемы наиболее очевидны в пригородах Стокгольма. Эти районы возводились в 1960-1970-е годы с целью строительства более дешевых по сравнению с центром столицы помещений. Тогда социальным жильем воспользовались шведы, позже оно стало популярным среди мигрантов. “Швеция имеет довольно либеральную иммиграционную политику, поэтому неудивительно, что доля иммигрантов в стране достаточно высока”, – говорит Меллер. Шведы выселяются из социального жилья, а мигранты остаются. И если уровень безработицы в целом растет, количество недовольных увеличивается именно в тех кварталах, где доступ к образованию и рынку труда затруднен. “А в Швеции уровень безработицы среди молодежи, который составляет 24 процента, существенно выше среднего по ЕС”, – объясняет эксперт.
Латентная готовность к применению насилия
Протесты в пригороде Стокгольма начались после того, как полицейские застрелили 69-летнего мужчину, который с мачете в руках появился в общественном месте. Он сначала бежал от полиции в свою квартиру. Там, по данным полиции, он и был смертельно ранен, когда мужчина напал на правоохранителей. Полиция настаивает, что это была самооборона.

“Если бы не этот случай, ситуация не обострилась бы”, – считает социолог Мартин Дивальд из Университета Билефельда. Ведь часто подобные события являются импульсом к проявлению до того латентной готовности прибегнуть к насилию. “В группе, которая чувствует себя дискриминированной, всплеск агрессии наблюдается тогда, когда происходит что-то, что они расценивают как нападение”, – говорит Дивальд. Группы иммигрантов в Швеции чувствуют себя не признанными и не востребованными. Это крайне чувствительный индикатор для обиды среди мигрантов, объясняет социолог. Зато бедность часто приводит к разочарованию и потере веры в собственные силы.
Провал государственных программ интеграции?
В шведской полиции заявляют, что постепенно она берет ситуацию под контроль. Впрочем, нарушения общественного порядка в длительной перспективе могут иметь и положительный эффект, предполагает ученый Ецольд. “Политиков эта ситуация застала врасплох, поскольку они давно игнорировали проблемы таких кварталов”, – говорит он. Он надеется, что теперь правительство осознает необходимость увеличить усилия в деле интеграции иммигрантов.
Интеграционная программа страны, которая так часто подавалась как образец, очевидно, провалилась. В будущем государство должно инвестировать в систему образования и в создание новых рабочих мест. Только тогда Швецию снова можно будет ставить в пример.
Кристиан Игнац, Елена Перепадя
По материалам: Deutsche Welle
Поделиться новостью