2381
Украина воспользуется возрастающим напряжением по линии Великобритания - Россия
Событие
Смерть 23 марта 2013 года Бориса Березовского, российского оппозиционного деятеля и олигарха, которая может носить признаки насильственной, в ближайшее время станет дополнительным раздражителем в российско-британских двусторонних отношениях. В этой связи аналитики группы глобальной разведки Geostrategy считают, что Украине необходимо использовать в своих национальных интересах «британо-российскую дипломатическую войну».
Анализ ситуации
История развития современных отношений России и Британии носит в целом напряженный и драматический характер. В частности такие вопросы как размещение в Европе системы противоракетной обороны, развитие ядерной программы Ирана, вывода войск НАТО из Афганистана и проблема с защитой прав человека в России остаются источником постоянной напряженности в отношениях между двумя государствами. Многие члены британского парламента постоянно указывают на случаи нарушения прав человека в России и призывают занять более жесткую позицию в отношении России.
Например, некоторые из законодателей предлагают принять закон, подобный американскому Акту Магнитского. Подписанный американским президентом Бараком Обамой 14 декабря 2012 года, этот документ запрещает чиновникам, связанным с заключением и смертью российского юриста Сергея Магнитского, въезд в США, а также налагает запрет на использование их активов, которые хранились в американских банках.
Кроме того, Россия и Соединенное Королевство выдвигают взаимные обвинения в шпионаже, напоминающие постоянные скандалы времен холодной войны. Великобритания остается интересной мишенью для российских шпионов из-за тесных связей с Вашингтоном и состоятельных россиян, проживающих в Соединенном Королевстве, которые имеют там собственность и активы.
В 2006 г. Россия обвинила Соединенное Королевство в шпионаже, когда на улице в России была найдена пластиковая пуля, начиненная оборудованием для связи.
В 2012 году Лондон признал факт шпионажа, однако на тот момент это отрицалось.
Конфликт в Сирии создал дополнительное напряжение в двусторонних российско-британских отношениях, поскольку Россия и Китай наложили вето в Совете Безопасности ООН на три резолюции по Сирии, подготовленные Соединенным Королевством и США. Эти резолюции должны позволить ввести жесткие санкции против Сирии. Кроме того, Великобритания и Франция пытались снять эмбарго на ввоз оружия в Сирию, установленное Европейским Союзом, поскольку хотели поставлять оружие повстанцам.
13 марта 2013 года Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг и министр обороны Великобритании Филипп Хэммонд встретились со своими российскими коллегами Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу на первом саммите по стратегическому диалогу между Соединенным Королевством и Россией. После встречи Сергей Лавров отметил, что любая попытка со стороны Великобритании обеспечить поставки оружия сирийским повстанцам будет рассматриваться как нарушение норм международного права.
Такие тенденции дают аналитикам Geostrategy основания полагать, что конфликт в Сирии будет и впредь основой для напряженности в двусторонних отношениях.
Следует также добавить, что Великобритания и Россия не имеют сильных торговых связей. Россия занимает лишь 15-е место в списке важнейших направлений экспорта Соединенного Королевства (на которую приходится 1,6% от британского экспорта) и 14 место в списке стран для британского импорта (1,8% британского импорта). Кроме того, Соединенное Королевство является четырнадцатым крупнейшим экспорт-партнером России (2,3% экспорта России) и занимает девятое место по российскому импорту (2,5% импорта России).
На Россию приходится лишь 7% импорта сырой нефти Соединенного Королевства и менее 2% поставок природного газа. Основным энергетическим партнером Соединенного Королевства является Норвегия, которая обеспечивает 73% от общего объема импорта сырой нефти и 67% импорта природного газа.
Возможны ли изменения?
Тем не менее, энергетический профиль Соединенного Королевства меняется. Добыча Британией собственной нефти достигла своего пика в 1999 году, а добыча природного газа достигла своего пика в 2000 году. В Северном море энергетические ресурсы продолжают истощаться, что, по оценкам аналитиков группы Geostrategy, будет подталкивать Соединенное Королевство к диверсификации энергетических источников по следующей схеме:
• сочетание отечественного производства (в том числе сланцевого газа), сжиженного импорта природного газа (LNG) из стран Ближнего Востока, Африки и, возможно, Соединенных Штатов;
• а также, возможно, российского газа, через соединение с континентальной Европой.
Москва и Лондон могут также сотрудничать и в сфере технологий. Россия в настоящее время разрабатывает новые внутренние источники энергии в регионах, которые являются технически сложными, таких, как полуостров Ямал, Арктическое море и Восточная Сибирь. Кроме того, российскому экспорту энергоносителей необходимо перейти к технически сложным формам, таким как сжиженный природный газ. В связи с этим Москва ищет энергетических партнеров, которые могли бы помочь России удерживать лидерские позиции в энергетике.
Кремль уже заключил соглашения с Total SA во Франции и ExxonMobil в США. Теперь Россия ищет сотрудничества с Соединенным Королевством.
Россия и Великобритания имеют незначительный опыт совместной работы в области энергетики. Британская компания BP была одной из многих западных фирм, которые были лишены проектов в России и стали мишенью Федеральной службы безопасности России для рейдов во время российского процесса консолидации энергетических активов.
Российский энергетический гигант “Газпром” также сделал мишенью совместное предприятие ВР в России, ТНК-ВР, а также их проекты. Главный исполнительный директор BP Роберт Дадли, который был также бывшим главой российской секции компании, имел очень напряженные отношения с Москвой.
Однако, похоже, что энергетические потребности России и ВР в настоящее время находятся в стадии синхронизации.
Компания BP борется за то, чтобы найти хороший рынок после того, как компания приняла на себя удар в США после разлива нефти в Мексиканском заливе, а Россия ищет крупные компании, которые могли бы завести на внутренний российский рынок передовые технологии в освоении новых энергетических залежей.
В октябре 2012 года компания ВР согласилась продать свою 50% долю в ТНК-ВР российской компании Роснефть, что завершит на 100 процентов присоединение ТНК-ВР к компании Роснефть. В качестве части соглашения BP получит дополнительные 18,5% акций компании Роснефть, в результате чего присутствие британской компании BP в российской компании увеличится до 19,75%. ВР также надеется получить два места из девяти в совете директоров компании Роснефть, что усилит личную роль Роберта Дадли и ВР во внутренних российских энергетических процессах.
По оценкам аналитиков Geostrategy, Роберт Дадли более открыт для сотрудничества с Россией. Он считает, что Россия в настоящее время меняет свою агрессивную энергетическую позицию на более дружественный подход к сотрудничеству с Западом. Окажется ли Р.Дадли прав в таких утверждениях – покажет время. Зато в сентябре 2012 года Газпром и британская энергетическая компания Centrica подписали контракт на поставку 2,4 миллиарда кубометров природного газа в течение трех лет с помощью соединения Бельгия-Великобритания, что также легло в «политическую копилку» этого британского менеджера.
Выводы
Из-за особых отношений между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами, отношения между Лондоном и Москвой, вероятно, можно проследить через эволюцию отношений между Белым домом и Кремлем. Таким образом, вполне вероятно, что политические отношения между Великобританией и Россией останутся в ближайшие годы напряженными.
Тем не менее, более тесное сотрудничество возможно в энергетической сфере, в частности, которое будет проявляться как в увеличении потребления Соединенным Королевством российского газа, так и в расширении сотрудничества между британскими и российскими компаниями. В этой связи, отношения между Лондоном и Москвой, вероятно, будут отличаться прагматизмом. Однако, вероятно, что Соединенное Королевство не будет находиться под таким же политическим давлением, как страны Центральной и Восточной Европы, поскольку оно меньше зависит от российского газа.
В этой связи Киеву необходимо немедленно активизировать контакты с Лондоном, особенно накануне проведения в ноябре 2013 года саммита Украина – Европейский Союз.
Источники группы глобальной разведки Geostrategy указывают на то, что потенциал Великобритании в игре за европейскую интеграцию Украины практически не был использован. Посол Украины в Великобритании Владимир Хандогий, из-за объективных причин, так и не смог за несколько лет «пробить» вопрос о визите Президента Украины Виктора Януковича в Лондон.
Но такие факторы, как:
• давление России на Европейский союз, направленное на срыв подписания в 2013 году Соглашения об ассоциации с Украиной;
• дистанциирование США от украинских дел, которое длится практически с момента вступления Виктора Януковича на пост Президента Украины;
могут кардинально изменить ситуацию.
Если Лондон убедит Вашингтон в необходимости возвращения в «украинскую игру», аргументируя это началом «дипломатической войны России против Украины», тогда, вероятно, у Киева могут появиться реальные шансы подписать в ноябре 2013 года Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.
По материалам: Geostrategy
Поделиться новостью