Китай отодвигает Украину из региона Средней Азии — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Китай отодвигает Украину из региона Средней Азии

3165
Аналитики группы глобальной разведки Geostrategy осуществили анализ проникновения Китая к важному с точки зрения глобальной геополитики региону Центральной Азии.
В результате анализа эксперты пришли к неутешительным для Украины выводам:
а) во-первых, Украина постепенно сводит на нет сотрудничество с такими странами региона как Узбекистан и Кыргызстан (за последние годы не произошло никаких более-менее значимых событий высокого уровня с участием этих государств и Украины). От Посла Украины в Узбекистане Юрия САВЧЕНКО и Посла Украины в Кыргызстане Владимира СОЛОВЬЯ годами не доходят никакие сигналы о том, что же все-таки происходит в двусторонних отношениях с этими важными государствами региона;
б) во-вторых, в так называемом «живом активе Киева» пока существуют такие государства как Казахстан и, частично, Таджикистан. Однако отсутствие в течение длительного периода конкретных результатов в сотрудничестве с этими государствами указывает на то, что Украина потеряет и это направление. Арест в начале 2013 года в Казахстане представителей «Укрспецэкспорта» по подозрению в даче взятки резко испортил атмосферу украинско-казахских отношений. Поскольку Посол Украины в Казахстане Олег ДЕМИН и Посол Украины в Таджикистане Виктор НИКИТЮК не проявляют особой публичной активности, это дополнительно указывает на отсутствие системной стратегической работы Киева в этом регионе;
в) в-третьих, любые попытки Киева выйти на более-менее понятные проекты в Центральной Азии мгновенно блокируются российской стороной. В дальнейшем подобная ситуация вряд ли изменится.
Зато, на фоне выхода Украины из важного по безопасности и энергетической точке зрения региона Центральной Азии, который когда-то был частью Советского Союза, политический и экономический вакуум активно заполняет Китай.
Сегодня в своих отношениях с центральноазиатскими государствами Пекин предпочитает экономическое, а не военное сотрудничество. Это делается сознательно, и прежде всего для того, чтобы избежать нежелательного напряжения в отношениях с Россией. Однако наивно было бы полагать, что торговля – единственное, что интересует Китай в Средней Азии.
Нефть и газ – эти два слова в лексиконе китайских политиков по отношению к Казахстану и Туркменистану звучат настолько часто, что становится ясно: Пекин уже разработал серьезные геополитические планы проникновения в этот регион.
В Китае существует острая потребность в обеспечении энергетической безопасности и стабильности в самой большой по площади территориально-административной единице Китая – Синцзянь. Эта провинция граничит с Монголией, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, а также двумя штатами Джамму и Кашмир, контролируемыми Пакистаном, что делает ее ключевой с точки зрения обеспечения национальной безопасности всего Китая.
Население провинции – около 22 миллионов человек.
С учетом важности географической близости региона Синцзянь к Центральной Азии, Китай также занимается отдельными вопросами безопасности, связанными с возможным распространением и активизацией исламского фундаментализма. Китай пытается решать их в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами региона.
Аналитики группы ожидают, что после вывода войск НАТО из Афганистана в 2014 году межэтнические и межрелигиозные конфликты в Центральной Азии могут обостриться. А это значит, что риски для Китая также могут резко увеличиться.
Однако, ожидается, что Китай пока не будет стремиться стать региональным политическим лидером в Центральной Азии, зато оставит эту роль России.
Китай отодвигает Украину из региона Средней Азии
Анализ ситуации
Китай давно начал расширять свое влияние в регионе, однако, в основном используя экономические, а не военные механизмы. Военное влияние в регионе ограничено по ряду причин:
• Пекин пытается избежать охлаждения в отношениях с Россией, которая считает себя гарантом региональной безопасности;
• лидеры государств Центральной Азии считают, что Китай имеет слишком много влияния в регионе, поэтому с недоверием относятся к расширению его военного влияния.
• Китай не хочет становиться гарантом безопасности в регионе из-за своей внешней политики невмешательства.
Сегодня большинство многосторонних инициатив безопасности проводятся через Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), и сконцентрированы на борьбе с терроризмом. С 2003 года в рамках ШОС было проведено 8 миротворческих операций, последняя и самая маленькая из них прошла в июне 2012 года в Таджикистане при участии всех членов организации кроме Узбекистана.
Они показали очевидную недостаточность военного сотрудничества в регионе. Узбекистан не хочет допустить интернационализации конфликтов, чтобы предотвратить лидерство посторонних государств в регионе, в частности, России.
Двустороннее сотрудничество. Политика безопасности
На фоне постоянно угасающего сотрудничества Украины с государствами региона Центральной Азии, Китай, наоборот, наращивает активность. Поскольку экономические аспекты известны и очевидны, интересно остановиться именно на том, что Пекин пока пытается скрывать – сотрудничестве в сфере безопасности.
Казахстан
В рамках антитеррористического сотрудничества Китай оказывает значительное транспортное и коммуникационное содействие Казахстану. Это основной партнер Китая в регионе, регулярные воинские обмены проводятся с 1993 года, совместные военные учения – с 2002 года. В рамках многосторонних механизмов сотрудничество двух государств сводится к традиционным секторам – противодействию терроризму и наркотрафику. Китай оказывает значительную военную помощь Казахстану, однако, только в сфере несмертельного оборудования.
Кыргызстан
Сотрудничество ограничено, сводится к борьбе с уйгурским сепаратизмом и поставкам вооруженным силам Кыргызстана транспорта и компьютеров.
Туркменистан и Таджикистан
Отношения в сфере безопасности пока не приоритетные для Китая; в отношениях с Туркменистаном приоритетным является импорт газа, поэтому сотрудничество в сфере безопасности сводится к охране трубопроводов. Интересы Китая в Таджикистане также ограничены из-за неприязни этой страны к Китаю в результате пересмотра границы.
Узбекистан
Узбекистан, наоборот, постепенно дистанцируется от России с целью углубления отношений с Китаем.
В июне 2012 года Узбекистан вышел из Организации договора о коллективной безопасности и подписал договор о стратегическом партнерстве с Китаем в рамках ШОС. Однако Китай на данный момент не склоняется к более глубоким, чем с другими странами региона, отношениям с Узбекистаном.
Выводы
Пекин обеспокоен возможным распространением исламского фундаментализма в регионе после вывода войск НАТО из Афганистана, поскольку это может негативно повлиять на возможность импортировать энергоносители и привнести нестабильность в Синцзянь. Это возможно, если в Афганистане будет продолжаться гражданская война или Талибан вернется к власти и будет экспортировать идеологию в центральноазиатские государства. Поскольку ограниченность военного влияния Китая распространяется и на Афганистан, Китай, по мнению аналитиков группы глобальной разведки Geostrategy, будет проводить осторожную политику, предпочитая многостороннее сотрудничество.
Министру иностранных дел Украины Леониду Кожаре целесообразно начать обращать внимание своих подчиненных на важность постепенной реанимации среднеазиатского направления. Дипломатические кадры на работу в этих государствах должны подбираться не по остаточному принципу «те, кто языком иностранным не владеет», и не по принципу политической высылки (Посол Украины в Казахстане Олег Демин – бывший губернатор Харьковской области; таких как он послов в странах СНГ всегда было много). А по принципу «профессионализма, порядочности и креативности».
По материалам:
Geostrategy
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас