«Розтрансферизация» банков — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

«Розтрансферизация» банков

Кредит&Депозит
1485
В случае принятия проекта Закона о трансфертном ценообразовании (далее – «проект Закона») банковский сектор, скорее всего, может подвергнуться существенному влиянию на возможность выделения внутренних кредитов между компаниями одной группы (intercompany loans).
Если раньше украинское связанное лицо могло без особых рисков получить внутренний кредит от материнской компании нерезидента по ставке ниже рыночной (обычной), то, в случае принятия проекта Закона, такая возможность будет ограниченной. Аналогичная ситуация возможна и при определении «рыночности» значительной ставки по таким кредитам.
Проект Закона вводит ряд новых терминов в Налоговый кодекс. Среди них можно выделить «контролируемые сделки», которые определяются как хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые лицами, которые являются связанными. Поскольку четкое определение товаров в приведенной дефиниции отсутствует, возникают препятствия и для кредитов между резидентами. Например – в случае приобретения финансовым учреждением оборудования у собственного связанного лица по цене ниже (или выше) рыночной для целей, например, передачи такого оборудования в дальнейший лизинг.
В проекте Закона не хватает конкретики по объему контролируемых операций. Одним из главных критериев является их совершение одним лицом с каждым своим контрагентом на общую сумму 50 миллионов гривен (без учета НДС) или более, за соответствующий календарный год. Но даже такой критерий не дает четкого понимания круга таких операций, что может привести к административной нагрузке на субъекты предпринимательской деятельности. Также по этому критерию будет определяться и необходимость участников транзакции раскрывать налоговым органам всю группу связанных лиц, что несет существенный дискомфорт определенным игрокам рынка.
В то же время принятие проекта Закона позволит компаниям утвердить определенные правила, которые обеспечат защиту по «контролирующим» операциям при проверках налоговых органов и предусмотрят становление прозрачного механизма определения рыночной цены. Это может иметь положительный результат и создаст на рынке Украины конкурентную среду для его участников.
Что касается непосредственно банков, то с регулятивной точки зрения осуществление ими «налоговой оптимизации» путем выделения кредитов по высокой ставке ограничено максимальными размерами процентных ставок, установленными Национальным банком для внешних заимствований резидентов (включающие, в т.ч. и кредиты).
Так для фиксированной процентной ставки действуют следующие размеры: со сроками заимствования до 1 года – не выше 9,8% годовых со сроками заимствования от 1 до 3 лет – не выше 10% годовых со сроками заимствования свыше 3 лет – не выше 11% годовых. Для плавающей процентной ставки – ставка LIBOR для трехмесячных депозитов в долларах США плюс 750 базисных пунктов. Кстати, указанные ставки значительно ниже имеющихся рыночных ставок в украинских банках.
P.S. Факт одобрения МВФ введения трансфертного ценообразования однозначно может стать положительным фактором в инвестиционной привлекательности Украины. Следует полагать, что такое одобрение высказывалось, прежде всего, из-за ожидания, что трансфертное ценообразование станет эффективным механизмом противодействия «оптимизации налогообложения» с использованием оффшорных юрисдикций. Это, в свою очередь, должно способствовать укреплению экономики страны. Как будет на практике – покажет время.
Игорь Олехов,
партнер международной юридической фирмы «Бейкер и Макензи»,
сопредседатель Комитета по вопросам банковских и финансовых услуг Американской торговой палаты в Украине
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас