Польский дипломат: не подписывая Соглашения об ассоциации, наказываем все общество — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Польский дипломат: не подписывая Соглашения об ассоциации, наказываем все общество

946
Польша хочет, чтобы Соглашение об ассоциации воспринимали как соглашение со всем украинским обществом, а не с правительством. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Польши Ежи Помяновский в интервью DW.
Заместителя министра иностранных дел Польши Ежи Помяновского в январе избрали исполнительным директором Европейского фонда поддержки демократии (EED). Вновь созданный фонд, в президиум которого вошли в частности европарламентарии Эльмар Брок (Европейская народная партия) и Александр Ламбсдорфф (либералы), сейчас имеет в своем активе около 17 миллионов евро. Деньги планируется направить на поддержку демократических движений в соседних с ЕС странах – в том числе в Украине. О том, кто именно сможет воспользоваться финансовой помощью фонда, и о перспективах подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС польский дипломат рассказал в интервью DW.
Deutsche Welle: Чего ожидает Польша от саммита Украина – ЕС, который состоится 25 февраля в Брюсселе?
Ежи Помяновский: Польша традиционно является активным адвокатом европейского выбора Украины. Однако мы всегда подчеркиваем, что это выбор Украины. Мы понимаем оговорки, которые имеют много европейских правительств по Украине, когда речь идет о выполнении основных требований для сближения страны с Европой. Мы бы хотели, чтобы Украина еще лучше выполняла эти обязательства. Совет ЕС определил 19 основных элементов, которые должны быть выполнены. Мы знаем, что украинская сторона хочет говорить об этом и стремится выполнить больше из этих пунктов. Я глубоко убежден, что это возможно.
Дальнейшее приближение Украины в Европу – это не просто вопрос необходимости, это в некотором смысле судьба Украины. Ведь на самом деле нет другой дороги. Это единственное направление, которое дает Украине исторический шанс. Все колебания, элементы торговли – с исторической перспективы полностью неверны.
Готовы ли европейские страны, в частности Польша и Германия, выработать общую позицию относительно Украины?
Во многих аспектах эта позиция общая. Разница скорее в подходе: фокусироваться на положительных или отрицательных вопросах. Мы хотим видеть позитивные элементы в украинском выборе, а не искать того, что затрудняет (приближения Украины к ЕС – Ред.). Однако стратегия относительно Украины будет европейской, она будет произведена при участии всех партнеров.
Подпишут ли Соглашение об ассоциации с Украиной в ноябре 2013 года на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, если Юлия Тимошенко и Юрий Луценко все еще будут находиться за решеткой? Какова Ваша оценка?
Это очень важная проблема, которую нарушают многие страны. Нам представляется, что Соглашение об ассоциации подписывается не с конкретным украинским правительством, а со всем украинским обществом – которое сегодня представляет это правительство. Мы не можем неподписанием Соглашения наказывать все общество, отдаляя его от Европы. Для Польши подпись под Соглашением об ассоциации была жестом для всего общества, а не только для нынешнего правительства.
Между Украиной и Россией происходит очередной спор в газовой сфере. Не должен ли, по вашему мнению, ЕС иметь более четкую позицию в этом конфликте?
ЕС имеет в этом вопросе достаточно четкую позицию. “Третий энергетический пакет” – это предложение очень конкретных правовых решений, как и мониторинга контрактов. Для Украины эта помощь имеет огромное значение. Российские энергетические концерны все чаще подвергаются механизмам арбитража. То есть – этот метод является эффективным, просто надо больше им пользоваться.
Вы Возглавили Европейский фонд поддержки демократии. Какой будет его деятельность в Украине и Беларуси?
Украина и Беларусь – это очень разные контексты для деятельности EED. В случае Беларуси имеем дело с ситуацией, когда режим ограничивает функционирование гражданского общества. Украинская власть вместо этого декларирует поддержку как демократического процесса, так и свободы слова, свободы совести, верховенства права. Можем иметь оговорки, имеют ли к этому достаточное уважение. Но по крайней мере на декларативном уровне эти элементы представлены. Поэтому гражданское общество может действовать легально в рамках украинского права.
Анализируя механизмы, которыми пользуется Европа, чтобы поддерживать демократические устремления групп и народов, мы увидели определенные пробелы. Например, имеются ограниченные возможности финансирования незарегистрированных общественных групп, которые преследуют определенную политическую цель. Мало внимания уделяется лидерам, которые появляются. EED заниматься теми, кто находится в фазе возникновения. Уже действующие группы имеют доступ ко многим существующим механизмов финансирования, в том числе в рамках инициативы “Восточного партнерства”. Зато есть много новых групп, которые хотели бы начать активную деятельность, однако не знают, где взять для этого средства. В Украине они будут для нас наиболее интересными партнерами. Мы имеем возможность предложить им средства для начала деятельности. А потом, уже имея построенные структуры, они смогут обратиться за поддержкой к большим фондам.
Насколько опыт самой Польши в борьбе за демократию может служить моделью для демократических движений?
Демократию нельзя экспортировать или навязать. Демократию можно лишь поддержать – тогда, когда она рождается в мыслях и делах людей, которые хотят в этой стране ввести такие ценности и такую ​​систему. С другой стороны, она не может жить в изоляции. Так как Польша сегодня хочет, чтобы Беларусь была демократической, так же Греция, Италия или Испания хотят, чтобы целый Средиземноморский бассейн был демократическим. Потому что соседствовать с диктатурой очень трудно. Демократия должна расширяться.
Польше никто не навязал демократию – мы ее хотели. Возможно, на первой фазе борьбы за демократические ценности те, кто это делал, были в меньшинстве. Пока мы не увидели мощи движения “Солидарность” – что к демократии стремится не маленькая группка оппозиционеров, а десять миллионов человек. Этот опыт уполномочивает нас спросить наших соседей на юге и на востоке – хотите демократии? Хотите нашей помощи? Если хотите – то получите ее.
Инна Завгородняя
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас