Почему в Украине уничтожается нефтепереработка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему в Украине уничтожается нефтепереработка

3330
Уже в течение двух лет украинское правительство ведет плановое уничтожение нефтеперерабатывающей отрасли Украины.
За этот период существенно уменьшилась отечественная добыча нефти, втрое упали поставки сырья на отечественные нефтеперерабатывающие заводы, соответственно на столько же сократились объемы ее переработки.
Втрое увеличен импорт нефтепродуктов, и их цена выросла почти втрое по сравнению с 2006 годом.
В Украине действуют или, точнее, действовали шесть НПЗ, которые перерабатывали нефть и газовый конденсат.
Это ПАО “Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания “Укртатнафта” в Кременчуге, ОАО “Нефтеперерабатывающий комплекс “Галичина” в Дрогобыче, ПАО “Лисичанская нефтяная инвестиционная компания”, ОАО “Херсонский нефтеперерабатывающий завод, ПАО “Лукойл-Одесский нефтеперерабатывающий завод”, ПАО “Нефтехимик Прикарпатье” в Надворной.
До 1991 года мощности этих заводов по переработке нефти составили более 50 млн тонн сырья в год. Это больше, чем все нефтеперерабатывающие заводы стран Варшавского договора вместе взятые!
Сейчас начата процедура банкротства Кременчугского НПЗ, с конца 2010 года не работает Одесский завод, остановлен на реконструкцию Дрогобычский НПЗ. Оставшиеся, перерабатывают мизер – около 20% от потребностей украинского рынка.
В 2006 году, как утверждает одобренная Кабмином Энергетическая стратегия на период до 2030 года, мощности отечественной нефтеперерабатывающей отрасли были достаточными для потребностей рынка – около 11 млн тонн светлых нефтепродуктов.
В 2003 и 2004 годах загруженность украинских НПЗ превышала 21 млн тонн, в 2005 году – более 17 млн тонн, в 2006 году – 14 млн тонн. Тенденция к уменьшению сохранялась до 2009 года, который закончился на цифре 11,5 млн тонн.
Однако с приходом правительства Николая Азарова всего за три года нефтеперерабатывающую отрасль почти уничтожили. Поставки нефти на НПЗ Украины в 2012 году составляли лишь 4 млн тонн, что на 47,5% меньше, чем в 2011 году.
На этом стратегия энергетической безопасности и развития нефтеперерабатывающей отрасли в понимании Азарова не заканчивается. С конца 2010 года перестал работать Одесский НПЗ, в 2012 году остановили Дрогобычский НПЗ, а по Кременчугскому заводу началась процедура банкротства.
Энергетическая стратегия, которая предусматривала два этапа модернизации НПЗ, исполнительным директором экономики и подчиненными не выполняется и не учитывается при составлении энергетических и финансовых балансов профильных министерств.
К примеру, перерабатывающие мощности двух польских нефтяных компаний – Grupa Lotos и PKN Orlen – 6 млн тонн и 14,5 млн тонн соответственно. При этом польский рынок нефтепродуктов только на 20% зависим от импорта дизельного топлива.
Польская нефтеперерабатывающая отрасль обеспечивает внутренний рынок нефтепродуктами, однако его специфика такова, что экспорт выгоднее продажи на внутреннем рынке. В связи с этим Польша импортирует 39% бензина для нужд населения.
Следует отметить, что в два раза меньшая Польша потребляет вдвое больше топлива, чем Украина. Если украинец со средней зарплатой ежегодно может приобрести 230 л 95-го бензина, то поляк купить 420 л, россиянин – 800 л, белорус – 480 л.
Пока нефтеперерабатывающая отрасль Украины стоит, правительство решает подлатать дыру в госбюджете за счет повышения ввозной пошлины на импорт нефтепродуктов.
В розничную стоимость бензина или дизеля заложены такие факторы: 60% – стоимость нефти, 5-7% – транспортные расходы, 3-5% – прибыль и 30% – налоги.
Поскольку почти 80% бензина и дизельного топлива в Украину завозится из-за рубежа, нетрудно догадаться, что поднятие ввозной пошлины ударит не по фирмам-импортерам, а по карману рядового украинца.
Более того, так украинцев собственным карманом заставят легализовать “черный рынок” нефтепродуктов, который выгоден как власти, так и теневым нефтетрейдерам.
Согласно письму Министерства финансов руководству Миндоходов, только за 2012 год госбюджет не получил более 4 млрд грн из-за сокращения легального импорта нефтепродуктов и использования теневых схем.
О том, что значительная часть нефтепродуктов ввозится на территорию Украины контрабандой, свидетельствует также информация Госкомстата о количестве потребления бензина в 2012 году, данные Гостаможслужбы о его импорте, а также отчеты Министерства энергетики и угольной промышленности.
Разница между официальными данными по переработке, импорту и потреблению нефтепродуктов составляет около 2 млн тонн. Такие теневые сделки контролирующим органам хорошо известны, но они прикрываются властью.
Поэтому пока украинские олигархи в убыток украинской экономике наращивают свои миллиарды, украинское правительство уничтожает остатки энергетической независимости страны.
Игорь Васюник
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас