Кому помогает государство — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кому помогает государство

Казна и Политика
2856
Не так давно министр экономического развития Игорь Прасолов представил проект Государственной программы по активизации развития экономики до 2014 года.
Подобные шаги правительства, конечно, стоит только приветствовать. Тем более что там верно признаются проблемы во многих отраслях: энергетике, машиностроении, автомобильной промышленности, сельском хозяйстве.
Не менее верно там формулируются желаемые результаты, которые ожидаются по итогам выполнения программы по росту и модернизации. Но за кадром остается то, как, собственно, результаты будут достигаться.
Развивая тему, чиновники пообещали даже создать Банк развития, который будет финансировать прогресс проблемных отраслей.
Вообще, вопросы государственной поддержки экономического развития в Украине очень деликатны. Ее размер превышает 40 млрд грн – если говорить только о прямых расходах из бюджета. Кроме того, к государственной помощи относятся налоговые льготы предприятиям – это еще более 70 млрд грн – и налоговые кредиты и госгарантии.
В целом такая помощь от госбюджета достигает 10% ВВП. Более того, по предварительным подсчетам, это почти треть доходной части бюджета. По объемам господдержки Украина опережает средние показатели в странах Европы.
Куда же идут эти ресурсы? Согласно официальной статистике, в каждой отрасли, которая получает государственную помощь – сельское хозяйство, энергетика, транспорт, доля убыточных предприятий – минимум 50%. То есть мы финансируем убытки.
Значительные государственные инвестиции можно было наблюдать во время подготовки к “Евро-2012”. Более 40 млрд грн тогда направили в транспортную инфраструктуру и строительство. Однако проект закончился, и уже видим спад в строительстве на 20%.
Это серьезная цифра. От крупных госинвестиций в отрасль должен был сработать “эффект мультипликатора”, например, для количества рабочих мест. Не вышло.
То же в транспорте. Даже в 2012 году, к которому так готовились, видим сокращение государственных и пассажирских перевозок. И это после стольких инвестиций.
Основной вопрос не в том, куда идет государственная помощь, а в том, как она готовится и рассчитывается. Правильно ли ставится ее цель? Есть ли механизмы для эффективного использования ресурсов, чтобы поддержка вызвала качественные изменения в экономике и поведении предприятий, которые ее получают?
Это поддержка развития новой деятельности или просто финансирование текущей работы, покрытие расходов и обогащение владельцев соответствующих предприятий? На эти вопросы должно отвечать правительство перед тем, как тратить миллиарды гривен.
Кстати, именно повышение эффективности господдержки предусматривает программа экономических реформ президента. Еще в 2011 году планировалось принять закон о государственной помощи на основе стандартов Европейского союза.
Безотносительно к тому, будет ли подписан договор об ассоциации с ЕС, программа реформ президента декларировала планы введения механизма регулирования госпомощи предприятиям по европейским принципам.
Это дало бы ответ на все указанные вопросы. Однако закон не принят до сих пор. Он даже не рассматривался парламентом, хотя и был туда направлен.
Большинство нормативных актов, регулирующих государственную поддержку в различных сферах, содержат три элемента.
Первый – определение категории предприятий, которые получают госпомощь. Второй – определяется, какой именно она будет. Третий – процедурные вопросы оформления государственной поддержки. Однако в итоге остается без внимания вопрос, зачем предоставляется государственная помощь.
Станут ли ее результатом новые рабочие места, развитие новых видов производства и привлечения иностранных партнеров, или, как уже говорилось, господдержка просто покрывать чьи-то расходы? Следовательно, соответствующий закон должен предоставлять на только императивные установки, но и быть механизмом принятия политических решений.
Кстати, в этом и заключается европейский подход. В Лиссабонском договоре написано, что поддержка должна направляться, прежде всего, на развитие новых видов деятельности и на устранение диспропорций между регионами.
В правительственной программе написано: да, есть проблемы, например, в украинском автомобилестроении. Затем идет тезис: “Программа направлена на развитие автомобильной промышленности в Украине”.
Заканчивается все “ожидаемым улучшением”: определенная деятельность должна привести к тому, что страна к 2014 году произведет 121 тыс. отечественных автомобилей.
Ничего не говорится о том, куда пойдет помощь: или государство даст средства на производство, или профинансирует покупку конвейеров, или закупит технологии, предоставит льготы для сотрудничества украинского и, скажем, корейского производителя.
Из-за такой нечеткости формулировок и отсутствия базовых принципов существуют сомнения относительно того, добьется ли правительство поставленных целей. Программа также признает, что права иностранного бизнеса в Украине не защищены, но как это исправить – не говорит.
Вывод очевиден: для активизации развития украинской экономики правительству необходимо утвердить базовые правила игры в сфере государственной поддержки бизнеса. Это станет четким сигналом украинским и иностранным производителям о готовности развивать внутренний рынок на основе принципа конкуренции.
Сами же эти правила придумывать украинским экономистам и чиновникам не придется – большинство механизмов давно успешно работают в странах ЕС.
Денис Черников
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас