Невидимые облгазы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Невидимые облгазы

Энергетика
3734
Две недели назад “Экономическая правда” и “Наши деньги” указали на вопиющие факты.
Учреждения, вроде техникумов или детских садов, вынуждены покупать газ дороже, чем крупные промышленные предприятия.
Их заставляют платить $600-840 за тысячу кубометров, тогда как президент и правительство заявляют, что даже $400 для Украины – это многовато.
И все это в условиях, когда в бюджете государства совсем нет денег. Однако учреждения платят, потому что предприятия по поставкам газа – горгазы и облгазы, которые контролирует в основном олигарх Дмитрий Фирташ, являются монополистами. Если не у них, то больше покупать газ не у кого.
В других странах такие закупки регулируют соответствующие государственные органы. Вроде так же и в Украине, где на страже интересов бюджета должны стоять Антимонопольный комитет и Национальная комиссия регулирования рынка электроэнергетики.
НКРЭ, собственно, устанавливает предельные тарифы для учреждений и организаций, которые финансируются из государственного и местных бюджетов.
АМКУ должна отслеживать все цены, потому что облгазы остаются единственными и безальтернативными поставщиками газа для коммунальных учреждений.
Однако ни комиссия, ни комитет не мешают Фирташу и другим владельцам облгазов зарабатывать на бюджетниках.
Не делает этого и Кабинет министров. После нескольких резонансных публикаций облгазы просто обнародовали несколько релизов, которые сводятся к фразе: “Нет, мы этого не делаем”. Несмотря на документально зафиксированные цены на сайте госзакупок, облгазы утверждают, что они продавали газ значительно дешевле.
Чтобы понять комичность ситуации, можно вспомнить бывшего президента США Билла Клинтона. На вопрос, действительно ли он имел отношения с Моникой Левински, он ответил: “Нет, у меня никогда не было секса с этой женщиной”. И даже поклялся.
Вот и облгазы сделали что-то такое. Однако Кабмину, НКРЭ и Антимонопольному комитету, похоже, больше ничего и не требовалось.
Молчит премьер Николай Азаров. Молчит вице-премьер Юрий Бойко, который является правой рукой Фирташа. Молчит новый министр энергетики Эдуард Ставицкий. Молчит глава АМКУ Василий Цушко. Показательная отстраненность чиновников от вопросов растраты бюджетных средств в крупных размерах просто восхищает.
Бюджетники продолжают покупать газ по сумасшедшим ценам.
Облгазы заметают следы
Зато начались другие достаточно интересные движения.
Облгазы начали давить своих покупателей, чтобы те меняли данные в “Вестнике госзакупок” до уровня, который утвержден НКРЭ.
На помощь облгазам приходят даже некоторые областные прокуратуры, чтобы доказать лживость сообщений вестника.
А между тем установлен новый рекорд: $1058 за тысячу кубометров.
Издание “Наши деньги” с помощью того же “Вестника государственных закупок” разоблачило сомнительную сделку между Теофипольской райгосадминистрацией Хмельницкой области и ОАО “Хмельницкгаз”.
Точнее говоря, сделка оказалась слишком дорогой.
Интернет-издание, ссылаясь на “Вестник”, утверждало, что районная Администрация купила газ по цене $1058 за тыс кубометров.
В свою очередь, “Хмельницкгаз” опроверг эту информацию, обнародовав свои подсчеты. Согласно им стоимость газа оказалась почти вдвое ниже – 4 708,536 грн за тыс кубометров.
Вскоре на помощь “Хмельницкгазу” пришла и прокуратура Теофипольского района.
По поручению прокуратуры Хмельницкой области была проведена проверка “заключения соглашения между отделом образования Теофипольской РГА с ПАО “Хмельницкгаз”.
По сообщению пресс-службы прокуратуры от 29 января 2013 года проверка установила, что “отдел образования Теофипольской РГА не покупал газ по 1058 долларов” у ПАО “Хмельницкгаз”, говорится в опровержении облгаза.
Это очень странно.
В этот раз со стороны облгаза хотя бы не прозвучало версии о том, что РГА решила перестраховаться и переплатить несколько миллионов гривен.
В прошлый раз такую версию выдвигали в “Волыньгазе”. Там настаивали, что заказчики просто хотели убедиться на сто процентов в получении газа, поэтому сознательно повысили цену.
А добрый “Хмельницкгаз” просто дернул бюджетников за рукав и выставил справедливую, регулируемую и предельную цену.
В завершение хмельнитчане решили все свалить на райгосадминистрацию, потому что она несет ответственность за то, что размещается в “Вестнике государственных закупок”. Короче говоря, Теофипольская РГА вместе с “Вестником” оклеветали еще один облгаз. Кстати, уже четвертый в этом году, и все они по странному стечению обстоятельств принадлежат Фирташу. Но это, пожалуй, точно лишь досадное совпадение.
“Нафтогаз” тоже может завышать цену
Впрочем, возможность менять цены на газ есть не только у “фирташевских” облгазов. Пересматривать цену на газ также могут и горгазы, и облгазы, которые входят в структуру НАК “Нафтогаз Украины”.
Владимир Мисечко, управляющий партнер ЮФ “Мисечко и партнеры”, указывает на постановление Кабмина от 29 апреля 2006 года №605 “Некоторые вопросы деятельности Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”.
Этот документ предоставляет “Нафтогазу” право корректировать установленные НКРЭ предельные уровни цен на газ учреждениям и организациям, которые финансируются из государственного и местных бюджетов, промышленным потребителям и другим субъектам хозяйствования.
Это может происходить в следующем месяце реализации газа в случае изменения среднемесячного курса гривны к доллару, установленного НБУ в месяце реализации газа, к официальному курсу гривны к доллару, установленному НБУ 1 января 2009 года – 7,7 грн.
Перерасчет ведется по формуле:
Цс = Цб х (Ксм/Коф), где Цс – откорректированный НКРЭ предельный уровень цены на газ в следующем месяце реализации газа для соответствующей категории потребителей.
Цб – базовый предельный уровень цены на газ, установленный НКРЭ для соответствующей категории потребителей, с учетом официального курса гривны к доллару, установленного НБУ 1 января 2009 года.
Ксм – среднемесячный курс гривны к доллару, установленный НБУ в месяце реализации газа.
Коф – официальный курс гривны к доллару, установленный НБУ 1 января 2009 года.
Например, природный газ был реализован в декабре 2012 года, когда среднемесячный курс гривны к доллару США составлял 7,99 грн. Так, скорректированная цена на природный газ по формуле будет составлять 3641,16 грн. за 1000 куб. м = 3509,00 х (7,99/7,70).
А это уже на 3,8% выше установленной НКРЭ предельной цены.
Вроде бы не так много, как в случае с Фирташем, но факт. “Нафтогаз” корректирует установленный НКРЭ тариф согласно среднемесячному курсу доллара к гривне. И это без учета налога на добавленную стоимость, сбора к утвержденному тарифу на газ в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку, распределение и поставку. Следовательно, конечный потребитель получает газ по гораздо более высоким ценам.
“Такая ситуация будет существовать до тех пор, пока не будет отменено соответствующее постановление Кабмина”, – говорит Мисечко.
Можно только догадываться, как скоректируются цена на газ в случае резкой девальвации гривны.
Почему не действуют НКРЭ и АМК
Именно для внимательного наблюдения за этими рынками в Украине существуют НКРЭ и АМКУ.
“Надзор за соблюдением установленных предельных уровней цен на газ для учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов, отнесен к компетенции НКРЭ, которая в силу закона устанавливает предельный уровень цен на газ и контролирует их соблюдение облгазами, – говорит Елена Перцова, адвокат АО “Адвокатская контора “Скляренко и партнеры”. – Кроме того, в данном случае задействован и АМКУ, который обязан отслеживать любые злоупотребления монопольным положением и оперативно на них реагировать”.
Так, например, НКРЭ имеет право применять в отношении провинившихся облгазов санкции в виде штрафов. Суммы санкций варьируются от нескольких десятков до сотен тысяч гривен.
Функции же АМКУ на этом рынке несколько отличаются от компетенции НКРЭ. Комитет не влияет на ценообразование, как НКРЭ, но проводит анализ, являются ли они экономически обоснованными.
“Этот орган не регулирует ценообразование в области поставок газа облгазами, а осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции данными предприятиями”, – говорит Екатерина Ткаченко, старший юрист МЮГ AstaрovLawyers.
“В частности, АМКУ по собственной инициативе, а также после обращения хозяйствующих субъектов, органов власти или местного самоуправления, может проводить проверки деятельности облгазов, которые являются монополистами в соответствующих регионах, и устанавливать, содержат ли действия или бездействие облгазов признаки злоупотребления своим монопольным положением, в том числе в виде установления необоснованных цен на продукцию”, – добавляет она.
Следовательно, местным органам власти достаточно обратиться в АМК, чтобы тот вмешался. И либо никто не жалуется, либо АМКУ не реагирует.
Также пожаловаться может сам заказчик, то есть покупатель газа.
“Обращение органов местного самоуправления и потребителей газа с жалобой в НКРЭ и АМКУ в случае нарушений со стороны облгазов может быть эффективным средством решения спорных ситуаций, возникающих при поставках газа облгазами потребителям”, – считает Ткаченко.
В случае поступления жалобы от субъектов хозяйствования АМКУ должен проанализировать доводы заявителя и дать им оценку.
Что можно точно доказать – это бездеятельность Антимонопольного комитета, ведь подозрительные сделки с органами местного самоуправления или коммунальными заведениями не обязательно искать на сайте “Вестника”.
АМКУ имеет право налагать штрафы на субъекты хозяйствования в случае, если будут выявлены факты злоупотребления монопольным положением. Размер штрафа может достигать 10% от годовой выручки. Но если комитет даже вмешивается в какие-то ситуации, обычно он просто ограничивается рекомендациями.
Как отмечает Перцова, на практике штрафы находятся в диапазоне от 17 до 100 тыс. грн, что позволяет нарушителям несерьезно относиться к соблюдению предельных уровней цен.
Даже если поступит жалоба, заставить комитет должным образом отреагировать на нарушение закона невозможно.
“На практике указанные органы предпочитают слегка пожурить нарушителей путем назначения незначительных штрафов, а не решать проблемы коренным образом. К сожалению, повлиять на НКРЭ и АМКУ невозможно по объективным причинам – определение глубины вины и применение санкций в отношении облгазов отнесены к компетенции упомянутых контролирующих органов”, – говорит Перцова.
Почему сохраняется статус-кво
Почему же нет желающих изменить положение с закупкой газа бюджетниками?
Можно назвать, по крайней мере, три причины.
Первая – поставщик один, и от него никуда не деться. Тем более, на районном уровне. Зачем портить отношения?
Вторая – обе стороны заинтересованы в том, чтобы сделка была заключена по высокой цене. Распределение “заинтересованности” между сторонами можно себе представить.
Третья – если облгазы принадлежат крупным олигархам, а тем более приближенным к власти, они становятся невидимыми и для НКРЭ, и для АМКУ.
Следовательно, можно с пониманием отнестись к работникам Антимонопольного комитета. Даже если АМКУ кого-то штрафует, это еще не значит, что эти санкции будут осуществлены.
Рынок другого горючего, нефтепродуктов, имеет множество ярких примеров, когда миллионные штрафы просто терялись в судебных процессах. А суды охотно продадут любое решение. Тем более, заставить детский сад платить $1000 – это не Тимошенко посадить.
Так зачем иметь хлопоты там, где можно просто сохранить свои усилия и пойти домой на два часа раньше?
Это большая гарантия того, что даже этот текст ничего не изменит. Разве что случится чудо.
Даниил Нестеров
По материалам:
Українська правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас