Правительство Азарова-Арбузова составило очередную программу "покращення" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Правительство Азарова-Арбузова составило очередную программу "покращення"

2258
“Реальной экономике” попался весьма любопытный документ – проект “Государственной программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы”, который готовится в Кабинете министров.
Предлагаем Вам ознакомиться с кратким анализом содержания документа.
Документ начинается с констатации текущего состояния экономики Украины и ее недавних тенденций.
Авторы утверждают, что, после полуторагодичного спада 2008-2009 годов, экономика, начиная с 2010 года, демонстрировала устойчивые положительные тенденции. Однако с середины 2011-го ситуация вновь начала ухудшаться, и это продолжается до сих пор.
Такая интерпретация, конечно, является механической и несколько неуклюжей, ведь чиновники проигнорировали динамику теневой доли экономики.
По их же собственным расчетам (которые делает министерство экономики), восстановительный рост 2010-2011 был очень слабым, ниже по темпам роста как периода восстановления экономики в начале 2000-х, так и периода докризисного бума.
Это уже является тревожным звоночком относительно действительного состояния вещей в экономике, ведь восстановительный рост, в нормальной ситуации, должен быть быстрым, – однако правительство его, судя по тексту программы, продолжает игнорировать.
Впрочем, документ признает наличие серьезных проблем в украинской экономике, и не только циклических (текущего снижения темпов роста), но и структурных, которые длительно удерживают нашу страну от быстрого развития.
Авторы констатируют ряд проблем, которые обычно ассоциируют с украинской экономикой – низкая энергоэффективность, низкая инвестиционная привлекательность, неэффективный государственный аппарат и правоохранительная система и т.д..
Однако наиболее интересным является признание следующих проблем: слишком большой роли, которую играет в экономической жизни Украины государство, и занижения цен на товары и услуги, цены на которые регулируются государством.
Среди мер, с помощью которых предлагается решать эти проблемы, следует особо отметить создание банка развития.
С помощью такой организации правительство сможет систематически и целенаправленно внедрять промышленную политику: выделять ресурсы на развитие приоритетных отраслей.
Большая часть более или менее конкретизированных мер по промышленной политике, которые предлагаются в программе, касаются сельского хозяйства – довольно разумно, ведь именно здесь Украина имеет очевидные конкурентные преимущества, а сама отрасль в последние годы стремительно развивается.
По машиностроению же, которое является основным объектом раздела, посвященного развитию высокотехнологичных отраслей, конкретика почти отсутствует.
Однако присутствуют довольно опасные идеи по импортозамещению – стратегия развития, которая дискредитировала себя еще в 1970-1980 годах в Латинской Америке.
О стимулировании же развития экспортно-ориентированного производства – которое в отличие от попыток импортозамещения могло бы дать результат – в программе не говорится.
Интересно, что раздел, посвященный внешнеэкономическим отношениям, не слишком конкретизирован. Он содержит намеки на попытки сотрудничать и расширять торговые отношения как с ЕС, так и с ТС.
В конце документа содержится список целей, которые устанавливаются правительством на 2013-2014 годы.
В нем заложены довольно амбициозные экономические показатели. Например, рост реального ВВП на 2,5-3,5% в 2013 году – которые, конечно, зависят не столько от действий правительства, сколько от внешнеэкономической ситуации.
Впрочем, такие попытки сохранить иллюзию контроля характерны не только для украинского правительства.
Следует отметить, что в программу также заложены и цели по уменьшению государственного влияния на экономику. Предлагается снизить долю ВВП, которая перераспределяется через сводный бюджет до 29,5% в 2013 году (в 2011 – около 31,5%) и до 25-30% в 2014-м.
Дефицит бюджета предлагается удержать на уровне 3,2%, а предельный объем государственного долга на уровне 30,6%.
Кроме этого, ставится ряд целей по промышленной политике, государственному кредитованию, внешнеэкономическим отношениям и т. д. Из них внимание обращает на себя кредитование социального жилья и связанные программы.
Из исследований МВФ и опыта восточноазиатских стран хорошо известно, что стимулирование социального жилищного строительства является плохим средством стимулирования экономического роста в развивающихся странах.
Причина заключается в слишком низкой отдаче от таких инвестиций по сравнению с инвестициями в, например, промышленное оборудование. Кажется, украинским чиновникам об этом неизвестно, иначе они бы не писали о социальном жилье в программе экономического развития.
Вместо заключения следует отметить, что данный документ является не совсем тем типом программы, которого требует наша страна. Его проблемой является краткосрочность.
Украине для того, чтобы действительно реализовать свой потенциал и догнать, хотя бы, своих восточноевропейских соседей (не говоря уже о развитых странах) нужна эффективная долгосрочная программа развития, которая стабильно выполнялась бы независимо от политических изменений.
Большинство структурных проблем, которые справедливо указаны в правительственном документе, требуют много лет систематического решения, а не краткосрочных мер, рассчитанных на два года.
По материалам:
Реальна економіка
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас