Прогноз ИЭЭ. Глобальные финансовые дисбалансы будут усиливаться в 2013 году — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Прогноз ИЭЭ. Глобальные финансовые дисбалансы будут усиливаться в 2013 году

Фондовый рынок
2083
К наиболее опасным дисбалансам в глобальной экономике, возникшим накануне и в ходе мирового финансового кризиса 2008 года  следует отнести:
- формирование полюса с низкими процентными ставками и полюса с  устойчиво высокими процентными ставками;
- возникновение полюса с высокими уровнями валютных резервов и полюса со значительными дефицитами текущего счета платежного баланса;
- формирование высокого уровня суверенных долгов в странах с высокоразвитыми экономиками с одновременным снижением темпов экономического роста в этих странах, что не создает предпосылок для покрытия этих долгов даже в ближайшие 20 лет;
- возникновение валютного курсового дисбаланса.
1
Формирование полюса с низкими процентными ставками возникло в ходе реализации антикризисной политики стран с развитыми рынками в 2008 г. Накануне возникновения кризисных процессов  в этих странах (в первую очередь в США, а также  в ЕС) их центральные банки понизили учетные ставки и по сей день держат их на нулевых уровнях. Это соответствует сверхмягкой монетарной политике, приводящей к снижению рыночных процентных ставок. Однако еще до начала действия этого инструмента центральные банки (ФРС, ЕЦБ, Банк Японии, Банк Швейцарии, Банк Австралии и др.) практически одновременно влили в свои экономики огромные суммы ликвидности.
Кроме отмеченных мер, они применили инновационные инструменты поставки ликвидности в свои экономики. С началом экономической рецессии руководители финансовых корпораций по вполне понятным причинам старались ограничить экономическую активность, особенно если их активы подверглись кризисному «инфицированию». Чтобы снизить негативный настрой корпораций центральные банки поставляли им ликвидность с применением операций РЕПО, выкупая их «плохие» активы и т.д.
Ну и, конечно же, к отмеченным мерам поставки ликвидности и смягчения монетарной составляющей экономической политики относится также политика «количественного смягчения». Так или приблизительно так формировался «мировой полюс» стран с низкими процентными ставками в их экономиках. 
С другой стороны, на периферии этого полюса возникла группа стран (с развивающимися рынками), у которых, напротив, процентные ставки (и учетные, и рыночные) остались высокими. Это стало результатом объективных процессов. Несовершенство экономической структуры вызывало в их экономиках повышенную чувствительность к инфляционным процессам. Их центральные банки вынуждены проводить жесткую монетарную антиинфляционную политику, вызывающую подъем процентных ставок.
После 2008 года этот глобальный дисбаланс приобрел новое качество, запустив новые для глобальной экономики механизмы перераспределения финансов. Так, например, процентная редукция (наличие полюсов  в глобальной экономике с низкими и высокими процентными ставками) создал «силы притяжения» для дополнительных финансовых потоков, которые в результате несколькоходовой комбинации притягивают финансовые ресурсы от стран с развивающимися рынками к странам с развитыми рынками.
На первом этапе финансовые потоки движутся от стран с низкими процентными ставками к странам с высокими процентными ставками. Эти операции получили название «carry trade». Вот здесь бы развивающимся странам воспользоваться предложенными капиталами, но не тут-то было. Те же высокие процентные ставки не позволяют воспользоваться предложенными капиталами малому и среднему бизнесу. В итоге реальный сектор экономики не кредитуется, а вложенные капиталы через определенный период времени, получив свой высокий процент, уходят с доходом «домой».
Таким образом, формируется второй этап, который бывает очень опасным для развивающихся стран – отток капитала за границу. В любом случае, уходя за границу к странам с развитыми рынками, он «помогает», финансовым системам развитых стран преодолевать финансовые трудности, но принося дополнительные трудности для развивающихся стран.
И обвинять развитые страны в этом нет смысла, так как происходит естественный переток капиталов, остановить который невозможно, не нанеся вреда. Развивающиеся страны должны это воспринимать как вызов их системам (отсталым и тормозящим инновационные процессы) требующий скорее осваивать инновации и развивать структуру экономики. Только в таком случае их экономики смогут увеличить предложение товаров и подавить инфляцию. Только в таком случае их центральные банки смогут увеличить денежное предложение и понизить процентные ставки, а значит и ликвидировать процентные редукции.
Этот дисбаланс будет вызывать риски кризиса в мировой экономике в 2013 году:
- замедляя инвестиционные процессы и, соответственно,  инновационные процессы в экономиках развивающихся стран;
- замедляя экономическое развитие в странах с высокими процентными ставками;
- увеличивая неравномерность распределения доходов в мировой экономике;
- усиливая взрывоопасность социальной среды в странах второго эшелона развития мировой экономики.
2
Возникновение полюса с высоким уровнем валютных резервов возникло не в один день. В конце 90-х в ходе азиатского кризиса возникло «волновое движение» стран на понижение валютных курсов. Это действие было частью антикризисных мер стран азиатского региона. В некоторых странах – как естественная реакция на «атаку» на валютный курс (Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Сингапур  и т.д.), в Китае и в Японии – как профилактические антикризисные действия. Возникшая внешнеэкономическая товарная экспансия (Китая и Японии), как реакция системы на понижение валютного курса была продолжением этого действия – трансмиссией валютной политики, в результате которой формировалась валютная выручка, аккумулировавшаяся в виде валютных резервов.
Уже в 2005 году в азиатском макрорегионе было сосредоточено около 60% мировых валютных резервов. Сегодня эта тенденция в Азии сохранилась.
Особенность этого дисбаланса в том, что в направлении одних стран направляются потоки капиталов, в направлении других – товарные потоки. Опасность этого дисбаланса в том, что потоки товаров (внешнеэкономическая экспансия) подавляют товаропроизводителя страны мирового лидера, валюта которой накапливается в валютных резервах страны с заниженным валютным курсом.
Но страна-чистый экспортер (у которой текущий счет положительный) становится зависимой от рынков страны-импортера (у которой текущий счет платежного баланса в торговле с ней – отрицательный), так как возрастающий нетто-экспорт составляет часть ее ВВП. Возрастающие кризисные риски страны-импортера приводят к обратной зависимости. Например, падая в кризис, экономики развитых стран увлекают за собой и экономику страны-экспортера, ставшую от нее зависимой. А давление на  рынки развитой страны способствует снижению курса ее валюты.   
Учитывая, что эта же валюта составляет основу валютных резервов, возникает опасность глобального валютного кризиса. Страна-крупный держатель иностранной валюты будет иметь возможность обвалить валюту, начав ее ускоренную продажу на мировых рынках, в  то время как в мировой экономике не существует мирового регулятора и, соответственно, инструмента связывания этой валюты.
3
Формирование суверенных долгов, особенно тяжело воспринимающееся в странах ЕС и вызывающее напряжение в социальной сфере, не входит ни в какое сравнение  с госдолгом Японии. Полтора десятилетия эта страна была мировым лидером по уровню госдолга, превышающего ВВП. Нынешний, новый  период характеризуется тем, что превышение госдолгом уровня ВВП стало общей болезнью стран на целых континентах. Так, например, госдолг европейских стран также превышает их ВВП.
Однако европейцам вновь не угнаться за азиатами. Госдолг Японии к концу 2012 года составил уже около 230% ВВП (в 2008 г. – около 180% от ВВП, при уровне 60% – в норме).
Для справки:
«Норму» уровня госдолга к ВВП со значением в 60% от ВВП никто на законодательном уровне не устанавливал, хотя ее стараются придерживаться, используя в качестве позитивного показателя, отмечая проблемность или беспроблемность деятельности правительств.  Так, например, республиканская партия в США увеличение госдолга ставит во главу угла оценки деятельности правительства и ныне администрация президента Обамы подвергалась не только критике с ее стороны, но и жестким политическим воздействиям как в августе, так и в декабре с «фискальным обрывом”.  
Негативное действие дисбаланса растягивается во времени и заключается в том, что госдолг, превышающий 60% от ВВП, ныне живущее поколение уже не сможет самостоятельно оплатить. В таком случае  он превращается в долговой рычаг, переносящий свое влияние на следующее поколение. Иными словами, при долге свыше 60% от ВВП, нынешнее население стран – «должников» живет за счет будущего поколения. Преодолеть этот негатив можно только резко увеличив доходы, а это возможно только при резком появлении прорывных инноваций. А этого пока не наблюдается, учитывая резкий рост цен на традиционные ресурсы, к которым относится и нефть.
  
4
Возникновение валютного дисбаланса вызвано с одной стороны, мягкой монетарной политикой банков развитых стран. С другой стороны, поддержание своп-линий еще один год, что приводит к установлению курсов валютных пар к некоторому фиксированному коридору. Это несет риски как для мировой экономической системы в целом, опасно «разогревая» рынки развивающихся стран, увеличивая риски мировой инфляции по волатильной группе товаров, угрожая росту бедности в слаборазвитых регионах, увеличивая риски внезапной остановки теперь уже мировой системы; так и для  развитых и развивающихся стран в отдельности. В частности, – вызывая массовую внешнеэкономическую товарную экспансию на рынки развивающихся стран, подавляя этим местных производителей (и развитие промышленности)
Прогноз
Глобальные финансовые дисбалансы будут сохранены и в 2013 году. Мягкая монетарная политика банков развитых стран, учитывая стагнацию их экономик, будет главным драйвером всех основных диспропорций.
Предложения в контексте рассмотренного прогноза.
1. Необходимо принять меры для смягчения монетарной политики в Украине.
2. Перейти на плавающий валютный курс. Для этого – разблокировать развитие фондового и финансового рынков. Для этого - запустить реальные инновационные проекты.
3. Разблокировать инструменты центрального банка, сделать действенной учетную ставку.
3. Разработать комплекс мер по экономической безопасности, включающих отработку процессов по защите отечественного производителя на инновационных направлениях развития, а также процессов по экономической (в т.ч. энергетической) безопасности.
4. Уже быть готовым к росту социального напряжения как в мире, так и «дома».
5. Поднять вопрос перед мировым сообществом о рисках глобальных дисбалансов, представляющих возрастающую угрозу развитию стран с развивающимися рынками, оказывать содействие в их преодолении.
Макаренко И.
Острокоморец О.  
Рогожин А.
ИЭЭ
По материалам:
ІЕЕ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас