Вместо итогов 2012-го политического: назад в 90-е? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Вместо итогов 2012-го политического: назад в 90-е?

4542
Избирательная кампания в украинский парламент, на фоне почти коматозного состояния отечественного парламентаризма, окрашена протестами против “языкового закона”, бесконечными “подарками для избирателей”, Евро-2012, ступор в отношениях Украина-ЕС вокруг подписания Соглашения об Ассоциации, в значительной мере вызванный внутренней украинской политической повесткой дня тремор во взаимоотношениях с РФ, длительное заключение лидеров оппозиции, почти молчаливый конституционный процесс – основные реперные точки политического 2012 года.
Предпоследние недели 2012 года добавили сюжетов вокруг нового состава правительства.
Изменение отдельных кадровых декораций демонстрирует сегодня уже не объемы влияния тех или иных олигархических групп, но прежде всего характер их взаимоотношений с президентом и безусловное продолжение усиления позиций самого президента.
Так, в 2012-м концентрация полномочий со стороны Семьи над исполнительной ветвью власти выросла более осязаемо. По сути, были воссозданы традиции конца 90-х, когда президент фактически руководил правительством, но при этом не нес прямой ответственности за результаты его работы, а главным, но теневым правительством была его администрация.
Итак, почти через 10 лет ситуация становится еще более запутанной, ведь едва ли не еженедельно со стороны АП издаются указы, распоряжения, тематика которых часто не соответствует объему конституционных полномочий. Это в значительной степени касается кадровых изменений, кадрового контроля в объемах даже больших, чем было раньше.
Осталась неизменной традиция недостаточного диалога между властью и оппозицией, между властью, оппозицией и обществом. Даже несмотря на 603 общественных совета и официально зафиксированные только в последнем квартале 2012-го 774 мероприятия по обсуждению 703-х вопросов, “имеющие общественно важное значение”, как отчитывается Минюст.
Возможно, и говорить тут не о чем, по крайней мере содержательно.
Когда рейдерство зачастую осуществляется под крышей чиновников, налоговое давление усиливается, социалка уменьшается. Коррупцию не в состоянии побороть даже на уровне законодательства. Большинство рекомендаций GRECO в антикоррупционной сфере так и не было выполнено.
Вне публичного обсуждения и разъяснения фактически остаются такие основополагающие вопросы, которые действительно “общественно важно” касаются всех и могут получить продолжение в 2013 году.
Речь идет, например, о недавно утвержденном законе о всеукраинском референдуме, который может открыть дверь контроверсионного принятия Конституции вне парламента или приблизить нас к Таможенному союзу.
Общим в разнообразных событиях политического года стал уже традиционный недостаток прозрачных объяснений касаемо причин и логики принятия решений, прогрессирования дефицита демократии.
Решения в большинстве своем не принимаются, но продавливаются, зачастую заинтересованные группы просто ставятся перед фактом. Это и ситуация с административными изменениями, или с избирательным законом, и относительно закона о клевете или государственного реестра, закона об основах государственной языковой политики, о референдуме.
В условиях существования послушного и аморфного парламента этот список оказывается слишком длинным.
А изменить такое контроверсионное решение, правда, далеко не всегда, может массовый протест.
Например, в 2012 году одним из факторов, повлекших за собой едва ли не самое большое количество общественных протестов, стали вопросы, связанные с языковой политикой. Закон об основах государственной языковой политики был практически продавлен, обойдя общественное мнение и парламентский регламент.
По данным мониторинга протестов Центра исследования общества, за 6 месяцев 2012 года, с марта по август включительно, количество протестных мероприятий против принятия закона Украины “Об основах государственной языковой политики” достигло 340.
Эта социально-гуманитарная тема неожиданно вышла в течение 2012 года на первое место среди причин протестов, даже несмотря на бытующее мнение, что протест, как правило, мотивирован нарушением социально-экономических прав.
Стоит отметить, что эта цифра превысила социально-ориентированные акции протеста 2011 года со стороны чернобыльцев и ветеранских организаций, вызванные ограничением прав этих групп граждан, даже протестные акции представителей малого и среднего бизнеса, направленные против Налогового кодекса в 2010-2011 годах.
Однако, закон принят, подписан, а изменения в него пока зависли на крючке политической целесообразности и избирательных обязательств ПР и электоральных надежд на мобилизацию уставшего электората.
Подобного рода ситуации добавляют украинскому обществу радикализации, усталости и агрессивности. В значительной степени этим отчасти можно объяснить предполагаемые, но все же неожиданные последние избирательные результаты левых коммунистов и правой ВОО “Свобода”, которая стала парламентской политической силой.
Такой электоральный выбор добавит горячих споров, например, относительно графы национальность в паспорте, но, к сожалению, не о бюджетных средствах на онкологию.
Можно многократно “содействовать” изучению украинского языка со стороны премьера, но целесообразнее спросить у правительства, когда же закончится “оптимизация” украинских школ на том же Востоке Украины. Впрочем, оппозиции еще нужно этому научиться, было бы желание.
Как и ожидалось, за счет мажоритарки ПР собрала под свою крышу многих депутатов. Добавили самовыдвиженцев, коммунистов и 252 избранника проголосовали за назначение нового старого премьера Азарова.
В целом избирательная кампания в парламент также проходила по схемам. почти тождественным с выборами десятилетней давности – 2002 года, смешанная система 50 на 50, “закрытые списки”, повторение всех пороков мажоритарки с ее админресурсом, войной компроматов, в значительной мере контролируемыми УИК и ТИК.
Правда, объемы “электоральной коррупции”, “продпайки” избирателям выдавались в больших объемах и цена вопроса была выше. При этом, как всем известно, сама форма модели была просто спущена сверху без каких-либо обсуждений, и ее успешно тогда “переварила” оппозиция.
Более чем в 10-ти мажоритарных округах ситуация была подпорчена непрозрачным подсчетом голосов. В итоге партии не стали прозрачными, а влияние и технологии – более совершенными.
Чего только стоят социальные офисы, скрытая агитация за партию власти или веб-камеры на участках…
Запад в конце концов выборы признал, хотя в ЕС и отметили, что кампания не соответствовала стандартам ОБСЕ из-за отсутствия у кандидатов равных условий, несбалансированное освещение в СМИ и т.д.
2012-й прибавил вопросов в отношениях с ЕС, в частности относительно дальнейших перспектив подписания соглашения об Ассоциации. Год фактически был потерян.
Выборочное правосудие, отсутствие комплексных реформ, заключение лидеров оппозиции – пока эти вопросы остаются открытыми.
Хотя условно в ЕС дали понять, что в конце следующего года все-таки могут подписать с Украиной соглашение об ассоциации, однако это только один из шагов на пути к более глубокой интеграции с ЕС.
Но вполне вероятно, что страну может ожидать и реверс – углубление взаимоотношений с РФ в формате Таможенного союза.
Пока нечеткое желание украинской стороны рассмотреть и взять на себя только часть обязательств не воспринимается со стороны РФ – или все, или ничего. Именно такие форматы участия в Таможенном союзе возможны.
А более артикулированное участие в этом таможенном процессе закроет Украине и без того узкий проход к европейской интеграции.
В свое время “харьковские договоренности” также появились почти ниоткуда, а их содержание было неизвестно даже в департаментах МИД.
Ну и что же радикально изменилось, чтобы такой сценарий не повторился в отношении других геополитических тем?
Впрочем, 2012-й политический открыл и другие сюжеты, свидетельствующие о том, что мы меняемся, в частности, на выборах далеко не все решают деньги и влияние.
Вложенные в политические проекты средства могут и не приносить ожидаемых дивидендов в виде депутатских кресел.
Объемы “гречки” не всегда могут конвертироваться в ожидаемый результат.
Группы самоорганизации появляются часто не благодаря, но вопреки.
И постепенно появляется осознание того, что наши вопросы все-таки никто не должен решать за нас, без нас и через нас.
Юлия Тищенко
По материалам:
Українська правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас