Итоги года: 5 несбывшихся обещаний о «покращенни» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Итоги года: 5 несбывшихся обещаний о «покращенни»

2330
В 2012-м Украине так и не удалось усилить пресловутую евроинтеграцию, зато на протяжении года все чаще и чаще говорили о возможности вступления в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Украинцам обещали жить по средствам, но власть уже с весны окунулась в предвыборную гонку на волне слишком затратных для казны социальных обещаний. Что и привело к концу года к замене слова «Пакращення» в лексиконе премьера Николая Азарова на выражение «Криза поглыблюеться». «Комментарии» собрали пятерку нереализованных обещаний украинской власти. Что же обещали украинцам в 2012 году?
ВЫЙТИ НА ДОКРИЗИСНЫЙ УРОВЕНЬ
В январе 2012 года Николай Янович пообещал стране к 2013-му Новому году возвращение на докризисный уровень покупательной способности. С его слов, в 2008 году покупательная способность составляла $320-340, но падение курса нацвалюты с 4,5 до 8,5 грн. за доллар привело к снижению покупательной способности почти в два раза. При этом он отметил, что в 2010-2011 годах власти постепенно начали ее увеличивать и обеспечили стабильность курса.
Также премьер обещал до конца 2012 года выйти на докризисный уровень ВВП. Вместе с тем, ВВП по итогам 2012 года даже не достиг уровня докризисного 2008-го в пересчете на доллары США и с учетом инфляции. Эксперты при этом отмечают, что, в лучшем случае, ВВП в 2012-м будет равен 93% от 2008-го. Сам же Николай Янович фактически признал, что до выхода украинской экономики на докризисный уровень еще далеко. Так, отвечая в последнюю пятницу 2012 года на вопросы читателей своей страницы в социальной сети Facebook, премьер констатировал, что после падения ВВП в 2008-2009 году на 15%, за последние 2,5 года экономика выросла лишь на 10%.
ПОДПИСАТЬ СОГЛАШЕНИЕ ОБ АССОЦИАЦИИ С ЕС
2012 год так и не стал поворотным в отношениях с Европейским Союзом. Хотя после парафирования 30 марта соглашения об ассоциации с ЕС, в украинском МИДе рассчитывали на то, что само соглашение будет подписано до конца этого года. Одновременно в ЕС отмечали, что парафирование было лишь техническим шагом. Справедливости ради нужно отметить, что подписать договор об ассоциации с ЕС украинские власти планировали еще до конца 2011 года. Однако арест лидера оппозиции Юлии Тимошенко вызвал жесткую реакцию в Европе и поставил перспективы подписания этого соглашения под сомнение. Очередная пауза в переговорах с ЕС образовалась в ожидании итогов парламентских выборов, демократичность и прозрачность которых называлась одним из необходимых условий подписания договора об ассоциации. Но, несмотря на отсутствие системных нарушений в самом процессе выборов, пребывающие в заключении лидеры оппозиции так и не были допущены к участию в них, а ряд громких скандалов на одномандатных округах окончательно испортил впечатление Европы об их соответствии стандартам ЕС.
Тем не менее, 10 декабря прошедшего года Совет иностранных дел ЕС одобрил решение о возможности подписания соглашения об ассоциации с Украиной до Вильнюсского саммита «Восточного партнерства», который должен состояться в ноябре 2013 года. В то же время условия, поставленные перед Украиной, должны остаться теми же. Это реформа избирательного законодательства, судебной сферы, решение проблем выборочного правосудия и ряда других, в том числе – в сфере борьбы с коррупцией и улучшения бизнес-климата. Поэтому о реальных сроках подписания договора об ассоциации с ЕС пока говорить сложно.
ДОБИТЬСЯ СКИДКИ НА ГАЗ
Когда правительству Николая Азарова стало понятно, что слова о пресловутых «папередниках» вовсе не снижают цены на российский газ, Николай Янович как-то кстати вспомнил о приемах этих самых «папередников». Ведь о строительстве LNG-терминала на черноморском побережье для приема сжиженного газа говорили на должности премьера и Юрий Ехануров, и Юлия Тимошенко. И, оглядываясь на скандальное подписание договора с лыжным инструктором из Испании, нельзя сказать, что правительство Азарова преуспело больше предшественников. Также не новы идеи перевода отечественных теплоэлектростанций на сжигание водоугольного топлива вместо газа и налаживания добычи метана из угольных пластов с дальнейшим его применением для генерации тепловой и электроэнергии.
Не заставили себя ждать с ответным ударом и россияне. Правда, сложилось впечатление, что и у них спичрайтеры уже подустали за годы «газовых» войн с Украиной. Чуть ли не каждую зиму звучат заявления о том, что «украинские друзья» воруют газ», о необходимости модернизации украинской ГТС и о планах строительства газопроводов в обход Украины. Можно отметить, конечно, что в реализации своих планов Россия преуспела гораздо больше, но все равно еще многие годы без украинской ГТС ей не обойтись. В результате, пока ни российская сторона не добилась украинской трубы, ни украинская – скидок от «Газпрома». Все же разговоры о судебных процессах, похоже, остались в ушедшем году. Достаточно только вспомнить, как тяжело они даются российскому монополисту в спорах с прибалтами и поляками.
ВВЕСТИ НАЛОГ НА РОСКОШЬ
О налоге на роскошь (его еще называли налогом на богатство) заговорили еще с ноября 2011-го. Сразу же обнародовали проект соответствующего закона – для всенародного обсуждения. Реальное же воплощение в жизнь излюбленного в то время чиновниками лозунга «богатые должны платить за бедных» растянулось на месяцы и, по сути, так ничем и не закончилось. Если не считать налога на недвижимость, который вступил в силу вчера, ни налогообложение автомобилей, ни яхт, ни вертолетов, ни часов, ни других предметов роскоши так и не заработало. Причины тому очевидны. А технологически все делалось просто. Когда летом народные депутаты перенесли рассмотрение правительственного законопроекта, тогдашний спикер Владимир Литвин даже заявил, что, мол, вот и хорошо – ведь такой недоработанный закон только усугубит тенизацию экономики страны.
НЕ ПОПУЛИСТСКИЙ БЮДЖЕТ
Еще в августе 2011-го, в самом начале работы над госбюджетом-2012, Николай Азаров заявил, что он должен быть «предельно экономным» ввиду известных «вызовов на мировых рынках». И призвал министров внимательно проанализировать каждую строчку расходов. Но уже 22 декабря ситуация с не популистским бюджетом предвыборного года начала изменяться. В тот день впервые за 20 лет Верховной Раде понадобилось меньше суток, чтобы получить новую редакцию бюджета от правительства, провести ее через комитет и утвердить 250-ю голосами – хотя сейчас, конечно, этому никто не удивится. Уже тогда в документе резало глаз явное увеличение расходов на силовиков по сравнению с бюджетом-2011. И именно тогда правительство спрятало в заключительных положениях перевод определения размера выплат льготникам в «ручной режим». Тем не менее, даже тогда нельзя было представить, каких оборотов достигнет социальная политика власти. Так, в преддверии праздника 8 Марта Президент всенародно анонсировал «Новые социальные инициативы». А 12 апреля парламент утвердил изменения в госбюджет с целью выполнения обещанных инициатив. Увеличив расходы более чем на 33 млрд. грн. Расходы, правда, были увеличены на ту же сумму, однако то, что уже в середине лета губернаторы и мэры городов застонали от политики блокирования своих счетов Казначейством, говорит о многом.
Михаил Орлюк, Андрей Сантарович
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас