Могут ли украинские ученые быть богатыми? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Могут ли украинские ученые быть богатыми?

Казна и Политика
5037
Финансирование науки в Украине, согласно закона «о научной и научно-технической деятельности», не должно быть меньше 1,7 % от ВВП. В 2012г. на эти цели было выделено 0,3% ВВП. Научное сообщество требует от власти в 2013 г. увеличить квоту как минимум до 0,32%.
6 декабря 2012г., в день принятия государственного бюджета на 2013г., Верховную Раду (ВР) пикетировали члены профсоюза Национальной Академии Наук Украины (НАНУ). Более трехсот ученых требовали увеличить расходы на финансирование НАНУ: с 2,57 млрд. грн. до минимально необходимых 3,7 млрд. грн.
«3,7 млрд. грн. – это сумма, на которую НАН Украины способна работать на нормальном уровне. Мы понимаем, что сложное время, мы не авантюристы, но у людей должны быть нормальные зарплаты. Коммунальные платежи институтов возрастают. Только сейчас они составляют более 2 млн. грн. Чтобы хоть как-то можно было работать, необходимо еще 200 млн. грн. – на ремонт и оборудование», – сказал Анатолий Иванович Широков, председатель правления профсоюза НАНУ.
Митингующие оптимистично смотрят на возможность принятия ВР их требований. «Большинство в ВР пока еще есть. Мы не теряем ни надежды, ни веры. Бюджет не раз и не два пересматривается на протяжении года», – выразил общее мнение Анатолий Иванович.
По словам организаторов митинга, представители Кабинета Министров неоднократно заявляли, что ситуация с бюджетом на 2013 год чрезвычайно сложная и денег на дофинансированные нет. «У нас спрашивают: «А где взять денег?» Мы отвечаем: «У СБУ и Генеральной прокуратуры Украины». И там, и там 3,2 млрд. грн. По 200 млн. грн. снять и добавить Академии и мы выйдем на 3 млрд. грн. 3 года назад бюджет Генпрокуратуры был в 3 раза меньше, чем НАН Украины. В этом году Прокуратура получила 2,65 млрд. грн. На 2013г. к ним планируется добавить еще 650 млн. грн.», – сказал председатель правления профсоюза НАНУ.
Собравшиеся под стенами Верховной Рады надеются, что до крайних мер дело не дойдет. «Есть простой путь – сократить людей, а остальным платить то, что положено. Но численность Академии и так уже уменьшилась в 2 раза. Если в 1991 г. было около 89 тыс. сотрудников, то сейчас работает менее 42 тыс. Это будет уже не Национальная Академия. Людей сокращать нельзя. Потом возобновить научные кадры будет невозможно», – заверил Анатолий Иванович Широков. Те немногие энтузиасты, которые посвятили себя науке, работают в крайне тяжелых условиях, в неотапливаемых помещениях на морально устаревшем оборудовании. Они вынуждены идти в длительные отпуска за свой счет, работать неполный рабочий день или 2-3 дня в неделю.
Вместо положенной по закону надбавки за научные степени в размере 15-25-33% получают 1-2%. Средняя зарплата в НАН составляет 3 111 грн. В месяц ученый получает в среднем немногим более 1200-1400 грн.
Доведенные до отчаяния представители научно-технической интеллигенции настроены решительно. «Пока мы политических требований не выдвигаем, но для этого остался не шаг, а полшага. Если мы и дальше будем видеть, что законные социально-экономические требования не выполняются, мы с другими организациями и партиями прогрессивного толка будем инициировать вопрос о досрочных перевыборах президента», – сказал Анатолий Широков, председатель правления профсоюза НАНУ.
Лидер профсоюза предложил, за неуважение к науке, лишить депутатов и членов правительства научных званий или продавать им дипломы по высокой цене.
«Те, кто сидят в Раде имеют звания академиков и профессоров. К сожалению, эти научные степени мы им давали. Профсоюз может направить письмо о том, чтобы лишить их этих регалий. Но, к сожалению, устав Академии не предусматривает такой возможности», – считает Анатолий Широков.
Из здания Верховной Рады к собравшимся, кроме милиционеров, так ни кто и не вышел. В принятом в тот же день, 6 декабря, законе «о Государственном бюджете Украины на 2013 год» требования ученых были частично учтены. Расходы на Национальную академию наук Украины в следующем году составят 3, 15 млрд. грн., что на 0,55 млрд. грн. меньше необходимого минимума. С 1 января 2013г. кандидаты, доктора и академики могут рассчитывать на надбавку за научную степень в размере 15-25-33% от фиксированной ставки.
Если ситуация вокруг финансирования отрасли отчасти разрешилась в пользу академического сообщества, то права на производимый «товар» – интеллектуальную собственность, остались за государством. Согласно последним изменениям к закону Украины «о государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» (статья 11, часть 2), имущественные права на технологию, созданную на бюджетные деньги, переходят органам государственной власти. «Нововведения негативно отразятся, в первую очередь, на ученых и изобретателях, работающих в государственных НИИ, существующих в большинстве своем за счет бюджетного финансирования. Могу предположить, что теперь у них больше нет стимула, чтобы изобретать. Итоги труда принадлежат государству. Автору выплачивают вознаграждение в соответствии с экономической ценностью технологии. Снова-таки, могу предположить, что она будет в разы меньше, чем за нее готов предложить частный инвестор», – прокомментировал нововведение директор Инвестиционного центра интеллектуальной собственности (ИЦИнС), кандидат экономических наук, Василий Александрович Котляренко.
Путь, по которому пошла Украина, в разрешении споров о праве собственности имеет аналогии в международной юриспруденции. Вместе с тем, государства с развитой рыночной экономикой демонстрируют куда более гуманное отношение к имущественным правам авторов изобретения. В США научные разработки могут финансироваться из федерального бюджета, но права на изобретения будут принадлежать организации, в которой они созданы. Государство только претендует на неисключительную, бесплатную лицензию на использование технологии. В Германии до недавнего времени действовала система «профессорской привилегии». Права на изобретение принадлежали не государству или институту, а конкретному человеку, изобретателю. Разумеется, что в этих странах уровень жизни докторов наук намного выше, чем в Украине.
«В отечественном законодательстве, с внесением последних поправок становится неясно – кому же все-таки принадлежат имущественные права на изобретение. Согласно гражданскому кодексу, они принадлежат организации или физическому лицу. Закон закрепляет права за государством. Такая неопределенность сдерживает научно-техническое развитие и ограничивает возможность заработка ученых. Чиновники не имеют ни возможности, ни ресурсов, ни достаточного уровня знаний, чтобы коммерциализировать изобретения. В США, еще в 80-х годах ушли от такой практики, что стимулировало рост числа инноваций. В Украине идет обратный процесс», – резюмировал доктор технических наук, профессор, директор Института интеллектуальной собственности Национального университета «Одесская юридическая академия», Павел Николаевич Цибулев.
Инвестиционный центр интеллектуальной собственности
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас