Как будет развиваться экономика в течение 2013-2014 годов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как будет развиваться экономика в течение 2013-2014 годов

3023
Начиная с 2010 года, основным наиболее четко выраженным трендом развития украинской экономики является растущая монополизация производства товаров и услуг и каналов их реализации, как в Украине, так и за ее пределами.
Этот процесс во многом носит объективный характер. В то же время существенно сужаются возможности для ведения предпринимательской деятельности со стороны среднего и малого бизнеса.
При этом в условиях монополизации для малого и среднего бизнеса ухудшаются условия ведения деловой деятельности не только официально, но даже в “тени”. Фактически для малого бизнеса остается лишь незначительная часть сферы услуг.
Хотя и там наблюдается усиление влияния крупных бизнес-структур, расширяющих сети заведений под едиными брендом и управлением.
Все это приводит к падению реальных доходов граждан, в первую очередь за счет сокращения теневых доходов и растущего расслоения населения.
Следует ожидать дальнейшее сокращение спроса на автомобили среднего класса, на жилую недвижимость, кроме жилья эконом-класса, потребительские товары длительного пользования.
Учитывая чрезмерную зависимость Украины от мировой экономики в 2013-2014 годах следует ожидать ухудшения торгового и платежного баланса страны
Цены на металлургическую продукцию, несмотря на значительную эмиссию долларов и евро, вероятнее всего, будут падать или, в лучшем случае, останутся на сегодняшнем уровне.
Главная причина – падение спроса на металл в Китае. Китайское правительство, похоже, осознает, что содержание высоких темпов роста ВВП за счет реализации инфраструктурных проектов, где в значительных объемах используется металлургическая продукция, становится невозможным, к тому же не дает ожидаемого эффекта.
В этой ситуации металлургическая продукция Китая будет направляться на внешние рынки, где и так вследствие глобального экономического кризиса происходит сокращение спроса.
Понятно, что украинская металлургическая продукция сохраняет потенциал конкурентоспособности за счет собственного сырья, но официальные доходы, то есть те, которые декларируются в Украине, существенно сократятся.
Учитывая, что металлургическая продукция формирует треть украинского экспорта, следует ожидать возрастающих проблем с поступлением в государственный бюджет и ухудшением сальдо торгового баланса.
Исходя из этого, удержание курса гривны на стабильном уровне возможно только за счет жесткой денежно-кредитной политики Нацбанка, которую он реализует с начала 2012 года. В то же время это приводит к сокращению доступа к кредиту со стороны реального сектора экономики, чем провоцируется его падение.
Улучшить ситуацию с бюджетом и платежным балансом можно будет за счет девальвации гривны. Но здесь возникает вопрос глубины девальвации. Девальвация до уровня 10 гривен за доллар проблему не решит.
В то же время более глубокая девальвация приводит к существенному ухудшению соотношения госдолга к ВВП страны, создает проблемы с его обслуживанием, растут расходы на импортируемые энергоносители и другие товары “критического” импорта и скачку инфляции.
При этом даже при обесценивании до уровня 10 гривен за один доллар существенно ухудшится ситуация у коммерческих банков, которые и так в среднем по банковской системе держат на свои балансах до 40 процентов проблемных активов.
То есть значительная девальвация может привести к новой волне банкротства банков и соответствующему массовому недовольству вкладчиков.
В то же время глубокая девальвация (на 50-60 процентов) будет способствовать существенному сокращению в течение 2013-2015 годов спроса на импорт, улучшению торгового баланса, номинального выполнения госбюджета в 2013 году.
Подобное решение со стороны правительства и Нацбанка, если оно не будет хаотичным и неуправляемым, требует предварительной подготовки мероприятий, которые могли бы создать компенсационные механизмы для заемщиков и защитить банки от банкротств.
Если Янукович захочет любой ценой удержать власть после 2015 года, тогда вероятнее всего следует ожидать девальвацию на уровне до 10 гривен за один доллар.
Хотя это не убережет власть от растущих экономических проблем и недовольства общества.
Если Янукович будет готов на выдвижение преемника, тогда целесообразно осуществлять глубокую девальвацию и проводить непопулярные шаги в течение зимы-весны 2013 года. В этот период еще будет сохраняться лояльность депутатов-бизнесменов к власти.
А уже после этого будет смысл отправлять в отставку премьер-министра, кто бы это ни был, и уже после того, но не позднее лета 2013 года, назначить премьером человека, которого Янукович и основные олигархи готовы будут видеть преемником на президентской должности.
Перспективы развития некоторых ключевых секторов Украины в 2013-2014 годах
Очевидные перспективы для развития имеют металлургия, за счет собственного сырья и аграрный сектор, с учетом объективного мирового роста спроса на продовольствие.
Понятно, что будут иметь перспективы развития также некоторые направления пищевой промышленности, в которых есть возможности для экспорта в страны Азии, Африки, Ближнего Востока.
Машиностроение, несмотря на значительный потенциал, который еще сохраняется с советских времен, вероятнее всего, в дальнейшем будет деградировать. Это связано с деградацией научно-технической базы в Украине.
Оптимистический вариант перспектив для украинского машиностроения возможен лишь при условии активного интереса к нему со стороны основных украинских олигархических групп. В то же время он выглядит не слишком реалистичным.
И этому будет способствовать глубокая девальвация гривны, если такая будет осуществляться. В этом случае олигархические группы будут получать высокие доходы от экспорта сырья и полуфабрикатов.
У них будет отсутствовать стимул в инвестировании значительных средств в машиностроение. Инвестиции потребуются значительные, а окупаемость долгосрочная.
К тому же следует отметить, что в условиях глобализации мировой экономики конкуренция на рынке продукции машиностроения тоже высоковата, а потому вообще нет гарантий окупаемости таких инвестиций со стороны украинских олигархов даже при активной поддержке со стороны государства.
Пример проблем таких мировых гигантов машино- и приборостроения, как Sony, Nokia, Philips, Daewoo и многих других – наглядное тому подтверждение.
Строительная отрасль в следующие несколько лет будет иметь ограниченные возможности для удержания на плаву. В условиях углубления экономического кризиса рассчитывать на бюджетное финансирование инфраструктурных проектов особо не приходится.
По причинам кризиса не будет значительного потенциала роста промышленного строительства и строительства офисных помещений. В то же время может существовать спрос на строительство современных торгово-развлекательных комплексов в большинстве регионов Украины.
У многих из них таких объектов или вообще еще нет, или их еще очень мало.
Учитывая экспортную направленность аграрного сектора будет существовать определенный спрос на строительство зернохранилищ и объектов портовой инфраструктуры, обеспечивающих экспорт аграрной продукции.
Тоже возможен спрос на строительство объектов логистики, которые необходимы для обслуживания транзита грузов территорией Украины.
Жилищное строительство будет осуществляться в ограниченных объемах. Наибольшим спросом будут пользоваться жилые помещения эконом-класса. Причем эта тенденция, скорее всего, сохранится до конца десятилетия.
Развитие банковского сектора
Банковский сектор Украины в последующие несколько лет столкнется с рядом проблем, связанных с сокращением реальных доходов населения и монополизацией экономики.
Основным источником доходов – не менее 75-80% – для банков является кредитование. В то же время кредитование является также потенциальным источником существенных убытков. Общий объем надежных заемщиков будет сокращаться.
Платежеспособный спрос со стороны населения на ипотечные кредиты, кредиты на автомобили будет очень незначительным.
Несмотря на все, экономические неурядицы будут сохраняться, хотя и уменьшится спрос на небольшие потребительские кредиты, кредиты наличными и кредиты по кредитным картам.
По этим кредитам банки получат номинальную большую доходность, но и риски убытков там значительные.
Малый и средний бизнес крайне будет нуждаться в кредитах. В то же время монополизация экономики сужает возможности для их прибыльной деятельности.
Они больше будут страдать от рейдерства, вытеснения с рынка, незащищенности от действий чиновников. Поэтому кредитование их деятельности за исключением краткосрочных кредитов в большинстве случаев будет выглядеть рискованным несмотря на приличную кредитную историю.
С учетом этого банки будут сталкиваться с постоянным сокращением численности качественных заемщиков среди представителей малого и среднего бизнеса.
Большие бизнес группы тоже потребуют кредитов. В то же время, как правило, они имеют доступ к внешнему или внутрикорпоративному финансированию. Кроме того их кредитование, особенно инвестиционное, связано с рисками невозврата кредитов несмотря на имеющееся обеспечение в виде ипотеки объектов недвижимости.
У таких крупных заемщиков есть возможность воспользоваться административным ресурсом и коррупцией в судах. Примеры Укрсоцбанка и ряда других банков, которые сталкивались с выводом обеспечения из-под залога и последующим невозвратом кредитов на десятки миллионов долларов, достаточно показательны.
В этом аспекте кредитовать малые и средние предприятия значительно безопаснее.
В следующие несколько лет, учитывая рост цен на энергоносители, для банков может быть интересным кредитование мероприятий по энергосбережению со стороны населения и предприятий.
Это может касаться кредитования мероприятий по утеплению зданий, установке современных котлов, в некоторых случаях внедрению альтернативных видов энергии.
Как правило, те, кто осуществляют такие меры, уже сами по себе люди ответственные, а потому они будут также достаточно ответственны в отношениях с банками.
К тому же у них будет существовать потенциальный источник для погашения таких кредитов с учетом сокращения расходов на электроэнергию, газ, уголь, тепло.
Учитывая рост спроса на аграрную продукцию, потенциально интересным направлением может быть кредитование малой аграрной техники для фермеров и домохозяйств.
Понятно, что эти два направления кредитования будут особенно интересны, если удастся убедить правительство на законодательном уровне стимулировать мероприятия по энергосбережению и способствовать развитию кооперации на селе. По крайней мере, со стороны чиновников в последнее время соответствующие тезисы относительно этого звучали.
Борис Кушнирук
По материалам:
Реальна економіка
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас