Какой будет Украина после парламентских выборов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Какой будет Украина после парламентских выборов

5321
Еще в начале 2012 года было понятно, что Виктор Янукович в новом составе парламента будет иметь на первом этапе – зима-весна 2013 года – устойчивое большинство общей численностью не менее 270-280 депутатских мандатов.
Это будет обеспечено за счет депутатов по списку Партии регионов (85-100 депутатов), коммунистов (25-30) и депутатов-мажоритарщиков (150-170). Главный на данный момент вопрос, удастся ли Януковичу получить конституционное большинство голосов – 300 депутатов.
Хотя в реальности это вряд ли повлияет в стратегическом плане на развитие событий в стране. Для любых изменений в Конституции нужны две сессии парламента, а уже к осени 2013 ситуация в парламенте, вероятнее всего, существенно изменится.
Главная проблема этого пропрезидентского большинства будет заключаться в том, что подавляющее большинство мажоритарщиков и даже значительная часть “списочников” – это бизнесмены, которые придут в парламент для решения своих бизнес-вопросов.
Также среди “списочников” от Партии регионов много представителей основных олигархических групп страны.
В то же время экономическая ситуация в мире и в Украине в 2013 г. будет только ухудшаться. Это в свою очередь будет накладывать существенные ограничения на правительство для учета пожеланий депутатов-бизнесменов.
Уже очевидно, что госбюджет 2012 года не будет выполнен по доходам примерно на 25 миллиардов гривен. Госбюджет 2013 года будет еще тяжелее, как с точки зрения его наполнения, так и направления средств на цели, не связанные с социальными расходами и зарплатами бюджетникам.
При таких условиях недовольство депутатов-бизнесменов будет постоянно выливаться в нежелание голосовать за проекты правительства. Чиновникам придется уже с осени 2013 договариваться о поддержке правительственных законопроектов на персональном уровне почти с каждым отдельным депутатом.
Это будет чем-то напоминать ситуацию в украинском парламенте в 2002-2004 годах. Но, во-первых, мировая и украинская экономика тогда были на подъеме, поэтому бюджетные возможности правительства были больше.
Во-вторых, значительная часть предприятий еще находилась в госсобственности. Президент Кучма и правительство могли рассчитываться с теми или иными депутатскими бизнес-группами госсобственностью.
Сейчас общее количество государственных предприятий, которые могут быть приватизированы, значительно меньше. К тому же в первую очередь будут учитываться интересы главных олигархических групп, включая “семью”.
Учитывая это, можно предположить, что главный “пряник” для бизнесменов-мажоритарщиков, который будет готов дать им Президент Янукович, будет заключаться в разрешении рейдерских захватов и вытеснения чужого бизнеса в пределах тех округов, в которых они победили.
Если события будут развиваться в этом направлении, следует ожидать дестабилизации деятельности значительной части средних и даже малых предприятий во многих регионах Украины.
А это только усугубит и так непростую экономическую ситуацию в стране и будет создавать серьезные риски ведения бизнеса в Украине в 2013-2014 годах.
Украинская экономика слишком зависит от мировой экономики, к тому же у нее низкая производительность и сверхвысокая энергоемкость. В связи с этим следует ожидать быстрого ухудшения ситуации в украинской экономике в сравнении с постепенным углублением глобального экономического кризиса в ведущих странах мира в 2013 году.
Это в свою очередь заставит правительство с целью наполнения госбюджета усилить налоговое давление по отношению к практически всем крупным бизнес-группам в стране, что лишь приведет к росту противоречий в окружении Президента Януковича.
При этом, и это уже признается практически всеми экспертами в мире, этот глобальный экономический кризис продлится как минимум до 2018-2020 года. Это в свою очередь будет создавать очень серьезные проблемы для украинской экономики и угрозы постоянных социальных взрывов.
Недовольство властью со стороны населения невзирая на любые усилия будет только расти в следующие несколько лет, даже если она будет действовать профессионально, прозрачно и справедливо. А этого ожидать вряд ли приходится.
Как удержать власть или обеспечить спокойный уход из нее?
Подобное, вполне реальное развитие событий в украинской экономике и парламенте выводит на первый план вопросы, каким образом Виктор Янукович пытается сохранить власть в стране после 2015 года.
Вероятных вариантов несколько, каждый из которых предполагает свой алгоритм реализации, а также соответствующие трудности и риски.
Первый, условно “лобовой” вариант предполагает, что Виктор Янукович будет пытаться переизбраться на всеобщих прямых президентских выборах. Это наиболее конфликтный вариант, поэтому выиграть ему, даже с учетом фальсификаций, будет очень сложно.
А в случае поражения появляется большой риск потерять все, включая свободу и собственность для самого Януковича, а также для “семьи”.
При этом следует помнить, что Виктор Янукович никогда не отличался сильным характером и не был готов драться до последнего, поэтому пойдет на этот вариант только когда будет загнан в тупик обстоятельствами, или если не будет осознавать проблематичности переизбрания на новый срок.
Второй вариант – изменение Конституции с последующим избранием президента в парламенте.
Этот вариант выглядит довольно сомнительным в реализации, потому что для этого нужно, во-первых, внести изменения в Конституцию, во-вторых, обеспечить избрание Януковича президентом в парламенте.
Учитывая отсутствие особой заинтересованности в этом со стороны основных бизнес-групп, это выглядит не очень реалистичным. Хотя, вполне возможно, что соответствующие попытки будут реализовываться, прежде чем пойти на “лобовой вариант”.
Следует отметить, что эти попытки будут сопровождаться растущим внешним давлением на Виктора Януковича и его окружения со стороны европейских государств, США и России. При этом ни один из этих внешних игроков не захочет сохранения власти в руках Виктора Януковича после 2015 года.
Поэтому будет осуществляться прямое давление непосредственно на Януковича, на его окружение и основных украинских олигархов. А именно последние, без иллюзий, де-факто, будут определять имя будущего президента страны.
Третий вариант предполагает возвращение Конституции образца 2004 года. В этом случае главной фигурой снова становится премьер-министр.
Имея парламентское большинство, вполне можно обеспечить контроль над всеми ветвями власти и после президентских выборов в 2015 году. Добиться этого будет относительно несложно.
У юристов-конституционалистов оснований для отмены решения Конституционного суда в 2010 году более чем достаточно. Но риск заключается в том, что следующий президент, если это не будет ставленник «семьи», захочет вернуть себе полномочия президентов Кучмы и Януковича.
И не факт, что ему это не удастся. А значит, риск потери власти, свободы и собственности для Виктора Януковича сохранится сверхвысоким.
Четвертый вариант – это избрание президентом преемника, который будет определен по согласованию с “семьей” Януковича и основными украинскими олигархами.
Этот вариант наиболее спокойный для дальнейшего развития страны, но в то же время он выглядит в настоящее время не очень реалистичным. Для этого нужно как минимум согласие самого Януковича, который, похоже, даже не предполагает вероятность потери власти в 2015 году.
Исходя из того, какой вариант будет выбран “семьей” Януковича, можно ожидать дальнейшие действия президента в течение конца 2012 и 2013 годов.
В первую очередь это касается вопроса назначения следующего премьер-министра. Если выбирается первый, второй или третий вариант, тогда Президенту Януковичу нужен “технократ-управленец”, который не будет иметь собственных президентских амбиций и будет связан с одной из олигархических групп, но способен управлять экономикой страны в условиях экономического кризиса.
Как ни странно, но Николай Азаров несмотря неприятие со стороны общества и усталость от него со стороны Виктора Януковича может оказаться незаменимым. Любое другое назначение несет существенные риски для последнего.
Очевидно, что в 2013 году правительству придется принимать непопулярные решения как для граждан, так и для олигархических бизнес-групп. А будет ли готов к этому любой из тех, кто может получить премьерское кресло, неизвестно.
Также довольно популярная версия о возможности назначения на должность премьера уже в конце 2012 года Сергея Арбузова. Но это несет для Виктора Януковича существенные риски.
Во-первых, он будет ассоциироваться только с “семьей” Януковича, а поэтому будет враждебно восприниматься практически всеми деловыми и политическими группами, связанными с властью.
Желающих “подставить” его будет более чем достаточно, а потому проводить через парламент решения, в том числе непопулярные, ему будет очень сложно.
Во-вторых, один из первых шагов, которого потребует экономика после выборов – это проведение значительной девальвации гривни. И именно на Арбузова в глазах общества ляжет ответственность за это, несмотря на то, что осуществлять девальвацию будут, когда он еще будет оставаться на посту главы Нацбанка или уже станет премьер-министром.
Следовательно, назначение Арбузова на должность премьер-министра будет предполагать “сжигание” его уже в течение 2013 года. И при этом следует иметь в виду, что он будет восприниматься ставленником лично Януковича, поэтому весь негатив от деятельности этого премьера будет направлен в первую очередь на самого президента.
В-третьих, существует вероятность сохранения на посту премьера Азарова в середине 2013 года с тем, чтобы наиболее непопулярные решения для граждан и олигархических групп были приняты при нем.
Но тогда уже не позднее лета 2013 года должен быть назначен премьером человек, который будет способен одновременно оказаться неплохим управленцем, уметь договариваться со всеми основными бизнес-группами и быть хоть немного харизматичным.
Именно этот человек должен будет выиграть президентские выборы 2015 года, несмотря на растущее недовольство и усталость общества от режима Януковича.
Борис Кушнирук
По материалам:
Реальна економіка
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас