Глобальный кризис: как выжить Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Глобальный кризис: как выжить Украине

3741
Говоря о кризисе, следует понимать, что это еще и стимул для кардинальных изменений и мотивация для того, чтобы выйти из нее сильнее и оказаться в выигрыше.
На уровне страны успешными становятся те компании, которые пытаются постоянно развиваться, разрабатывать и внедрять новые технологии, повышать эффективность своей деятельности. Капитализация именно таких предприятий постоянно растет, ими интересуются инвесторы.
Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики по такому же принципу формируется отношение инвесторов не только к отдельной компании, но и к целым странам. Чем благоприятнее условия ведения бизнеса, эффективнее государственное управление, выше уровень образования, тем вероятнее, что именно эта страна будет интересовать инвесторов.
Что же нужно, чтобы Украина стала привлекательной для инвесторов?
Сначала нужно определить существующие преимущества Украины.
Украина – это самая большая по территории европейская страна. В ней проживают более 45,5 миллиона граждан.
Украина по коэффициенту транзитности занимает первое место в Европе – коэффициент транзитности Украины – 3,75, Польши, которая занимает второе место – 2,92. Через территорию Украины ежегодно перевозится более 60 миллионов тонн транзитных грузов, включая трубопроводный транспорт для перевозки жидких грузов, таких как нефть, газ и аммиак т.д.
Потенциальные возможности Украины оцениваются в пределах 220 миллионов тонн транзитных грузов и это является стратегической перспективой для ее развития.
На территории Украины находятся крупнейшие в Европе газохранилища, в которых одновременно можно хранить 32-33 миллиарда кубометров газа, что является залогом стабильного снабжения газа потребителям не только в Украине, но и в страны Центральной и Западной Европы.
В Украине пока сохраняется высокий научно-технический потенциал. Украина может самостоятельно производить ракетоносители, самолеты, танки, турбины и сложное энергетическое оборудование для газовой и энергетической отрасли и многое другое, что отражает высокий научный уровень наших ученых и инженеров.
Ежегодный доход от экспорта ИТ-продуктов оценивается в более чем 2 миллиарда долларов.
В Украине самая большая площадь сельскохозяйственных земель в Европе и потенциально она может быть одной из главных кормилиц планеты.
Так что в Украине достаточно возможностей, чтобы быть одной из ведущих стран мира.
К сожалению, реализовать эти возможности не дают значительные слабости и опасности.
В Украине царит тотальная коррупция, условия ведения бизнеса в последние годы резко ухудшились. В прошлогоднем ежегодном мировом рейтинге Transparency International по уровню коррупции Украина опустилась с 134-го на 152-е место.
По данным Всемирного банка и Международной финансовой корпорации в рейтинге легкости ведения бизнеса Украина также опустилась на 152 место среди 183 стран мира.
Вследствие роста уровня коррупции за последние два года резко выросла монополизация украинской экономики. В результате этого возможности для ведения бизнеса и получения дохода для малых предприятий и предпринимателей резко сокращаются.
По оценкам украинских экспертов, лишь в течение 2011 года из карманов украинцев монополисты различными способами за счет монопольного положения вытащили более ста миллиардов гривен.
В Украине также сверхвысокая энергоемкость ВВП. Это означает высокие затраты на энергоносители, что не позволяет увеличить доходы предприятий и доходы граждан.
Следует также напомнить, что Украина чрезвычайно зависима от экспорта энергоносителей из одной страны. Это постоянно создает угрозу дестабилизации экономики и национальной безопасности нашего государства.
Как Украине преодолевать кризис и выйти из него сильнее?
Для того чтобы выйти из экономического кризиса и стать сильнее, в Украине нужно провести системные реформы. Но при этом нужно четко осознавать, что настоящие реформы не имеют ничего общего с перекладыванием всех проблем на плечи рядовых граждан.
Реформы политическим элитам нужно начинать с себя – по внедрению полной прозрачности деятельности органов государственной власти. Реестры имущественных прав собственности на движимое и недвижимое имущество должны получить публичный, открытый статус, равно как и реестры всех получателей социальных льгот и специальных пенсий, всех расходов, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов.
Должен быть сформирован и открыт для ознакомления всеми гражданами реестр информации о доходах и расходах государственных чиновников, правоохранителей, судей, руководителей государственных предприятий.
Должна обнародоваться не только информация о доходах и расходах этих лиц, но и их семей.
Необходимо сделать открытой информацией налоговую отчетность предприятий.
Необходимо обеспечить свободный доступ к информации о движении нормативных документов и решений, рассматривающихся и утверждающихся органами государственной власти и местного самоуправления.
Следующим шагом должно быть осуществление мероприятий по максимальному упрощению всех процедур, связанных с взаимоотношениями государства и общества. Чем проще и понятнее будет система уплаты налогов, таможенных пошлин, взносов на социальное страхование и расчета пенсий, процедуры получения разрешений и лицензий, тем благоприятнее будут условия ведения бизнеса и меньше будет возможностей для вымогательства взяток со стороны чиновников.
Опыт Грузии в этом плане чрезвычайно показателен и вдохновляет тех, кто верит, что в Украине можно обуздать коррупцию и сделать государственный аппарат эффективным.
Не менее важным шагом является реальная демонополизация в экономике. Монополизация экономики – это не вопрос отсутствия необходимой правовой базы, которая бы позволяла противодействовать этому.
В первую очередь – это вопрос отсутствия политической воли и фактическое активное содействие монополистам.
От монополизма и антиконкурентных сговоров в сфере жилищного хозяйства, производства и продажи товаров народного потребления, сельского хозяйства больше всего страдают наименее обеспеченные слои населения.
Бессмысленно заниматься социальной защитой незащищенных граждан, если их при этом повседневно обирают общенациональные и местные монополисты и делают еще беднее.
С нежеланием бороться с монополизмом напрямую связано отсутствие реального содействия реформам в жилищно-коммунальном хозяйстве и энергетические сфере. Основные олигархические группы страны заинтересованы в сохранении существующего положения дел.
Это один из источников их сверхприбылей. В то же время без этих реформ невозможно реализовать крайне необходимые стране мероприятия по энергосбережению. Хотя реализация мероприятий по энергосбережению должна стать одной из главных задач правительства на ближайшие 5-10 лет.
Для реализации этой задачи должны быть задействованы все имеющиеся в государстве инструменты налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики. Государство должно создать максимально благоприятные условия для внедрения мероприятий по энергосбережению на уровне коммерческих предприятий, граждан и бюджетных учреждений.
Отдельно нужно отметить необходимость реформ в аграрном секторе.
Аграрный комплекс – стратегический сектор украинской экономики. Если бы дальше не развивалась мировая экономика, численность населения планеты будет только увеличиваться, а значит, расти потребность в продуктах питания.
Для Украины производство сельхозпродукции может быть тем же, чем для стран Ближнего Востока есть нефть и газ. При этом в отличие от нефти и газа сельхозпродукция является возобновляемым ресурсом.
В связи с этим фундаментальным вопросом развития аграрного комплекса Украины является вопрос земли.
Сельскохозяйственные земли – это национальное богатство всей страны, поэтому они должны принадлежать на правах собственности только гражданам Украины, которым должны быть созданы условия для ее обработки.
Очевидно, что без создания публичного государственного кадастра и реестра прав собственности на землю, без максимального содействия развитию всех форм кооперации на селе – потребительской, производственной, обслуживающей – попытка внедрения свободного оборота сельскохозяйственных земель обернется ее спекулятивным отчуждением.
Поэтому пока целесообразно продлить мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения.
На сегодня главной задачей развития аграрного сектора является не внедрение свободного обращения сельхозземель. Значительно более важным должно быть производство стабильной политики, не позволяющей в той или иной степени ограничивать продажу сельхозпродукции и установления цен на нее.
Необходимо государственное содействие и поддержка развития страхования сельскохозяйственной деятельности, как главного механизма защиты интересов кредиторов.
Важно также определить механизм взаимодействия и сосуществования крупных агрохолдингов и малых и средних сельхозпредприятий, в том числе фермерских хозяйств.
Целесообразно создать условия, при которых крупные агрохолдинги выращивали бы и производили аграрную продукцию, ориентированную преимущественно для экспорта.
В то же время малые и средние сельхозпредприятия должны иметь преференции для реализации своей продукции на внутреннем рынке.
Только у них должна покупаться сельхозпродукция для пополнения госрезерва и бюджетных потребностей.
Не менее важным для поддержания конкурентоспособности страны является вопрос постоянного повышения уровня образования и содействие развитию научных исследований в стране. Только те страны, которые упорно обеспечивают содействие развитию образования и науки, будут иметь будущее.
Но образование и наука только тогда будут развиваться, когда в государстве будет существовать потребность в них. А это возможно лишь при наличии спроса на них со стороны реального сектора экономики страны.
Это в свою очередь требует содействия производству товаров и услуг и их потребления внутри страны. Только при условии государственной политики содействия потреблению товаров национального производства появляется спрос на ученых и их разработки.
В рыночной экономике невозможно заставить граждан покупать товары национального производства. Хотя формирование у граждан осознания взаимосвязи между их благосостоянием и потреблением товаров отечественного производства является важной задачей государства.
Но государство сможет это делать, только когда бюджетные средства будут расходоваться исключительно на приобретение товаров, произведенных в Украине.
Только когда все, начиная от президента страны и заканчивая низким по рангу государственным клерком, будут использовать в своей деятельности отечественные товары, только тогда будет появляться понимание необходимости этого со стороны рядовых граждан.
Украина имеет все возможности для того, чтобы выстоять в буре второй волны глобального экономического кризиса, которая начнется уже в ближайшие месяцы.
Но для этого нужна политическая воля и готовность защищать национальные интересы страны со стороны политических деятелей вне зависимости от их взглядов и предпочтений.
Борис Кушнирук
По материалам:
Реальна економіка
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас