Количественное смягчение по-украински — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Количественное смягчение по-украински

Кредит&Депозит
8723
В потоке новостей о курсе гривни, рекордных значениях ставок межбанковского кредитования, показательных «порках» банков, осмелившихся продавать валюту по рыночному курсу, практически не уделяется внимания одному важному документу, вступающему в силу с 2013 года. Между тем, значимость его влияния на состояние кредитования в банковской системе страны и, соответственно, на рядовых заемщиков сложно переоценить.
Документ сей называется «Положение о порядке формирования и использования банками Украины резервов для возмещения возможных потерь по активным банковским операциям». Он был принят 15.02.2012г. с переходным периодом для адаптации банков и фактически вводится в действие с 2013 года.
По мнению самого НБУ, это Положение является «шагом на пути адаптации нормативно-правовых актов Национального банка с положениями МСФО», а также «обеспечивает соответствие принципам Базельского комитета по банковскому надзору». Все вроде бы и замечательно, жаль, что Базель далеко, и там, наверное, не догадываются, что можно кредитовать корпоративный сектор под 25-30% годовых а то и выше, при этом еще и ужесточая требования к заемщикам и обеспечению кредитов.
Между тем, это Положение, помимо массы нововведений для самих банков, содержит ряд новшеств, которые неминуемо негативно скажутся на активно кредитующихся предприятиях. В этой ситуации главной задачей финансового директора, является минимизация последствий для предприятия этих очередных «покращень». Пройдемся по наиболее значимым из них.
Во-первых, в данном документе отсутствует понятие «пролонгация» кредитного договора. Таким образом, все кредитные договора, задолженность по которым погашена несвоевременно, подпадают под снижение рейтинга кредита. Что это означает для заемщика?
Однозначно повышение процентной ставки по кредиту, а то и востребование кредита банком. Для банка-кредитора ситуация вполне однозначна – он будет вынужден доформировывать резервы под такой кредит, а значит, его себестоимость становится выше. На извечный вопрос – «Что делать?», ответ только один – в зависимости от степени закредитованности и возможностей для погашения нужно все усилия направить на погашение и переоформление существующих пролонгированных кредитных договоров до нового года.
Конечно, у любого финансового директора в нынешнее смутное время присутствует соблазн не погашать, а пролонгировать кредит, и свободными ресурсами поспекулировать (не секрет, что депозитные ставки с упорной периодичностью принимают значения выше имеющихся по кредитным договорам) или придержать валюту, пока курс не просядет. Но, с учетом предстоящих перспектив после ввода в действие Положения, лучшим вариантом видится именно отвлечение ресурсов на погашение и переоформление кредитов. При этом нужно понимать, что и в следующем году кредит придется погашать, поэтому новые договора лучше оформить на более длительные сроки (что нынче весьма проблематично и дорого), либо раздробить погашение на несколько договоров с разными сроками погашения. В этом случае у Вашей компании будет возможность, отвлекая средства на погашение одного кредита, тут же оформить новый, и полученные средства де-факто направить на погашение следующего кредита, т.е. фактически производить плавное рефинансирование существующей задолженности без полного погашения. Эта практика имела место раньше (все более близких по атмосфере к нынешнему времени 90-х и начале 2000-ных) и, видимо, ею снова придется пользоваться. Интересно все же, как все это согласуется с принципами Базельского комитета.
Вторым новшеством, усложняющим и без того непростую долю заемщиков, является ограничение в сроках погашения овердрафтов. Срока погашения более 180 дней не предполагается вообще, а по срокам свыше 90 дней предусмотрено снижение категории кредита (читай – неминуемое повышение ставки). Если овердрафт в вашем портфеле источников финансирования занимает значительную долю, выход из ситуации один – искать варианты по залогу и оформлять кредитные линии. Иного не дано.
Третьим нововведением являются требования НБУ к контролю банков за состоянием залогового имущества. В зависимости от категории залога при расчете резерва под кредитную операцию вводятся так называемые коэффициенты ликвидности от 0,4 до 1. Большая часть того, что обычно предоставляется в залог (недвижимость, ЦИК, оборудование) подпадает под вторую категорию с коэффициентом 0,8. Товар в обороте идет уже с коэффициентом 0,6. Что в этом случае будет делать банк? Естественная адекватная мера – ужесточить требования к покрытию суммы кредита залоговым имуществом. Что означает для заемщика? Уменьшение лимитов по кредитным договорам. Решение проблемы здесь лежит в плоскости переговоров с банком и оценщиками относительно залоговой стоимости обеспечения, и этим вопросом также лучше начать заниматься уже сейчас.
Помимо понижающих стоимость залога коэффициентов повышены требования к банкам в части периодичности проверок предмета залога, например, товар в обороте должен проверяться не реже 1 раза в квартал. Это также приведет к удорожанию себестоимости кредита для банка и, безусловно, войдет в процентную ставку.
Четвертым «покращенням», сулящим украинскому заемщику ухудшение условий кредитования, являются требования к самим банкам в части оценки класса финансового состояния при проведении операций на МБК. В случае, если банк выступает заемщиком на рынке межбанковского кредитования и вдруг показал убыток по итогам отчетного периода, его финансовый класс не может быть уровня «В», что влечет за собой увеличение объема резервирования под эту операцию для банка-кредитора на 50-100%. Как это отразится на стоимости ресурсов на межбанковском рынке, догадаться также нетрудно. Учитывая, что по итогам полугодия 19 украинских банков, в том числе и банки 1 и 2 группы с иностранным капиталом, показали убытки, рост ставок на рынке МБК произойдет неминуемо. Конечно, он может быть поглощен общим фоном высоких ставок, но в сухом остатке этот фактор останется и будет определяющим в долгосрочной перспективе.
Подытоживая сказанное, можно сказать, что в очередной раз под лозунгами адаптации к европейским стандартам наше государство делает шаг вперед и два назад. Полномасштабный ввод в действие этого Положения ухудшит и без того плачевную ситуацию с банковским кредитованием экономики.
В этой ситуации роль финансового директора как фактора обеспечения стабильности работы компании, возрастает. И от того, насколько оперативными и правильными будут Ваши действия, будет зависеть насколько потрепанной выйдет Ваша компания из этих очередных далеко не «мозговых» законодательных штурмов.
Титаренко Виталий,
Директор по экономике ООО ПП «ЗИП»
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас