Посол ЕС в Киеве Ян Томбинский: речь об изоляции Украины не идет — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Посол ЕС в Киеве Ян Томбинский: речь об изоляции Украины не идет

707
Новый глава представительства ЕС в Украине, поляк Ян Томбинский – полная противоположность своему предшественнику. Последние месяцы работы Хосе Мануэля Пинту Тейшейры в Украине прошли в молчаливой «войне» между ним и агрессивным украинским МИДом.
Португалец не скрывал своего разочарования по поводу действующей власти и перспектив отношений между Украиной и ЕС.
Томбинский еще открыт к общению, а в голосе нет горечи, свойственной многим западным послам, давно работающим в Украине. Отец десятерых детей, он пышет оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне – также, как делал это, когда был постоянным представителем Польши в Брюсселе. Его коллега Ева Синовец (сейчас – глава представительства ЕС в Польше, а в прошлом – глава переговорной группы ЕС в соглашении по ЗСТ), говорит, что Томбинский лоббировал интересы Украины в Брюсселе даже тогда, когда формально не имел к Киеву ни малейшего отношения.
Надолго ли хватит Томбинскому этого задора? В небольшом интервью Forbes.ua, состоявшемся во время конференции Ялтинская Европейская Стратегия, Ян Томбинский рассказал, почему он – «бык» в отношениях с Украиной.
Ян, вы – на стороне «быков» или «медведей», когда речь идет о будущем отношений Украины и ЕС?
Если бы я был «медведем» в этом вопросе, мне не стоило бы идти в дипломатию. Цель нашей работы и присутствия делегации ЕС в Украине – это обеспечить очень хороший поток информации между двумя сторонами. Ведь ЕС – главный регуляторный партнер Украины в мире, партнер, который помогает ей улучшить ее законодательство во всех вопросах.
Я спрашиваю не случайно: в прошлом году, во время форума «Ялтинская европейская стратегия», на него, чтобы встретиться с украинским президентом, приехала внушительная делегация из ЕС. Ее члены надеялись, что им удастся вернусь украинского президента в демократическую колею. Не удалось. А в нынешнем году в Ялту из ЕС приехали единицы. Выглядит так, будто Брюссель уже сдался…
Я пытаюсь понять сигналы, которые означало присутствие или отсутствие в Ялте определенных людей. Туда приехало много членов европарламента, Еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле, министр иностранных дел Швеции Карл Бильд. Главный вопрос для всех них – понять, как меняются настроения украинской стороны. Но это не задача представителей ЕС –оказывать давление на вашу страну.
Я думаю, месседж, который Штефан Фюле посылает Украине, достаточно четкий: мы не становимся в позу в отношениях с Украиной.
Но ЕС пытался давить на Киев раньше…
Пытались, но все, что нам было нужно – это соглашение об ассоциации как прекрасная база, фундамент для отношений на ближайшие годы. Но это не наша задача – определять украинскую политику.
Когда у Николая Азарова спросили о его европейской политике, он довольно резко огрызнулся: мол, а есть ли у ЕС своя политика как таковая? Я «прочитала» эту реакцию как послание Евросоюзу: ребята, все, мы больше не собираемся вас слушать. Вы услышали в этой фразе то же самое?
Сейчас очень модно и легко критиковать Европейский Союз. Но нужно уметь смотреть в будущее. Мне очень понравились комментарии на тему будущего ЕС со стороны Гордона Брауна и некоторых других политиков. Ключевой вопрос сейчас – это то, где мы будем через три года. Финансовый кризис не будет длиться всегда, и ответом на кризис будет усиление ЕС. Так что стоит думать не о том, где мы сейчас, а о том, что Европейский Союз будет существовать, и будет даже более действенным, чем сейчас. ЕС – это проект, который меняется каждый день.
Нынешняя ситуация очень напоминает события накануне оранжевой революции. Тогда президент Леонид Кучма попал в международную изоляцию, и пока он не ушел с этой должности, прогресс в отношениях с западными партнерами не сдвинулся ни на йоту. Сейчас ситуация повторяется, президент Виктор Янукович уже оказался в изоляции. Значит ли это, что перспектив у соглашения об Ассоциации и свободной торговле между Украиной и ЕС также нет – пока власть в нашей стране не изменится?
Соглашение о ЗСТ в его нынешнем виде – это результат нескольких лет переговоров. Нам не нужно сейчас менять текст договора. Нам нужно сосредоточиться на том, чтобы подписать, ратифицировать и внедрить в жизнь тот документ, который уже существует. Ведь он предлагает Украине огромные возможности в части доступа на европейский рынок. А получить этот доступ – означает получить доступ, вероятно, к рынку с самым большим спросом в мире. Но чтобы конкурировать на этом – и мировом – рынках, Украине нужно вывести свою продукцию на новый, более конкурентоспособный уровень.
Да, но вопрос – в том, захочет ли ЕС подписывать соглашение с правительством, которое является не демократичным, изолированным в мире, которое не хочет менять свои подходы и слушать ЕС. Пока это выглядит столь же невероятным, как подписание подобного соглашения с президентом Кучмой после дела Мельниченко или Ирангейта…
Во-первых, я – последний, кто может сделать такой вывод о правительстве Украины, это – не мой стиль поведения. Вопрос, есть ли у нынешнего правительства желание и политическая воля, чтобы это произошло. А этот вопрос нужно задавать не мне. Во-вторых, вы говорите об изоляции Украины, но я – здесь, мы все – здесь, в Ялте. Сюда приехало много представителей Евросоюза, США… Это значит, что об изоляции речь не идет. Наоборот, присутствие этих людей говорит об их включенности, заинтересованности в происходящем.
Дарья Марчак
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас