0 800 307 555
0 800 307 555

Путь пустынной дорогой


Путь пустынной дорогой

В 1888 году жена Карла Бенца Берта проехала 66 миль из одного немецкого города в другой, чтобы доказать миру, что "карета без коня" пригодна для ежедневного использования.

Миссис Бенц и представить не могла, какое успешное будущее ждет это средство передвижения. Современную жизнь трудно представить без автомобилей. Они способствовали возникновению новых городов и их росту. Их производство создало миллионы рабочих мест.

В богатых странах 70% путешествий осуществляется на машинах. Более миллиарда машин сейчас ездит по дорогам в мире.

Если смотреть в целом, использование машин будет продолжать расти, ведь люди из стран с развивающейся экономикой богатеют и они стремятся к статусу и мобильности, которую предоставляет владение автомобилем.

Но в богатых странах мира уже давно разорвана связь между доходами и наличием авто, и сокращается количество миль на человека.

Отчасти это происходит из-за рецессии и высоких цен на нефть, но эта тенденция началась еще до 2007 года. Хотя существуют и другие, более долговременные факторы.

Один из них - смена поколений: автомобилем уже насытились. Нынешние пенсионеры являются теми, для кого вождение было обычным делом. Поэтому новое поколение может разве что заменить их, а не добавить новых водителей.

Молодые люди, тем временем, разлюбили авто. Повсюду в богатых странах, они все позже сдают на права, и они гораздо больше пользуются другими видами транспорта, чем молодежь из предыдущего поколения.

Это, как и все остальное, может частично быть следствием появления интернета.

Никогда раньше отсутствие путешествий не считалось прекрасным времяпровождением. Теперь, вместо того, чтобы ездить к друг другу, люди могут социализироваться виртуально.

Покупать товары можно онлайн, вместо того, чтобы толпиться на рынках или в супермаркетах. Одна доставка грузовиком сделает работу многих покупателей одновременно. Люди, которые не хотят идти в офисы, могут легко работать из дома.

Государственная политика также играет свою роль. Перегруженные дороги, смог и беспокойство относительно глобального потепления привели к изменению людьми способа передвижения.

Токио продемонстрировал, что система общественного транспорта не обязательно должна быть грязной и выбором бедных. Портланд, который родился благодаря появлению автомобиля, начиная с 1980-х годов работает над развитием скоростных поездов.

Лондон выделил больше места специально для автобусов и велосипедов, в то время как автомобилисты платят, чтобы попасть в центр.

Сингапур также взимает плату с водителей на некоторых участках дороги. Копенгаген последние 30 лет сокращает количество парковочных мест на 3% ежегодно.

В то же время, там, где горючее недостаточно обложено налогом, т.е. автомобилисты не вынуждены платить за загрязнение окружающей среды, как в США, там, где дизайн города не предусматривает общественного транспорта, как в Лос-Анджелесе, государственная политика поддерживает автомобильную отрасль.

Политика приводит к изменениям

Поэтому, даже если в американском пригороде окажется, что использование автомобилей еще не достигло своего пика, для большинства богатого мира ситуация противоположна.

Так ли это? Не совсем: государства потеряют доходы от продажи топлива и налогов на машины, например. Но с других сторон, это благо.

Уменьшение количества машин должно снизить зависимость импортеров нефти от текучести правительств иностранных государств. Это должно сократить уровень загрязнения окружающей среды. В городах станет приятнее жить.

И поскольку одной из причин ожирения является использование автомобилей, люди начнут больше ходить пешком и ездить на велосипедах. А люди в хорошей физической форме меньше подвержены депрессиям и более продуктивны, или, по крайней мере, так они всем рассказывают.

Уменьшение миль, которые проезжает человек в развитых странах мира, не является приговором для автопроизводителей. Им достаточно спроса в развивающихся странах.

Они также могут преодолеть сопротивление в богатых странах, предложив радикально дешевле или более экологичные модели или совершенно новые средства передвижения, например, авто, не требующие водителя.

Но в краткосрочной перспективе снижение спроса требует от автопроизводителей закрытия заводов в Европе, и политики должны им позволить это сделать.

А правительства развивающихся стран, в которых сотни городов еще находятся в процессе развития, должны учиться на ошибках и успехах своих предшественников.

Политики, которые заставляют людей использовать автомобили в городах – например, требуя от компаний предлагать парковочные места для сотрудников и клиентов, - обрекают метрополисы на интенсивное использование машин и пробки.

Планирование, которое бы обеспечило хорошую систему общественного транспорта и пешеходные, велосипедные пути, могло бы быть эффективным.

Это уже имеет место в некоторых странах. Китай работает над железнодорожным сообщением в более 80 городах. Восемнадцать индийских городов развивают системы метро.

Тем не менее большинство городов продолжают спотыкаться о те же грабли, что и развитые страны мира. Бангкок, Дакка и Джакарта строят все больше шоссе, когда другие стоят в пробках.

Автомобили предоставят свободу и облегчение миллионам людей в странах развивающегося мира, как это было и в развитых странах.

Но если технология и политики будут продолжать заставлять людей искать дешевые и экологичные пути наслаждаться жизнью, вся эта автомобильная индустрия канет в лету.

The Economist

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua