0 800 307 555
0 800 307 555

Восточная Европа: выход из кризиса или новые долги


Восточная Европа: выход из кризиса или новые долги

Государственная долговая политика является отражением системы государственного управления в финансово-экономической сфере.

Если такая система имеет ошибки или есть несогласованность между действиями правительства и Национального банка, это может привести к росту налогового давления и обострений в социальной сфере.

Одной из причин для такого негативного сценария является нежелание видеть реальные экономические перспективы, а банальное обвинение оппонентов во лжи свидетельствует об отсутствии аргументов.

Недавно Венский институт международных экономических исследований (WIIW) существенно изменил свой макроэкономический прогноз на 2013 год для стран Центральной и Восточной Европы в сторону понижения.

Также важно заключение института об экономической опасности стран этого региона в случае распада зоны евро.

Об уменьшении темпов экономического развития для восточноевропейских стран заявлял и Международный валютный фонд. Его прогноз по процентным изменениям экономического роста для стран Центральной и Восточной Европы в 2013 году составит всего 2,8.

Новые негативные сценарии экономического развития ставят острые вопросы для правительств, которые сумели уклониться от значительных финансовых потерь с момента начала кризиса в 2008, вместе с этим, задачи для стран, которые тогда уже оказались в затруднительном положении, выглядят крайне сложными.

"Реальная экономика" проанализирует состояние экономики некоторых стран регионов, экономика которых имеет существенное влияние на Украину и в целом на регион.

Беларусь

Достаточно простым и понятным индикатором влияния финансового кризиса для граждан той или иной страны являются изменения, происходящие с их национальной валютой.

Так, резкая девальвация свидетельствует о допущенных просчетах власти в финансово-денежной политике и существенно усиливает долговую нагрузку на государственный бюджет.

С такой проблемой в начале кризиса столкнулась Беларусь. Эта страна в 2007 году по сравнению с 2006 годом получила прирост государственного долга в 82,6%.

Кстати, в 2008 году еще более уязвимые темпы роста долга имели Латвия (141,2%) и Украина (119,5%).

По заключению западных и белорусских аналитических институтов резкое увеличение внешнего долга Беларуси привело к приближению к предельным показателям экономической безопасности.

На 1 января 2012 года валовой внешний долг этой страны составил 34 миллиарда долларов, или 62,3% от ВВП.

Основным фактором роста внешнего долга Беларуси в 2007-2011 годах были государственные заимствования. С января 2007 по январь 2012 года государственный долг Беларуси вырос в 21 раз и составил 12,4 миллиарда долларов.

Существенными испытанием для государственного бюджета будут 2012 г. и два последующих года.

В течение этого периода по государственному долгу будет необходимо уплатить 7,8 миллиарда долларов. Эта проблема обостряется незначительным объемом золотовалютных резервов Национального банка, т.е. необходимо будет искать новые долговые ресурсы.

А здесь проблемой могут стать ограничения, связанные с долговым кризисом в Европе и низким доверием к белорусской бюджетно-финансовой системе.

Главной причиной сложного периода в истории этого государства является система государственного управления: административное ценообразование, низкая эффективность структурных реформ и принципы распределения ресурсов.

Доминирующее положение в финансовом секторе занимают государственные банки, которые финансируют крупные государственные предприятия по льготным программам и имеют непрозрачную или искаженную отчетность.

По своей сути такие операции квазифискальные и требуют значительных ресурсов для их финансирования.

Попытки сохранить фиксированный обменный курс привели к резкой девальвации национальной валюты и ускорению инфляции. Неспособность взять под контроль ситуацию на валютном рынке стала причиной для появления неофициального рынка обмена валюты.

В 2011 году официальный обменный курс был ослаблен с 3000 до 5000 белорусских рублей, а на теневом рынке курс опустился до 9000 белорусских рублей за доллар.

Резкая девальвация в 2007 и 2011 годах привела к скачку государственного долга, выраженного в национальной валюте.

2012-09-10-15-2219a6b83e4c197a3b9a99a225419cb9

Сегодня Беларусь в финансовой сфере существенно зависит от России, ожидая скидки в ценах на нефть и газ, покупку белорусских активов и новые займы. При этом по политическим причинам Беларусь пока не может рассчитывать на значительную финансовую помощь от Европейского Союза и США.

С другой стороны Беларусь в рамках программы сотрудничества с МВФ "стенд бай" в период острого кризиса в 2009 году получила около 2,2 миллиарда долларов. Эта кредитная программа имела небольшой срок, который составил всего 15 месяцев.

Слабая эффективность реформ после начала мирового финансового кризиса и первый удар по белорусской экономике привели ко второму экономическому потрясению в 2011 году.

Латвия

С начала финансового кризиса в наиболее трудном положении оказалась Латвия, и причиной этому послужили следующие факторы.

Государственный бюджет Латвии длительное время формировался с высоким уровнем дефицита. Расходы правительства в 2008 году уже в 2,3 раза превышали расходы, осуществленные в 2004 году.

Часть объема расходов в ВВП возросла с 35,2% в 2004 году до 42,9% в 2008.

При этом Латвия, в отличие от Эстонии, не создавала себе в течение последних лет "амортизационную финансовую подушку" и, в отличие от Литвы, не использовала активно структурные фонды ЕС.

На момент кризиса Латвия не имела ни одной отрасли экономики, которую можно было бы развивать, используя финансовые средства ЕС.

Латвийский аппарат чиновников среди стран Балтии и даже Европы является одним из крупнейших. Его доля в 2009 году составила 7,65% от общего количества экономически активного населения.

Например, этот показатель для Эстонии составил 4%, а для Литвы лишь 0,9%.

Соответственно и расходы госбюджета на содержание госаппарата самые большие в Латвии - 20,1% бюджетных средств, в Эстонии - 8%.

В течение 2008-2009 годов в Латвии произошла девальвация лата. Если в 2007 году курс лата к доллару США оставался 9,89, то в 2008 году - 10,94, а в 2009 - 15,42.

За это время также произошло значительное падение ВВП: - 4,6% в 2008 году и -18% в 2009 году.

Финансовый кризис поразил доходную часть бюджета Латвии, и угроза дефолта стала реальной. Правительство этой страны было вынуждено обратиться за финансовой помощью к ЕС и МВФ.

Такая помощь вскоре была предоставлена в объеме 7,5 миллиарда долларов. На фоне роста государственного долга правительство значительно усилило налоговую нагрузку. Были введены налоги на жилье, прирост капитала, выросли импортные пошлины.

Однако риск значительного дефицита государственного бюджета остается, поскольку усиление налоговой нагрузки стало причиной для закрытия бизнеса для многих компаний в Латвии.

При этом на фоне сокращения социальных программ, содержание чиновников практически не уменьшается.

Украина

При рассмотрении влияния финансового кризиса на экономику Украины, являются заметными проблемы схожие с Беларусью.

Во-первых, это значительная зависимость от структуры внешней торговли товарами, во-вторых, слабо развитый финансовый рынок и, в-третьих, отсутствие эффективных реформ.

Единственное, что отличает Украину от Беларуси, это уровень коррупции. В Украине он значительно выше.

Неэффективная система управления в сфере государственных финансов предопределяет значительный объем квазифискальных операций, которые постоянно финансируются из государственного бюджета - дефицит Пенсионного фонда, поддержка НАК Нафтогаз, компенсация тарифов в транспортной и коммунальной сферах.

Кредит МВФ, предоставленный Украине в 2009 году, помог решить острые проблемы того времени, однако, сейчас погашение и обслуживание этого долга требует значительных ресурсов.

К началу 2012 года валовой внешний долг Украины составил 126,2 миллиарда долларов, что составляет 96% от ВВП.

Наиболее значительная девальвация украинской гривны произошла осенью 2008 года. С октября по декабрь 2008 года курс гривны снизился с 4,86 до 7,88 гривны за американский доллар.

Девальвация в 2008 году заметно увеличила объем государственного долга Украины. Если в долларовом эквиваленте прирост долга составил 20,6%, то в украинской гривне прирост составил 83,3%.

Для улучшения показателей платежного баланса Украины необходим приток прямых иностранных инвестиций и кредитов, однако этого пока не происходит, так как инвесторы сомневаются относительно перспектив бизнеса в Украине.

Даже подготовка к проведению чемпионата Европы по футболу не дала желаемого результата.

Данные Госкомстата свидетельствуют, что в 2011 году - наиболее активный период формирования инфраструктуры для чемпионата по футболу - Украина получила 4,65 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций.

Но этот объем инвестиций является меньшим, чем средний показатель притока прямых инвестиций в 2007-2011 годах - 4,97 миллиарда долларов.

Например, Польша в 2011 году сумела привлечь 14,2 миллиарда долларов.

В результате девальвации правительству и Национальному банку удалось на короткое время снизить спрос на импортные товары, однако, в дальнейшем потребители продолжают покупать импортные товары, поскольку, украинская промышленность не может их заменить, при этом инфляция также будет существенно расти.

А сам процесс "управляемой" девальвации позволяет существенно подзаработать близким к власти коммерческим банковским институтам.

Предчувствуя возможный новый виток девальвации, население и инвесторы постараются снижать свои потери. На увеличение вероятности будущей девальвации указывает дефицит текущего счета платежного баланса.

По итогам июня 2012 года отрицательное сальдо во внешней торговле товарами составляет -7,2 миллиарда долларов. Это худший показатель для первого полугодия после 2008 года.

При этом резервы Национального банка Украины уже длительное время имеют отрицательную динамику. Например, в июле 2011 года объем резервов составлял 38,2 миллиарда долларов, а в июне 2012 года - уже 29,3 миллиарда.

В свою очередь Украина не продлила сотрудничество с МВФ, отказавшись выполнять несколько требований, хотя кредиты фонда могли бы стать существенным подспорьем.

Наиболее проблематичным является увеличение цены на газ для населения. Накануне выборов в Верховную Раду Украины правительство решило не идти на такой непопулярный шаг, поскольку это может снизить рейтинг перед выборами политических партий, находящихся у власти.

Отказавшись от условий предоставления кредита со стороны МВФ, вполне логичным с точки зрения правительства является решение о выходе Украины на внешний финансовый рынок.

Такое намерение было осуществлено в июле 2012 года. Сумма заимствований составила 2 миллиарда по ставке 9,25%.

Отдельные оценки долговой политики

Судя по прогнозам МВФ долговые проблемы на сегодняшний день и в ближайшей перспективе для стран, отобранных для анализа, достаточно разновекторные.

Беларусь имела тенденцию к росту соотношения государственного долга к ВВП до 2011 года включительно, когда было достигнуто опасное значение в 50,2%. В текущем году ожидается снижение этого показателя до 37,3% и в следующем до 33,3%, что фактически равно уровню 2009 года.

Главным фактором дальнейшего уменьшения долговой нагрузки на экономику для Беларуси будет эффективность финансово-денежной политики и, соответственно, выбор механизмов формирования курса национальной валюты.

Латвия, набрав высокие темпы роста государственного долга с 2008 по 2010 годы, в 2012 году и в следующем году будет иметь соотношение в 29%.

В дальнейшем, после периода стабилизации, с целью постепенного уменьшения рисков роста уровня государственного долга, правительству этой страны будет необходимо ликвидировать дефицит бюджета, или, в крайнем случае, минимизировать его размер.

Также важной задачей будет пересмотр государственной стратегии в сфере налогообложения.

Для Украины ситуация складывается гораздо сложнее.

Во-первых, очевидно заметна тенденция роста долговой нагрузки на экономику. В текущем году уровень долгов по отношению к ВВП даже больше, чем был в кризисном 2009 году, когда падение ВВП составило 14,8%.

Более того, в 2013 году погашение долгов и финансирование значительного дефицита бюджета приведет к еще большему уровню соотношения государственного долга к ВВП, которое в упор приблизится к 40%.

Почему так произошло? Почему, когда фактически в других странах уже нет такой острой ситуации, долги в Украине растут быстрыми темпами? Среди основных причин следует указать на охлаждение экономики, хотя чиновники рассказывают украинцам о другом.

Во-вторых, нерешенный вопрос с НАК "Нафтогаз" ежегодно накручивает долги на миллиарды гривен.

В-третьих, и как это кому-то было бы не удивительно, локомотивом для роста долга является финансирование мероприятий по подготовке и проведению Евро-2012. Государство, находящееся в чрезвычайно сложном экономико-финансовом состоянии, проводило подготовку дорог и инфраструктуры, положив на плечи миллиардные расходы.

Бесспорно, такие расходы необходимо было уменьшать за счет значительных иностранных инвестиций, но этого сделано не было.

Transparency International специально проанализировала ситуацию с проведением аналогичных футбольных турниров за несколько последних лет в контексте уровня коррупции в странах, принимавших ЕВРО.

По шкале, которая условно разделена от 0 до 10, где 0 означает высочайший уровень коррупции, а 10, соответственно, наименьший.

Австрия и Швейцария, которые были хозяевами на празднике европейского футбола в 2008 году, имели соответственно 7,8 и 8,8. Португалия в 2004 имела 6,1, а Польша и Украина в 2012 году имели соответственно 5,5 и 2,3.

И если Польша занимала на данный момент 41 место в рейтинге стран по уровню коррупции, то Украина находилась почти на самом дне - 152 место. По данным опроса Transparency International, 16% поляков и 37% украинцев признались, что давали взятки в течение последних 12-ти месяцев.

Анализ долговой политики отдельных стран Европы показывает, что некоторые из них могут уменьшить долговую нагрузку даже после существенного негативного влияния финансового кризиса, другие достигают стабилизации, а страны, имеющие непрозрачную и бесконтрольную систему управления в финансовой сфере, движутся по опасной траектории, что может привести к потере контроля над ситуацией.

Николай Нордвик

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua