0 800 307 555
0 800 307 555

Куда деваются вундеркинды?


Куда деваются вундеркинды?

По некоторым оценкам, 20–30% детей, проживающих в той или иной стране, являются одаренными – то есть заметно опережают сверстников по разным аспектам интеллектуально-творческого потенциала. Выявление таких детей и создание условий для реализации их способностей в Украине провозглашено делом государственной важности. Да и сами родители немало усердствуют, отыскивая все доступные средства, чтобы разжечь в любимом чаде искру божью и обеспечить ему лучшее будущее. Но даже выявленная одаренность в ребенке очень часто рассеивается, когда он попадает в образовательный конвейер младшей и средней школы, причем порой не без участия родителей.

За последние годы в Украине сформировалось поколение молодых родителей, которые пекутся о всестороннем развитии своих отпрысков с самого нежного возраста. Об этом свидетельствует растущая популярность всевозможных центров раннего развития и детских академий, куда малышей принимают с пеленок в буквальном смысле слова. «За пять лет число малышей у нас удвоилось, – рассказывает Ирина Кужель, руководитель Центра раннего развития «Первые шаги». – При этом все больше приводят совсем маленьких деток. В прошлом году 80% новой группы составляли дети в возрасте шести месяцев».

Безусловно, нельзя порицать стремление родителей как можно раньше раскрыть потенциал ребенка, обеспечить ему лучшие условия для всестороннего развития, пусть даже если с их стороны это подсознательная компенсация за недополученные в свое время возможности. В конце концов, эти усилия дают определенный результат. «При такой опеке со стороны родителей и квалифицированных педагогов не удивительно, что дети развиваются быстрее. Они быстрее учатся читать и считать, лучше выражают свои мысли и чувства, увереннее общаются со взрослыми и сверстниками. В итоге таланты малышей раскрывается намного раньше. Часто уже на пороге школьного возраста можно понять, в чем он одарен, и в каком направлении стоит продвигаться активнее», – говорит психолог Елена Гончар.

Однако отечественные школы не готовы к приему первоклассников с такой дифференциацией подготовки. «В нашей стране школа – это конвейер, который не различает индивидуальностей, не желает признавать, что у каждого ребенка свой темп развития и свои задатки к восприятию информации. Всех валят в одну кучу, и с этой кучей учителю справиться очень тяжело. Эта проблема и раньше стояла остро, но с притоком деток, с которыми успели поработать по новым педагогическим методикам, ситуация еще больше усугубилась. Такие дети не открывают на уроках для себя ничего нового, им скучно. Если ребенок к тому же одарен, то школа не просто не поддержит его таланты, а напротив, постепенно убьет в нем тягу к знаниям», – констатирует Елена Гончар.

В развитых странах эту проблему решают путем дифференцированного обучения. К примеру, американская педагогическая доктрина строится на утверждении, что одаренные дети будут испытывать дискриминацию из-за ориентации образовательного процесса на «среднего» ученика и излишнюю унификацию программ, плохо учитывающих индивидуальные возможности усвоения знаний и творческие способности школьников. Поэтому, начиная с первого класса, детей разбивают на группы, исходя из их уровня дошкольной подготовки, природных интеллектуальных и психологических склонностей. Для этого они проходят несколько видов тестов: национальный тест на готовность к школе, тесты на измерение интеллекта, оценку социального развития и на лидерство. Через год-два обучения в школе тестирование повторяется, и состав групп соответственно корректируется. В Украине, как известно, ровно год назад парламентарии во избежание дискриминации запретили проверку знаний и умений детей при приеме в первый класс.

По словам экспертов, на практике этот запрет мало поспособствовал предотвращению манипуляций с устройством малышей в школы, зато здорово помешал педагогам формировать классы, хотя бы исходя из общего уровня подготовки будущих учеников. Опасаясь нажить себе лишние проблемы, большинство школьных администраций сегодня не пытаются выяснить потенциал даже уже зачисленных детей.

И здесь обнажается серьезная проблема. Говоря о необходимости выявления сторон детской одаренности и их развития, педагоги (и украинские, и зарубежные) подразумевают скорее гуманистический, личностно-ориентированный подход и реализацию права каждого ребенка на развитие своих способностей. Сложно себе даже представить употребление противоположного понятия – «бездарные дети». В то же время, родители часто склонны путать понятие одаренность с гениальностью, которая у их чада если не очевидна, то обязательно проявится, стоит лишь создать для него лучшие условия – если не устроить ребенка в школу, «где солидные родители своих учат», то хотя бы не допустить, чтобы он попал в класс, «где одни дебилы».

Это сводит на нет попытки дифференцированного обучения в школах (например, распределение учащихся по классам в зависимости от их академической успеваемости) и детсадах. «Это заложено в нашем менталитете. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился с самыми-самыми, не желая при этом слышать, что он не дотягивает. И так происходит с первых лет жизни деток. Даже посещая дошкольные заведения, мамы настаивают на том, чтобы их малышей записали в группы постарше, несмотря на рекомендации педагогов и даже здравый смысл», – рассказывает Ирина Кужель.

«Немногие родители готовы наступить на горло собственным амбициям и согласиться с советами педагогов. И зря. Попадая в более сильные группы, ребенок не то, что не подтянется, он может потерять всякий интерес к учебе и разувериться в собственных силах», – считает Елена Гончар. По ее мнению, любые попытки ввести дифференцированное обучение, скорее всего, будут приветствовать только родители одаренных детишек. Остальные воспримут его в штыки и будут бороться с помощью взяток.

Божена Столярчук

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Все, что мы знаем про:Finance.UA
Опросы
В Контексте Finance.ua