Безальтернативная энергетика — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Безальтернативная энергетика

Энергетика
2047
Альтернативная или возобновляемая энергетика в будущем будет играть все большую роль в мировой энергосистеме. Традиционные источники энергии постепенно исчерпываются, кроме того, все острее становятся вопросы экологии и безопасности. Однако эксперты пока не видят особых перспектив развития "зеленой" энергетики Украины из-за ее дороговизны и слабой поддержки государства.
Сегодня на возобновляемые источники энергии приходится только 1% мировой выработки электроэнергии. Наиболее распространены солнечные электростанции, которые работают более чем в 30 странах. В странах Западной Европы (Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды), в США, в Индии, Китае в последнее время расширяется использование ветроэнергетических установок. При этом Поднебесная уже опередила США и Германию по темпам развития, а Испания и Дания сейчас производят 20% всей энергии из ветра. Только за прошлый год в мире ввели в эксплуатацию ветровые генераторы мощностью 40 ГВт, а общая мощность установок превысила 237 ГВт. Геотермальные электростанции работают в странах Центральной Америки, на Филиппинах, в Исландии, приливные электростанции – во Франции, Великобритании, Канаде, России, Индии, Китае. В Бразилии и других странах в качестве топлива чаще используют этиловый спирт.
Главные аргументы в пользу альтернативных источников энергии – рост объемов энергопотребления в мире и конечность запасов ископаемых видов топлива, а также экологическая составляющая. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в одной только Украине в прошлом году увеличились на 22,07%, до 206,6 млн тонн. Этот факт, а также последствия аварий на Чернобыльской АЭС в 1986 и японской АЭС "Фукусима" в марте 2011 делают вопрос перехода на "чистые" объекты энергетики чрезвычайно острым.
К тому же в перспективе возобновляемая энергия может быть дешевле традиционной. При расчете цены кВт, произведенного атомной электростанцией, не учитываются затраты на утилизацию отработанного ядерного топлива и на вывод из работы отработавших реакторов. А это колоссальные средства, также влияющие на стоимость кВт. С другой стороны, альтернативная энергетика, прежде всего солнечные электростанции и ветровые парки, уязвима из-за зависимости от переменных погодных и климатических условий. Кроме того, пока нет эффективных технологий аккумуляции энергии ветра и солнца, поэтому объекты альтернативной энергетики обычно загружены на 30-40%.
Ситуация в Украине
Украина пытается не отставать от мировых тенденций. А учитывая энергетическую зависимость от России, у нашего государства нет иного выбора, как искать новые источники энергии. В настоящее время в Украине установленная мощность объектов энергетики, производящих электроэнергию из возобновляемых источников, равна 413,44 МВт, что позволило выработать в 2011 году 332,865 млн кВт/час электроэнергии. Правда, это показатель составляет всего лишь 0,17% от общего объема производимой в Украине электроэнергии (193 872 млрд кВт/час).
По данным Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению, в Украине находятся 5 предприятий, занимающихся производством электроэнергии из биогаза – общей мощностью в 3,785 мВт, и 2 – из биомассы, мощностью в 4,2 мВт. В течение 2011 года в стране произведено 652 тыс. тонн твердого биотоплива (пеллеты и брикеты) из отходов древесины, соломы и лузги подсолнечника и 27 тыс. тонн моторного топлива на основе этанола. Правда, более 90% украинского биотоплива направляется на экспорт. Также в стране работают 73 малые гидроэлектростанции и два гидроэнергетических объекта с общей мощностью 70,816 МВт.
В Украине функционируют 11 ветровых электростанций (из них 7 в Крыму, 2 – в Донецкой области, по одной в Николаевской и Херсонской областях) общей мощностью в 146,415 МВт. Следует отметить, что два года назад в Краматорске было создано ООО "Фурлендер Винд Технолоджи" (Fuhrländer Wind Technologie) для реализации совместного украинско-германского инвестиционного проекта по производству, монтажу и сервисному обслуживанию ветроэнергетических установок единичной мощностью 2,5 МВт. В 2012 году запланировано производство 50 установок по лицензии немецкой компании Fuhrlander AG, а в дальнейшем предусмотрено расширить производство до 200 установок в год. По прогнозам экспертов, ветроэнергетика будет играть превалирующую роль в развитии "зеленой" энергетики в нашей стране, так как коэффициент резервирования для ветра меньше, чем для других отраслей.
Солнечных наземных электростанций в Украине – 17 (по одной в Винницкой, Черкасской, Луганской областях, остальные – в Крыму) и еще одна фасадная принадлежит ООО "Винница-энергосервис". Суммарная мощность солнечных станций составляет 188,224 МВт. Наиболее весомым вкладом в развитие производства электроэнергии из возобновляемых источников стало введение в эксплуатацию солнечной электростанции "Охотниково" в Крыму, мощность которой доведена до 80 МВт. Эта электростанция является наиболее мощной фотогальванической установкой в Центральной и Восточной Европе. Кроме того, на полуострове продолжается строительство парка солнечных установок "Перово", общая мощность которого составит 60 МВт.
Стоит отметить, что установка солнечных батарей на крышах и фасадах домов сейчас активно поддерживается государством в странах Западной Европы. Согласно прогнозу немецких ученых уже в 2005 году в стране начнется массовое строительство домов с тепловыми коллекторами и солнечными батареями на крышах и фасадах зданий. Концепция "солнечного" жилого дома предполагает максимальное, исходя из особенностей местности и климата, использование солнечного излучения, превращение его в тепло и сохранение тепловой энергии в доме с наименьшими потерями. При этом затраты других энергоносителей снижаются на 40-60% (в зависимости от конструкции здания и его местоположения).
Однако эксперты скептически оценивают перспективы функционирования таких установок в Украине. Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич считает, что на данный момент в нашей стране нет особой перспективы развития "солнечных" домов без коренной модернизации энергосистемы по западным стандартам, так как это потребует очень больших денег. Он отметил, что рассредоточенность "солнечных домов" даст дополнительную нагрузку на энергосистему, не способную пока регулировать их работу из-за отсутствия качественного прогнозирования, от которого зависят объемы резервирования. Заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев также не считает подобное строительство панацеей. По его словам, уже сейчас в Киевской области есть дома с солнечными панелями, однако из-за низкой энергоплотности и зависимости от климатических условий этот источник может использоваться исключительно как дополнительный.
За прошлый год в объединенной энергетической системе Украины были подключены объекты возобновляемой энергетики общей установленной мощностью 257,787 МВт. По прогнозам Госэнергоэффективности, в 2012 году Украина привлечет 1 млрд евро в сооружение объектов альтернативной энергетики, а в 2013 эта цифра должна увеличиться в пять раз.
Но, несмотря на это, эксперты не думают, что возобновляемая энергетика станет конкурентной в масштабах страны. Г.Рябцев убежден, что альтернативные источники энергетики хороши на региональном уровне: "Если регионы будут активно использовать эти источники, а не привязываться к централизованной и регулированной энергосистеме, то в будущем они смогут эффективно развиваться". Он отметил, что сейчас правительство АР Крым, Донецкая ОГА пытаются реализовать программы, направленные на активное использование тех ресурсов, которые есть в этих регионах. Однако, по его словам, государство не "рвется" поддерживать реализацию соответствующих энергетических программ.
"Поддержка" государства
Правительство пытается законодательно обозначить развитие нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Так, в июне Министерство энергетики и угольной промышленности обнародовало проект обновленной "Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года", в котором указало прогнозы и стратегии развития всех видов энергетики в Украине. В частности, прогнозируемый показатель совокупной мощности нетрадиционной энергетики до 2030 года составит не менее 10% от установленной мощности, или 5-7 ГВт.
Однако эксперты подвергли критике данный проект. По словам Г.Рябцева, этот документ не является стратегией развития энергетики в соответствии с теми определениями, которые установлены постановлениями Кабинета министров. "Он не формулирует цели, задачи, механизмы достижения целей, темпы реализации государственной политики в энергетике. Этот документ подготовлен с нарушением предусмотренных действующим законодательством процедур в разработке программных документов. Он подготовлен на ошибочных предпосылках, внутренне противоречив и нереализуем, поскольку все, что в нем сказано, предусматривает разработку в будущем некоего плана-графика, в котором и будут расписаны все необходимые составляющие стратегии", – сказал эксперт. Г.Рябцев считает, что данный документ готовился для того, чтобы оправдать в глазах общественности планируемые траты в определенных отраслях энергетики.
Украинская ветроэнергетическая ассоциация также раскритиковала документ. Ее глава Андрей Конеченков выразил обеспокоенность, что в нем не были учтены требования Энергетического сообщества относительно увеличения доли возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе страны, а также тем, что экономический потенциал ВИЭ в таких условиях может оказаться невостребованным.
В свою очередь Д.Марунич отмечает, что в предыдущем варианте стратегии прогноз по альтернативной энергетике был в два раза больше, однако, по его мнению, последние цифры (5-7 ГВт) – более реалистичны. Кроме того, ни в одном варианте документа не указаны источники финансирования "зеленой энергетики". И, как показывает опыт развитых европейских стран, в частности Германии, где солнечная энергетика составляет до 12% в общем энергобалансе, это все в итоге ляжет на плечи потребителя. По словам эксперта, тариф, который будет платить потребитель в случае активного развития альтернативной энергетики, будет в 1,5-2 раза выше того, что существует сейчас в традиционных видах энергетики.
С учетом большого количества негативных отзывов о проекте документа, 9 июля прошли общественные слушания, посвященные обсуждению новой редакции Энергетической стратегии. Затем предложения о внесении изменений в документ были переданы на обработку Президенту, премьер-министру и Совету национальной безопасности и обороны. Прислушаются ли власти к замечаниям – остается загадкой.
Пока же главным документом, касающимся развития "зеленой" энергетики в Украине, остается проект закона №10183 о внесении изменений в закон Украины "Об электроэнергетике" (относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии), принятый Верховной Радой в первом чтении 4 июля. Закон предполагает некоторые нововведения относительно поставок оборудования для объектов энергетики и "зеленых" тарифов. В частности, предусматривается уменьшение "зеленого" тарифа для электроэнергии, произведенной из энергии солнечного излучения наземными объектами электроэнергетики: для объектов, введенных в эксплуатацию до 2013 года – 4,8, а после 2013 – 3,5. Такая же разница в тарифе предусмотрена для объектов на крышах и фасадах – 4,6 и 3,6 соответственно.
Кроме того, статья 17-2 закона предусматривает, что объекты ветровой и солнечной энергетики, введенные в действие с 2013 года, должны иметь не менее 30% местной составляющей, а с 2014 – не менее 50% (местной составляющей в понимании настоящего закона является доля комплектующих, сырья, работ и услуг украинского происхождения, использованных при создании объекта электроэнергетики). Такое же ограничение размером в 50% установлено для объектов электроэнергетики и их пусковых комплексов, которые производят электроэнергию из биомассы, биогаза и для гидроэлектростанций, запущенных с 2015 года. Стоит отметить, что сегодня основным поставщиком оборудования для объектов солнечной электроэнергии в Украину выступает Китай – китайская продукция стала достаточно дешевой после того, как США закрыли для Поднебесной свой рынок высокими пошлинами. А закон №10183 обязывает поддерживать отечественного производителя. При этом основным производителем поликристаллического кремния в Украине, необходимого для создания оборудования для солнечной энергетики, является запорожский "Завод полупроводников". Акциями завода владеет международная компания Activ Solar, которую в некоторых кругах связывают с Андреем Клюевым.
Эксперты МинПрома неоднозначно оценивают данный закон. Д.Марунич отмечает, что, с одной стороны, местная составляющая позволит поддержать внутренних производителей, но с другой – она может препятствовать конкуренции. При этом, по его словам, нынешняя составляющая в целом устраивает участников рынка, кроме компаний, которые планируют зайти на рынок в ближайшем будущем. Г.Рябцев также подтвердил, что закон может привести к монополизации рынка, более того, он устанавливает "очень интересные" условия в развитии как альтернативной энергетики, так и традиционной, например, для владельцев атомных электростанций сохраняется перекрестное субсидирование, "чехарда" с тарифами и т.п. Директор НТЦ "Психея" напомнил, что данный закон был разработан и впоследствии принят в первом чтении, несмотря на предостережения независимых энергетических экспертов, украинско-американской комиссии, профильных неправительственных организаций о том, что его принятие приведет к разрушению рынка электроэнергетики.
В целом, альтернативная энергетика в Украине медленно, но верно развивается, и с помощью местных властей, и при поддержке инвесторов, и даже в результате лоббирования интересов определенных финансово-промышленных групп. И в будущем, пусть и далеком, возобновляемые источники смогут стать реальным дополнением к энергосистеме страны.
Александра Кривуля
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас