Казнь для евро снова отложили — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Казнь для евро снова отложили

Валюта
3972
Евро, как осужденный, всходящий на эшафот, в последнюю минуту получил отсрочку - приговор не был приведен в исполнение. Он поживет еще чуть-чуть. Рынки ликуют - отмечать ростом каждый саммит, посвященный еврокризису, стало доброй традицией - но они неизбежно поймут, что фундаментальные проблемы по-прежнему не решены. Так было раньше, так будет и на этот раз.
Есть и хорошая новость: Европейские лидеры наконец-то поняли, что не удастся им вытащить себя из болота за волосы, подобно небезызвестному Мюнхгаузену, одалживая деньги банкам, чтобы те спасали государственные финансы, и государствам - для финансирования банковской рекапитализации. Кроме того, они признают, что спасительные займы, в рамках которых новые кредиторы получают приоритет перед остальными, лишь ухудшает положение частных инвесторов, которые, соответственно, требуют высокие проценты.
Плохо, что им понадобилось так много времени, чтобы понять очевидное (более того, полтора десятка лет назад кризис в Восточной Азии нам это наглядно продемонстрировал). Но кое-чего по-прежнему не хватает. И это кое-что еще важнее. Год назад лидеры Европы признали, что Греция не сможет восстановиться без роста, а роста не добиться при помощи одной лишь фискальной консолидации. Однако в этом направлении по-прежнему ничего не сделано.
Сейчас они предлагают рекапитализировать Европейский инвестиционный банк в рамках программы по стимулированию роста на общую сумму 150 млрд. евро. Но политики здорово наловчились тасовать деньги из одной программы в другую, новые суммы - лишь малая толика от общего объема, и даже они не попадут в систему сразу же. Если коротко: лекарства - неадекватные по мощности и сильно запоздалые - прописываются, исходя из ошибочного диагноза, и основываясь на дефективной экономической структуре.
Все надеются, что рынки вознаградят за добродетель, под коей понимается фискальная консолидация. Но рынки гораздо прагматичнее: если - а наверняка так и есть - фискальная консолидация вредит экономическому росту, и, соответственно, лишает государство возможности обслуживать долг, процентные ставки не упадут. Фактически, инвестиции будут сокращаться - раскручивая порочную нисходящую спираль, в которую уже попали Греция и Испания.
Германия же демонстрирует неподдельное удивление. Лидеры страны, подобно средневековым кровопускателям, отказываются верить, что их лечение не дает результата, и настаивают, что нужно просто усерднее стараться - пока пациент не умрет.
Еврооблигации и фонды солидарности могли бы стимулировать рост и стабилизировать процентные ставки в проблемных странах. Так, например, снижение ставки позволит высвободить деньги, которые можно будет пустить на стимулирующие рост инвестиции даже в странах с жестким бюджетом.
В банковском секторе дела еще хуже. Банковскую систему страны защищает ее собственное правительство; Если оно лишится такой возможности, доверие к банкам исчезнет тотчас же. Даже надежные банковские системы столкнулись бы с проблемами в условиях экономического спада, подобного тому, что сейчас наблюдается в Греции и Испании; а теперь, когда в Испании лопнул пузырь на рынке недвижимости, банкирам впору за голову хвататься.
Создавая "единый рынок", европейские лидеры как-то не подумали о том, что правительства косвенно субсидируют свои банковские системы. Доверие к банкам - это ни что иное, как уверенность в том, что государство придет на помощь, если с банками случится беда; и в тех странах, где государство сильнее, чем в остальных, такая субсидия кажется внушительнее.
Если условия не равны, почему капиталы должны оставаться в слабых странах, а не утекать в более надежные финансовые институты? Удивительно, что отток капитала до сих пор не достиг катастрофических масштабов. Европейские лидеры не увидели в этом реальной растущей угрозы, которую можно нейтрализовать при помощи единых гарантий; это было бы достаточно, чтобы одновременно выправить все перекосы, связанные с разницей в косвенном субсидировании.
Евро родился уже с изъяном, который проявился во всей красе только с приходом кризиса. Политики и экономисты в очередной раз на примерах показали нам, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Принцип единого рынка должен был способствовать эффективному распределению капитала и рабочей силы.
Но дело, как всегда, в деталях. Налоговая конкуренция говорит о том, что капитал может пойти не туда, где он принесет максимальную социальную пользу, а туда, где условия выгоднее. Косвенная субсидия в банковском секторе означает, что немецкие банки получили преимущество перед банками других стран. Рабочие покидают Ирландию или Грецию не потому, что там их производительность ниже, а чтобы сбежать от долгового бремени, которое взвалили на себя их родители. Задача Европейского центрального банка обеспечивать ценовую стабильность, но сейчас инфляция не входит в число актуальных макроэкономических проблем для Европы.
Германия обеспокоена, что без жесткого контроля над банками и бюджетами, ей придется все время расплачиваться за своих непредусмотрительных соседей. Но она не понимает главного: В Испании, Ирландии и многих других проблемных странах до начала кризиса были профициты. Именно спад обусловил появление дефицитов, а не наоборот.
Если эти страны и совершили ошибку, то лишь в том, что слишком полагались на рынки, поэтому они (как и США, и многие другие), позволили пузырям на рынке активов беспрепятственно расти. Реализовав надежные политики, учредив стабильные институты - речь не только о фискальной консолидации и усилении надзора за банками, бюджетами и дефицитами - и восстановив рост, эти страны смогут выполнить свои обязательства перед кредиторами, и использовать совместные гарантии не придется. Более того, Германия на крючке в любом случае: если евро, или экономики периферийных стран развалятся, Германии придется заплатить высокую цену.
У Европы есть сильные стороны. Ее слабости отражают череду политических ошибок и неэффективных институциональных соглашений. Все можно изменить, но только если признать наличие фундаментальных проблем - это гораздо важнее, чем проводить структурные реформы в отдельно взятых странах. Конечно, структурные проблемы ослабили конкурентоспособность и замедлили рост ВВП в ряде стран, но не они стали причиной кризиса, поэтому, решая их, мы не приближаемся к выходу из кризиса. Поэтапный подход, выбранный Европой, однажды не сработает. Ведь не только периферия теряет доверие. Уже и в евро мало кто верит.
Джозеф E. Стиглиц
По материалам:
forexpf.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас