Бойся китайцев, дары приносящих? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бойся китайцев, дары приносящих?

Кредит&Депозит
2871
Украино-китайское сотрудничество крепнет с каждым днем. Когда президенты РФ и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович не сумели в Ялте договориться по поводу цены на газ, китайские товарищи предложили Украине свою помощь. Но скептики уверяют – следует бояться китайцев, дары приносящих.
Украинец с китайцем – братья навек?
Когда 14 июля в Ливадии Владимир Путин давал понять, что Украина так и не дождется снижения цены на газ, делегация Китайской народной республики уже была наготове с крайне выгодным для нашей страны договором. Речь шла о кредитовании программы по замещению газа углем. Государственный банк развития КНР намерен инвестировать в это мероприятие более 3,5 миллиарда долларов. Цель программы – перевести украинские объекты теплоэнергетики с потребления российского газа на украинский уголь. Эта программа – далеко не первая "помощь" КНР Украине. Так, когда бушевали страсти по поводу языкового законопроекта, украинский парламент давал "добро" и на привлечение китайских инвестиций в украинское сельское хозяйство. "Подписание меморандума о выделении 3 миллиарда долларов для развития аграрного сектора нашей страны - закономерное промежуточное решение в рамках сотрудничества и договоренностей между руководителями наших стран", - пояснял необходимость этого шага профильный министр Николай Присяжнюк. По мнению министра, китайское финансирование поспособствует улучшению товарооборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия и увеличению его объема, а также поступлению новых инвестиций в аграрный сектор Украины, что позволит увеличить производительность, улучшить финансовые возможности сельхозпроизводителей страны и, соответственно, техническое переоснащение.
Но и этого мало – Китай решил дать денег и на строительство экспресса из Киева в международный аэропорт "Борисполь". Соответствующее соглашение на прошедшей неделе ратифицировало правительство Китая. Документ предусматривает выделение аэропорту "Борисполь" кредита в 372,3 миллиона долларов под госгарантии. Как сообщает "КоммерсантЪ-Украина", в ближайшее время наша страна выплатит Китаю комиссионный взнос за кредит, после чего Экспортно-импортный банк Китая предоставит первый транш в размере около 15 миллионов долларов. "Процесс согласования был достаточно длительным. Мы ожидаем первый транш в течение двух недель",– рассказал глава нацбюро по инновациям Владислав Каськив. Для проекта необходимо построить 16 километров железнодорожных путей, 3,5 километра железнодорожной эстакады и терминал на железнодорожном вокзале. При паевом участии "Борисполя" будут закуплены четыре электропоезда по пять вагонов каждый. Кредит выдается сроком на 15 лет со ставкой LIBOR+3,5% и льготным периодом в 4 года. "Это первый инфраструктурный проект, который не будет финансироваться государством. Планируется выплачивать кредит уже из прибыли экспресса",– поясняет Каськив. По его словам, формально процесс строительства уже начат, а экспресс может быть запущен в 2014 году. Подрядчиком строительства станет китайская компания China National Machinery Industry Complete Engineering Corporation."Для Китая этот проект интересен, так как государство получает двойную выгоду: крупный дорогостоящий заказ для своих предприятий и гарантированный возврат вложенных инвестиций. Оценить же плюсы для украинской стороны сложно без соответствующих расчетов", – цитирует "КоммерсантЪ-Украина" директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка. Примечательно, что изначально экспресс планировалось запустить к Евро-2012. Китайские инвесторы уже тогда рассматривали возможность своего участия в проекте. Однако этого так и не произошло. Целесообразен ли проект сегодня? Эксперты высказывают серьезные опасения, в т.ч. и в том, что касается окупаемости проекта. "Экспресс может просто не набрать необходимый пассажиропоток. Особенно учитывая, что железная дорога плохо сообщается с метрополитеном, а маршрут экспресса неудобен жителям левого берега Киева, а это 40% его населения", - говорит замдиректора Центра политического и экономического анализа Антон Кравченко. При этом, экономически обоснованной ценой проезда в экспрессе будет 10 долларов. Но и ее может быть мало – ведь пассажиропоток "Борисполя" не так уж и велик, да и планируемый маршрут неудобен почти для половины Киева. Но в чем же тогда состоит китайский интерес?
Прагматичная Поднебесная
Альтруизм редко выступает движущей силой внешнеэкономических отношений любой страны. Верить в то, что Китай пытается бескорыстно – то есть даром – помочь Украине из братских чувств конечно, можно. Но стоит ли? Ведь в первую очередь речь идет о кредитах, которые нужно будет возвращать. И не факт, что Украина сможет это сделать. Как показывает пример того же бориспольского экспресса, сама целесообразность некоторых проектов вызывает большие вопросы. А кредиты нужно будет отдавать. В этом отношении развитие аграрного сектора, на которое кстати, тоже дает деньги КНР, будет развитием и потенциальной базы для возвращения кредита. В этом отношении примечательна политика Китая касательно стран Африки, которую уже окрестили "новым колониализмом". На "черном континенте" Китай развивает инфраструктуру, дает щедрые кредиты правительствам, даже строит целые города. В обмен на это Цветущая Середина получает ресурсы: от урана и нефти до какао и ценных пород дерева. В 2011 году объем торговли КНР и африканских стран достиг показателя в 110 миллиардов долларов. Активное вхождение Поднебесной на африканский рынок серьезно обеспокоило те европейские государства, которые диктовали на нем свои условия еще со времен крушения колониальной системы. Одной из причин войны в Ливии аналитики называли не только свержение режима Каддафи, но и усиление европейского контроля над ливийской нефтью, которой плотно заинтересовались китайские инвесторы. То, что происходит в Африке сейчас можно назвать войной двух колониализмов – европейского и китайского. Но последний мягче и хитрее. С учетом того, что в мире надвигается продовольственный кризис, Украина, которая имеет огромный сельскохозяйственный потенциал, может вполне пойти по проторенному "африканскому" пути, расплачиваясь за развитие инфраструктуры своими ресурсами.
Впрочем, к одному "бартеру" украино-китайские отношения сводить все же не стоит. Активно сотрудничают наши страны и в области высоких технологий. Как сообщили в Государственном космическом агентстве Украины 6 июля, возможные направления сотрудничества в Лунной программе стали предметом обсуждения украинских и китайских партнеров в ходе проходившего 5-6 июля визита в Украину делегации представителей Китайской национальной космической администрации и менеджмента китайской промышленной корпорации "Великая стена". Как отмечает "Интерфакс", сотрудничество по исследованию Луны и Марса входит в число перспективных направлений партнерства новой украинско-китайской программы сотрудничества в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2011-2015, подписанной в сентябре 2010 года. Кроме того, китайцы готовятся расширить сотрудничество с Украиной и в сфере тяжелого машиностроения. 11 июля стало известно, что Украина и Китай готовят расширение заключенного в 2011 году контракта (на 20 миллионов долларов) на поставку украинских силовых установок с двигателем 6ТД-2E 9(1200 лошадиных сил) для китайского основного боевого танка MBT-2000. "К концу года, думаю, будет новый контракт", - сообщил источник, знакомый с ходом реализации украинско-китайского сотрудничества по проекту MBT-2000, "Интерфаксу". Впрочем, обольщаться Украине не следует. "Здесь есть одна проблема для Украины. Китай не будет покупать большие партии. Китай хочет покупать у нас технологии. И это реальная угроза и определенная дилемма. И здесь Украине необходимо быть очень осторожной. Ведь китайская сторона вкладывает огромные средства в разработку, разведку технологий. Поэтому может произойти следующее. Купив определенный ограниченный и небольшой объем продукции, изучив технологию, Китай может начать массовое производство этих изделий у себя, под своим брендом. И затем экспортировать эту продукцию на мировые рынки, опережая Россию и Украину. И это угроза по всем направлениям, начиная с гидролокации, самолетостроения, моторостроения и так далее. Китай – очень сильное государство в плане поглощения технологий. Поэтому здесь нужно понимать, что Китай очень интересен для Украины, но с другой стороны очень опасен", - предупреждал еще до заключения этого контракта военный эксперт Валентин Бадрак. Но услышат ли украинские власти это предупреждение? Или в преддверии выборов и возможного кризиса отдадут предпочтение тактическим выигрышам?
Борис Рудь
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас