Что происходит на рынке кредитования физлиц?


Что происходит на рынке кредитования физлиц?

Сегодня реальными драйверами на рынке кредитования являются кредиты на покупку товаров, техники, мебели т.д., а также беззалоговые кредиты наличными. Автокредиты и ипотека им значительно уступают. При этом украинские банки не видят никаких причин для смягчения требований платежеспособности.

Тенденции первого полугодия

По словам Дениса Раковского, директора по продажам "КредитМаркет", ресурсные проблемы конца 2011 года явно отразились на показателях начала 2012 года. "Все мы помним тяжелые климатические условия, с которыми банки и другие компании на рынке ритейла столкнулись в январе-марте текущего года. Постепенно ситуация начинает выравниваться, но до показателей прошлого года пока далеко. Причин несколько. В первую очередь, определенные сложности на рынке по ресурсам, отсутствие дешевых ресурсов, и довольно умеренные подходы к кредитованию. В первую очередь страдают ипотечные и авто кредиты".

В свою очередь, генеральный директор "КредитМаркет" Игорь Дурицкий отметил некоторые важные тенденции на рынке. В первую очередь это то, что банки не ожидают притока ресурсов извне, в том числе – банки с иностранным капиталом. На украинский рынок давят европейские проблемы. Банки переходят от долгосрочного планирования к решению краткосрочных задач, и сосредотачиваются на дорогостоящих коротких кредитах, на поисках путей получения комиссионных доходов.

Кроме того, по словам Дурицкого, имеет большое значение то, что НБУ жестко контролирует ликвидность банковской системы, и эта ликвидность выходит как производная работы с валютными рисками, которые вытекают из определенных девальвационных опасений и реакций на это рынка. Девальвационные опасений растут, есть избыточная ликвидность, начинает колебаться курс национальной валюты. И эта избыточная ликвидность изымается, курс стабилизируется за счет дефицита гривны, и такая ситуация имеет место. Конечно же, это влияет на кредитные операции банков.

"Мы видим, что ставки на межбанке в последнее время вели себя довольно волатильно, как правило, в среднем в три раза выше, чем обычные ставки были до мая. И это конечно же влияет на стоимость фондирования. Поскольку одним из единственных источников среднесрочного фондирования остаются депозиты населения, которые в свою очередь плавно, но идут вверх. Причем в том числе по банкам с иностранным капиталом, что говорит о том, что ресурсов извне ожидать не приходится, работать придется с ресурсом внутри страны, и этот ресурс – деньги населения Украины. Соответственно, они стоят дорого, они короткие, и кредитовать приходится тоже дорого и "коротко", - отметил Дурицкий.

Позитивным фактором эксперт назвал то, что государство продолжает стимулировать и финансировать программу поддержки ипотеки. Направление правильное, но все будет зависеть от деталей на стадии реализации этих программ. Но учитывая то, что этот продукт тянет за собой многие переделы на рынке, является драйвером, Дурицкий считает направление позитивным.

В тренде - потребительские кредиты

Если говорить об оценке портфелей банков в 2012 году, то можно сказать, что реальными драйверами на рынке являются кредиты на покупку товаров, техники, мебели т.д., а также беззалоговые кредиты наличными. Они формируют порядка 80% рынка.

В целом, потребительские кредиты составляют порядка 46,5%, и по темпам выдачи новых кредитов занимают лидирующие позиции – около 2-4 млрд. грн. в месяц, в зависимости от сезона, от объемов продаж. "Мы видим, что рынок контролируется небольшим количеством игроков, которые работают четко с партнерскими сетями, причем именно по условиям этих сетей (это порядка 6-8 банков и финансовых компаний). Доля продаж в кредит составляет половину объема всех розничных продаж, и мы видим, что банки и дальше будут расширять этот сегмент, заходя в новые направления, такие как продажа мебели, стройматериалов и прочее", - отмечает Дурицкий.

Что касается кредитов наличными и карт, то это 35%, в среднем около 1,5 млрд. грн. выдачи в месяц. "Это самый перспективный сегмент. Мы ожидаем роста порядка 20-25% в этом году. Все больше игроков заходит на этот сегмент, в том числе зашли тяжеловесы, которые раньше не считали это приоритетной политикой для своих банков. Но в силу того, что других вариантов больше не остается, они вынуждены также здесь работать. В то же время мы видим игроков, которые жестко обжигаются – к сожалению, продукт такой, что любые ошибки, операционные или кредитные, выливаются в моментальные потери для банка. Также мы видим, что идет четкая специализация: многие банки, которые не решаются сами брать на себя кредитные риски, начинают работать по партнерству друг с другом, расширяя каналы продаж, таким образом получая комиссионный доход и не неся кредитных рисков".

Лишь на третьем месте авто кредиты – 8%. Прогнозы по рынку такие, что доля продаж новых авто через кредит не превысит 15-17%. Снижение ставок маловероятно, исключением станут партнерские программы с автоимпортерами. Возможен дальнейший передел рынка и заход новых игроков, а численность активно кредитующих банков может снизиться до 20, в силу вопросов ликвидности.

Если говорить об ипотеке, то это всего 4,5%. Сейчас на рынке ипотечного кредитования нет четких ростов, есть затишье, и вообще, в 2012 году рынку будет очень сложно достичь показателей 2011 года. По крайней мере, за 1 полугодие показатели довольно не радужные.

В целом, средняя эффективная ставка сохранится на уровне 24% годовых в гривне до середины осени. Ожидаемый объем ипотечного кредитования за 2012 год составит 3,7 млрд. грн. против 4,17 млрд. грн. в 2011 году. Видно, что кредит берут не по классической программе, а те, кому не хватает для покупки 25-35% суммы и кто рассчитывает купить недвижимость "на дне" и погасить кредит досрочно.

Прогнозы на конец 2012 года

Что касается объемов кредитования, то Дурицкий ожидает небольшое проседание по сравнению с прошлым годом. Так, ожидается порядка 87 млрд. гривен. против 88,4 млрд. гривен в прошлом году.

"В целом, наш прогноз не меняется. Мы не видим никаких причин для смягчения требований платежеспособности, они будут по-прежнему жесткими. Мы не видим никаких предпосылок для уменьшения стоимости этих продуктов: с одной стороны – цена ресурса, а с другой – стоимость рисков. Конечно же, мы увидим, что банки будут искать новаторские подходы к расширению своих каналов дистрибуции: это партнерство, перекрестные продажи продуктов друг друга, работа по новым подходам с торговыми сетями, и, конечно же, банки будут активно искать возможности заработать комиссионные доходы, повышать их роль в общей структуре банковской системы", - отметил Дурицкий.

Мария Олексевич

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua