"Регионы" преподали урок языка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Регионы" преподали урок языка

1572
Принятие закона о языках рискует войти в анналы отечественного парламентаризма. "Рассмотрение" острейшего вопроса отняло у большинства менее минуты. Реакция на произошедшее не заставила себя ждать. Оппозиция голодает, защитники украинского дерутся с "Беркутом", спикер хлопает дверью.
А вы не ждали нас?
Согласно рабочим планам Верховной рады в ходе последней этим летом пленарной недели народные избранники планировали рассмотреть "десертные" вопросы – отмену депутатской неприкосновенности, введение налога на роскошь, законопроект об основах языковой политики. Но к началу финального этапа оптимистичное расписание стало перекраиваться на глазах. 2 июля в большинстве всерьез обещали взяться разве что за неприкосновенность. Быстрому принятию "роскошного" законопроекта мешала необходимость усреднить несколько предложений, с языками дело обстояло также непросто. "На этой пленарной неделе вопрос не может и не будет рассматриваться. Во-первых, он не подготовлен, а во-вторых, он вызывает политическое противостояние и споры. Две причины, достаточные для того, чтобы не рассматривать этот вопрос", - пояснял спикер. "Споры и противостояния" были очевидны, а неподготовленность объяснялась обилием предложенных после первого чтения поправок – профильный комитет был готов рассмотреть 2400 правок, из которых к началу пленарной недели справился меньше, чем с тремя сотнями.
Убежденность в том, что до конца сессии определенности с языковой политикой не возникнет, витала в стенах парламента вплоть до вечернего заседания 3 июля. Оппозиция надеялась на лучшее (то есть – на перенос на осень, как минимум), в большинстве не исключали и вероятность организации внеочередной сессии. Однако на практике все оказалось просто, но совсем неэлегантно. Хроника парламентских событий 3 июля , которые мгновенно отвлекли внимание от решения ЕСПЧ по жалобе Юрия Луценко, впечатляет даже закаленного наблюдателя за работой ВРУ. В отсутствие спикера его первый зам попытался поставить "языковой" проект в повестку дня. Безуспешно, сходу большинство смогло организовать лишь 219 голосов. Однако, несмотря на рывок нескольких быстро мобилизовавшихся оппозиционеров к трибунам, где их уже поджидали "силовики" из числа "регионалов", сдаваться Адам Мартынюк не стал. Вопреки нормам регламента он почти тут же провел повторное голосование за рассмотрение законопроекта №9073. Возвращение проблемного вопроса приветствовал 241 голос. Попытки "меньшевиков" выбить вице-спикера с "командной высоты" успехом не увенчались. Метнувшись к месту спикера, Мартынюк сразу же запустил голосование "За основу и в целом". На этот раз большинство аккумулировало 248 "за". Данные счетчика системы "Рада" неумолимы: между первым и вторым результативными голосованиями прошло 33 секунды. Едва ли не самый острый из всех возможных законодательный вопрос был разрешен молниеносно, небесспорно в регламентном отношении, фактически в первом чтении (а попытка оппозиционеров затянуть рассмотрение валом поправок не просто не удалась, а была элементарно проигнорирована), а главное – даже без намека на "общенациональный диалог и круглый стол", которые торжественно обещал соавтор инициативы Вадим Колесниченко.
Скорость решения большинством животрепещущих проблем поначалу вызвала ошеломление. Но не у большинства, представители которого происходящее характеризовали в выражениях "Развели, как котят" или "Мы приняли закон красиво". Судя по реакции, принятие происходящего оппозиционерам далось с большим трудом. "Во-первых, этого законопроекта не было в повестке дня. Во-вторых, процедуры голосования о включении его в повестку дня не произошло. Третье - в этот закон было внесено более 2 тысяч поправок. Четвертое - соответствующий парламентский комитет не подготовил сравнительную таблицу. И пятое - все, что можно было нарушить при принятии этого закона, было нарушено", - настаивает Арсений Яценюк."Меньшевики" продолжают надеяться на то, что процедурные "особенности" помешают закону вступить в действие. Но продолжать работать на этой сессии они в любом случае отказываются. Сделать большее в стенах парламента им, похоже, сейчас не под силу. На этот раз о "коллаборационизме" речь не шла: в пользу проекта Кивалова-Колесниченко оппозиция дала лишь два в последствии отозванных голоса – сработали карточки находящегося за рубежом "нунсовца" Игоря Палицы и, к его большому удивлению, вице-спикера Николая Томенко. "В этом случае, по-видимому, не нужно оставлять карточку на своем рабочем месте", - так прокомментировал случившееся с карточкой Томенко глава фракции ПР Александр Ефремов. По большому счету, все, что остается оппозиции в такой ситуации (кроме ожидания президентского вето, вероятность которого не так уж и велика) – выход на улицы. Что "меньшевики" и сделали.
Эпицентром июльского "языкового" протеста на первых порах обещали стать подходы к Украинскому дому. Туда подтянулись объявившие голодовку депутаты из фракции НУ-НС, там начали собираться противники законопроекта, первоначальный костяк которых составляли представители "Свободы", там надеялись развернуть палатки, и там еще вечером 3 июля начались первые стычки с "Беркутом". Выбор места не случаен: 4 июля в Украинском доме должна была пройти отчетная пресс-конференция президента. Протестующим удалось переночевать на ступеньках, но утром нарастившие силы милиционеры пошли на штурм (как водится, потом опровергнутый), "выдавливая" неприкосновенных нардепов и жестко сцепляясь с протестующими. Но вскоре "беркутовцы" все же отступили – Виктор Янукович решил отложить общение с журналистами. Но, по официальной версии, не из-за проблем с доступом к месту проведения (тем более что позже суд запретил проведение акций в центре Киева вплоть до 9 июля) – парламентский кризис отвлек.
Рада без головы?
При обсуждении вопроса об экстренности принятия закона о языках правящее большинство стройно придерживается объяснения а-ля "Все для блага избирателя". Так, главный парламентский "регионал" Александр Ефремов не преминул сообщить, что "закон о языковой политике - проблема, которая рассматривается несколько лет, являющаяся частью программы ПР, поэтому его принятие было так важно для большинства". Скорость же принятия объясняется нежеланием идти на поводу у "саботажников"-затягивателей. Другие возможные объяснения, вроде желания сделать приятный сюрприз Владимиру Путину, чей приезд ожидается через несколько дней, в ПР опровергают. Как бы то ни было, ни внешнеполитические, ни рейтинговые дивиденды от голосования 3 июля пока вычислить нельзя. Но масштабы "организационного" удара по парламенту уже просматриваются.
Результатом неожиданного голосования может стать "обезглавливание" Верховной рады на две трети. Сравнительно безболезненно из ситуации готов выйти лишь герой дня Адам Мартынюк. Николай Томенко, чья карточка проголосовала без его ведома, решил отстраниться от происходящего. "Имеем не парламент, а место для утверждения решений в интересах одной партии, одной организованной властью преступной группировки с его бандитской ментальностью и тюремной лексикой. Таким образом, дальнейшее пребывание в таком президиуме такой Верховной рады считаю невозможным и неправильным", - резко формулировал потенциальный отставник. И в своем возмущении пока еще вице-спикер не одинок. В отставку готов уйти и председатель ВРУ.
Отсутствие Владимира Литвина на сакраментальном голосовании 3 июля в его пресс-службе объяснили просто: участием спикера в заседании Гуманитарного совета при президенте. И все же, несмотря на то, что на парламентский праздник жизни Литвин не попал, делать вид, что ничего особенного не произошло, как это случалось раньше, глава Рады не стал. 4 июля Владимир Михайлович открыл заседание эмоциональным обещанием сложить полномочия. "Просьба сейчас поставить этот вопрос, включить его в повестку дня, у вас есть доблестный товарищ, который меня сдал полностью", - обратился он к депутатам, предварительно признав, что "развели (как тех самых котят, - "Подробности") в первую очередь меня. Но по большому счету развели Украину, развели народ. И плоды этого "развода" мы еще будем пожинать".
Решение Владимира Литвина выглядит вполне обоснованным. Сравнительно недавно, в мае, когда первая попытка принять закон об основах языковой политики обернулась очередной парламентской битвой, спикер предложил ВРУ самораспуститься. В подобной ситуации, после скандального принятия проблемного законопроекта во втором чтении, желание главы Рады максимально дистанцироваться от произошедшего кажется логичным. Правда, каким бы благородным порывом ни руководствовался Владимир Михайлович, это не объясняет, почему его фракция поддержала инициативу Колесниченко-Кивалова почти полным составом (собственно, похоже, голоса "народопартийцев" и были решающими), хотя менее полутора месяцев назад ее члены клялись и божились, что делать этого не станут? При таком положении дел яркое решение спикера начинает походить на экстренное спасение одних утопающих за счет притапливания других. Значит ли это, что провести в следующий парламент свою партию по многомандатному округу Литвин уже вовсе не рассчитывает и готов заняться срочной "рихтовкой" собственной "мажоритарной" репутации?..
В любом случае, не исключено, что выйти из ситуации во всем белом спикеру и не удастся. Парламентское большинство с ним расставаться не готово. "Мы будем говорить с Владимиром Михайловичем, убеждать его не делать скоропалительных шагов", - пояснил Александр Ефремов. Желание "регионалов" удержать спикера на посту предсказуемо – свежепроголосованный закон еще кто-то должен подписать, а "практики подписания такого документа заместителем председателя ВРУ", по словам самого Ефремова, еще не было.
К моменту окончания встречи глав фракций с президентом ситуация зависла на стадии вынужденного равновесия. "Меньшевики" готовы предпринять попытку аннулировать голосование. Владимир Литвин пообещал оппозиции, что подписывать "языковой" закон он не станет "ни при каких обстоятельствах". А Виктор Янукович остановился на чуть иной точке зрения. "Только после того, как я изучу все эти вопросы, я буду иметь возможность высказывать свою точку зрения и соответственно принимать определенные решения", - отложил он принятие потенциально эпохального решения на "после экспертизы". За стенами парламента представители правящего лагеря сейчас придерживаются сценария "Надо разобраться" (так, не спешит комментировать недавно принятое и министр юстиции). Но что будет собственно с Верховной радой – пока неясно. Глава государства допускает, что, если работа законодательного органа не стабилизируется, то "нужно будет переходить к процедуре досрочных парламентских выборов". Оппозиция, в принципе, не против - если досрочными будут и выборы президента. Чисто технически организовать такое развитие событий даже в парламентском "разрезе" непросто: нынешняя Конституция знает только один повод для роспуска – "беззаседательный" простой в течение месяца, отсчитывать который во время парламентских каникул было бы странно. Но при желании, варианты, вероятнее всего, возможны: незакрытие нынешней сессии, неоткрытие следующей, вялое блокирование трибуны в сентябре, хотя большинство за ПР и ее сателлитами все равно остается... Вопрос в том, стоит ли игра таких свеч менее чем за месяц до старта официальной предвыборной кампании? И стоит ли рейтинговая прибыль от "языкового" закона таких организационных усилий, если учесть данные соцопросов, согласно которым 65,1 процента респондентов считают инициативу ПР предвыборным пиаром? Судя по происходящему, в кампании-2012 тема языка еще будет "аукаться" долго и бурно. Чего, пожалуй, и следовало ожидать...
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас