Проблемы Испании не в экономике, а в головах — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Проблемы Испании не в экономике, а в головах

3292
До недавнего времени больше всего проблем еврозоне доставляла Греция. Постоянные сообщения о дефолте, опасения за судьбу евровалюты, теперь еще и парламентские выборы, исход которых мог определить, останется ли Греция в Евросоюзе, или вылетит из него. Но сегодня новой головной болью стала Испания. И если эксперты уверяют, что выход Греции еврозона еще сможет пережить, то крах испанской экономики приведет к распаду ЕС.
Разруха в головах
Как известно, Испания является пятой по величине экономикой в Евросоюзе и двенадцатой в мире. Но при этом испанцы, как и большинство народов южных стран, не любят работать, уверяют международные эксперты. Гулять, веселиться - да, а планировать свои доходы и расходы как на индивидуальном, так и национальном уровне они не умеют. Отсюда и вытекающая проблема - высокий уровень безработицы. Естественно, что в Греции начались протесты после того, как с целью экономии были значительно урезаны социальные льготы. Вполне возможно, что такие же процессы могут произойти и в Испании, если кризис в ней будет усугубляться.
Еще одна проблема, которую экономические эксперты называют одной из главных причин кризиса в южных странах - коррупция. Так, в докладе международной неправительственной организации "Транспэренси Интернешнл" (Transparеncy International), в котором рассмотрена ситуация в 25 европейских государствах, отмечается, что в Греции, Испании, Италии и Португалии "более невозможно отрицать связь между продолжающимся финансовым и бюджетным кризисом и глубоко укоренившимися проблемами недостаточной отчетности о бюджетных расходах, неэффективности и злоупотреблений в сфере госуправления, которые не контролируются и не наказываются".
Если верить статистическим опросам, проведенным в Евросоюзе в 2011 году, 88% испанцев сильно обеспокоены резким увеличением коррупции в своей стране за последние 3 года и считают эту проблему очень серьезной. 93% граждан Испании уверено, что главным эпицентром коррупции являются государственные учреждения, региональные власти и муниципалитеты. И 74% опрошенных испанцев считают, коррупция - это неотъемлемая часть культуры Испании, и что так сложилось исторически.
Один из последних громких коррупционных скандалов - суд над зятем испанского короля, герцогом Иньяки Урдангарином, которого обвиняют в подделке документов, растрате и мошенничестве. Он и его деловой партнер Диего Торреса использовали частные пожертвования в нецелевом назначении, направляя их в созданный герцогом благотворительный фонд Instituto Noos. Сумма, использованная герцогом не по делу составила 5,8 миллиона евро, которые предназначались для проведения на Балеарских островах двух конгрессов по туризму и спорту. Благотворительный фонд завышал расценки на работы и услуги, а также составлял фиктивную отчетность за невыполненную работу. Часть денег осталась в компаниях, которыми руководил Урдангарин.
До сих пор в Испании идут следствия по еще одному коррупционному скандалу - “Делу Гюртель” (GÜRTEL), который всплыл в 2007 году. В небольшом городке Махадаонде в пригороде Мадрида существовала преступная сеть, которая имела у себя на содержании политиков из Народной Партии, которая в настоящее время является правящей. Деньги политики получали за получение государственных контрактов. В феврале 2009 года главный фигурант этого скандала, основатель и владелец GÜRTEL, испанский бизнесмен Франсиско Корреа был заключен в тюрьму, в которой содержался больше 3 лет.
11 июня этого года Корреа был выпущен под залог в 200 тысяч евро, хотя изначально сумма равнялась 15 миллионам. Между тем, финансовые потери испанской казны от действий коррупционера оцениваются в сумму, превышающую 100 миллионов евро.
Вспоминается известный отрывок из классики: “Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. … Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах”. Кстати, Украина, которой уже не первый раз настойчиво прочат дефолт, имеет все шансы последовать за Грецией и Испанией. В нашей стране бюджет - также кормушка, к которой подпускают только самых-самых, а простому населению с нее достаются только объедки.
Ликвидировать многогранность
Если взять другую сторону кризиса в таких странах как Греция и Испания, то она связанна с несогласованностью действий в еврозоне. В самой Испании это тоже понимают и выдвигают свои предложения. Так, премьер-министр Испании Мариано Рахой на закрытом заседании саммита G20 отметил, что нужно принять четкий и конкретный план по созданию банковского и финансового союза в еврозоне.
По мнению испанских властей, финансовая система еврозоны должна быть подчинена одному человеку, кроме того, необходимо создать единый гарантийный фонд банковских депозитов, который должен обеспечить реструктуризацию финансовых институтов. Пока это не будет сделано, нельзя надеяться на восстановление доверия со стороны международных финансовых инвесторов как к еврозоне, так и к Испании, уверены в правительстве.
С такими предложениями согласны и украинские эксперты. По словам директора Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, на сегодняшний день понятна необходимость большей интеграции прежде всего в секторе фискальной политики. То есть, речь идет о том, что большие заимствования национальных правительств, если они не подкреплены, создают проблему для зоны евро. Ведь с одной стороны есть Европейский центральный банк со своим регулированием, а с другой - беспорядок в национальных финансах, которые управляются не из Брюсселя и не с ЕБА, а непосредственно национальными правительствами. Результат мы видим.
“Если посмотреть на то, что происходит в том числе в Испании, то она как ключевую определяет проблему банковского сектора, который имеет плохие кредиты. Это одно из многих, далеко не первое предложение, когда речь идет о том, чтобы сделать более жесткими требования непосредственно к банкам в зоне евро. В первую очередь идет речь о наведении порядка в коммерческих банках. Здесь своеобразная ситуация, потому что банки, с одной стороны, традиционно выполняли банковские функции, а с другой стороны, и это была проблема кризиса 2007-2009 годов, занимались операциями, которые были им несвойственными, и, соответственно, другие институты брали на себя банковские операции. Таким образом, возникла такая проблема как отсутствие регулирования. То есть, отсутствие структуры”, - отметил Бураковский.
С ним согласен и глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. По его мнению, что денежно-кредитная политика, которой ведает центробанк, что бюджетная политика, которой ведают правительства в каждой стране - это, образно говоря, два крыла птицы экономики, и они должны действовать синхронно.
По словам эксперта, те проблемы, которые сейчас возникают в Еврозоне, происходят из-за того, что в каждой стране Еврозоны все равно осталась собственная бюджетная политика. Получается ситуация, что одни страны очень финансово дисциплинированными (Германия, Франция). А другие, в основном южные, даже не имеют привычки к тому, чтобы формировать свои бюджеты реальными. Поэтому возник такой перекос. И эта долговая проблема Греции, Италии, Испании, Португалии возникла из-за того, что у них не было такой финансовой культуры.
“Все, что нужно сделать странам Еврозоны - привести по конкретным экономическим параметрам бюджетной политики все страны еврозоны к общему знаменателю, установить определенные цифровые параметры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Например, дефицит бюджета не может превышать 2% ВВП, доля социальных статей в бюджете не должна превышать определенную долю от бюджета страны, увеличение денежной массы в течение года должно происходить не более чем на определенный процент. Такие общие параметры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики просто необходимы для общей валюты, которой является евро. Пока они не приведут свою банковскую систему к совместной работе и ключевой позиции европейского центробанка, и пока они не приведут бюджет или под единые цифровые параметры, или в единого правительства, у них постоянно будут возникать такие опасности и кризисные явления в отдельных странах. Направление мыслей в предложении Испании правильное, но это лишь полушаг, который радикально не решит проблему”, - отметил Новак.
Что касается фонда, который бы гарантировал депозиты, то это в принципе не новая идея. По словам Бураковского, возникает вопрос, как этот фонд будет непосредственно работать, учитывая, что есть разные страны, совершенно разный уровень зрелости и стабильности банковской системы. Поэтому, хотя извне идея выглядит очень привлекательно, она предполагает много политических проблем на пути ее реализации. Но это один из инструментов, который может быть использован, учитывая высокий уровень интеграции европейских экономик в рамках Европейского союза.
Что дальше?
Вчера в Мексике завершился форум “Большой двадцатки”, на котором главной темой стало преодоление кризиса в еврозоне. По итогам форума члены "большой двадцатки" приняли решение о выделении дополнительно более 450 млрд долл. в Международный валютный фонд (МВФ) для расширения его возможностей в противодействии возникающим кризисам и их предотвращении. Крупнейшие взносы выделит Япония - 60 млрд долларов, Германия - 54,7, Франция - 41,4 млрд долл. Также денежные средства выделят Китай и Россия - в размере 43 и 10 млрд долл. соответственно.
Что касается Испании, “Большая двадцатка” поддержала ее экономический курс. В четверг или пятницу Мадрид направит официальную просьбу о финансовой помощи, после того как независимые аналитики Оливер Уайман и Роланд Бергер выпустят свой отчет о состоянии банковской системы страны и о ее потребностях в дополнительном капитале. Сейчас Испания ведет переговоры с партнерами по ЕС об условиях и сроках помощи. Скорее всего, это будут среднесрочные кредиты по ставке, сопоставимой со ставкой рефинансирования ЕЦБ.
Олексевич Мария
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас