Себе не в убыток — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Себе не в убыток

Казна и Политика
2213
На подготовку к Евро-2012 из государственного бюджета потрачено около 40 миллиардов гривен. Скептики уже успели объявить эти деньги пустыми растратами, которые никогда не окупятся. Мы же постараемся разобраться, на что эти средства пошли, и возможно ли эти затраты окупить.
Разбор полетов
Самое безумное – надеяться на то, что расходы государства на Евро-2012 окупятся за месяц чемпионата. По оптимистичным прогнозам, до конца турнира общее количество болельщиков, посетивших Украину, достигнет одного миллиона. Это очень хорошая цифра, но очевидно, что даже при таком раскладе 5 тысяч долларов с каждого из них украинская экономика не получит.
Значит ли это, что все расходы на Евро были напрасны? Вероятнее всего, нет. Экономические дивиденды от проведения крупных спортивных соревнований характеризуются показателем экономического влияния (economic impact) – общее экономическое последствие для страны от трат, связанных со спортивным соревнованием.
Возможные экономические последствия нужно оценивать, учитывая структуру расходов. Их можно разделить на прямые операционные (непосредственно связанные с организацией турнира) и непрямые – вложения в инфраструктуру, обеспечивающую комфортное пребывание, перемещение и отдых участников и гостей форума. Первые дают экономический эффект только во время соревнований, вторые служат дольше и приносят доход всё время, в течение которого используются построенные объекты. Кроме того, стоит учитывать эффект от вложений в инфраструктуру в виде стимуляции различных секторов экономики, прибавки к ВВП и дополнительных рабочих мест.
Структура бюджетных затрат в Украине, согласно информации Мининфраструктуры, выглядит так: на строительство и реконструкцию стадионов было выделено 7,1 миллиарда гривен (около 888 миллионов долларов), на развитие аэропортов – 10,5 миллиарда гривен (1,3 миллиарда долларов), на ремонт и строительство дорог общего пользования – 18,2 миллиарда гривен (около 2,2 миллиарда долларов). Таким образом, более 90% расходов составляют именно инфраструктурные вложения, которые не совсем некорректно относить к категории прямых затрат на проведение Евро-2012.
Глава ведомства, вице-премьер-министр Борис Колесников рассказал, что прямые расходы на подготовку к чемпионату составляют чуть более 414 миллионов гривен. Именно эти расходы являются единственными операционными и безвозвратными затратами.
Теперь о выгодах. По оценкам экспертов, подготовка к проведению чемпионата в Украине, позволила обеспечить работой более 3 миллионов человек. Кроме того, по оценкам Кабмина, дополнительные налоговые поступления благодаря инвестициям "под Евро-2012" составили 30,3 миллиарда гривен, или 60% всех бюджетных расходов.
Также ближайший эффект от подготовки и проведения Евро-2012 за период с 2008-го по 2012 год составит, как минимум, 2,8% ВВП (за основу берется ВВП 2011 года). Гораздо большим будет, как ожидается, длительный эффект от долгосрочных инвестиций, который в денежном выражении будет выражаться в прибавке к ВВП в последующие годы за счет улучшения туристической, транзитной и инвестиционной привлекательности страны, а также роста производительности вследствие модернизации инфраструктуры. Экономисты предполагают, что доходы от туризма в Украине и Польше вырастут. А модернизированная инфраструктура станет дополнительным козырем страны в части привлечения инвесторов на другие проекты.
Успешный футбол, как фактор окупаемости
Скептики отмечают, что Украина не решила главный вопрос - как в дальнейшем распоряжаться модернизированными и построенными стадионами. И для сравнения приводят пример Португалии, понесшей после проведения аналогичного чемпионата огромные убытки. Окупаемость таких объектов, как стадионы и аэропорты, составляет, в среднем, 50 лет. Справедливости ради отметим, что задачу окупаемости стадионов не решили ни украинцы, ни поляки, которые также являются хозяевами нынешнего чемпионата. Другое дело, что факторов, влияющих на успешное решение задачи, в Украине значительно больше, чем в Португалии. И даже больше, чем в Польше. По большому счету, этот фактор один - функционирование местных футбольных рынков, локальных футбольных клубов.
Да, повод для тревог у украинцев есть. Однако напомним, что посещаемость украинских стадионов и без Евро-2012 - относительно велика. В частности, на матчи донецкого "Шахтера" в сезоне 2011/12 приходило в среднем 37 тысяч человек, причем за последние два года посещаемость выросла на 10 тысяч. Неплохие цифры показывают киевское "Динамо" (средняя посещаемость - 21 тысяча человек, на Олимпийском стадионе - 41 тысяча), харьковский "Металлист" (26 тысяч) и львовские "Карпаты" (15 тысяч на "Арене-Львов"). Ожидания в Украине, в общем, оптимистические, хотя об аншлагах на рядовых матчах говорить пока не приходится.
Собственно, наличие в Украине четырех клубов, регулярно и относительно успешно выступающих в Еврокубках, говорит о том, что ставить крест на окупаемости стадионов - рано.
Евро-2012 как антикризисная мера
Когда автомобиль не удается завести штатными средствами, иногда приходится подтолкнуть его вручную. Экономику тоже временами запускают "с толкача", история знает вполне удачные примеры. Так создавалось "испанское экономическое чудо" времен позднего Франко: рабочие места создавались государством "вручную", пока частный бизнес крепчал и набирал обороты. За счет этого на протяжении многих лет подряд экономический рост в Испании составлял не менее 7% в год.
Впрочем, есть и более близкий по времени и тематике "испанский" пример. Олимпиада 1992 года заново открыла миру Барселону. Столица Каталонии пережила самое масштабное в минувшем веке обновление городской среды. В подготовку города и само проведение соревнований были вложены миллиарды долларов. Эти инвестиции не пропали даром: Барселона и ее туристическая индустрия получили второе рождение. В течение первых трех лет число прилетов в столицу Каталонии увеличивалось ежегодно на 20%, она стала одним из самых посещаемых городов Европы. По мнению экспертов, Барселоне даже удалось смягчить удар экономической стагнации, которая накрыла регион в этот период.
Запуск масштабных инфраструктурных проектов во время кризиса кажется парадоксальной идеей лишь на первый взгляд. При расчетливом планировании такие проекты становятся не только "подушкой" для экономики (за счет дополнительных рабочих мест и увеличения ВВП во время их реализации), но и мощным стимулом к дальнейшему развитию. "Интенсификация инфраструктурного строительства помогла поддержать украинскую промышленность в кризисных условиях. Понятно же, что одно рабочее место на строительстве создаёт пять рабочих мест в других отраслях. То есть, на все эти стадионы, на дороги работали украинские заводы, люди получали зарплаты и т.д.", - объясняет эксперт Василий Стоякин.
Проще и доступнее на этот счет выразился президент УЕФА Мишель Платини. "Благодаря Евро-2012 Украина сделала шаг вперед на 30 лет", - заявил он накануне старта турнира, подчеркнув, что без чемпионата модернизационное развитие Украины и Польши "не было бы таким огромным". Впрочем, УЕФА всегда будет в плюсе. Уже сегодня в организации знают, сколько заработают на Евро-2012 - порядка 1,3 миллиарда долларов.
Упущенные инвестиции
Почти 2 тысячи километров современных дорог, скоростные поезда и новые вокзалы, 70 новых отелей, 5 аэропортов и 4 взлетно-посадочные полосы – вот, что останется в наследство от футбольного форума. Все это не только реально приближает Украину к Европе (инфраструктурная интеграция с которой более важна, чем политическая). У нас принято говорить о выгодном геополитическом положении Украины с точки зрения транзитного потенциала. Но без современных автодорог этот потенциал реализовать невозможно. Как невозможно по-настоящему открыть Украину для туристов без современных аэропортов, гостиниц, вокзалов, железнодорожных экспрессов.
В одном моменте критику подготовки к чемпионату трудно признать несправедливой: частных инвестиций в сумме затрат на Евро могло быть значительно больше. Конечно, есть положительные примеры (стадионы в Донецке и Харькове, киевский и харьковский аэропорты, отели во всех принимающих городах), но это не 80% от общего числа инвестиций, которые пророчили чиновники в 2007 году. С другой стороны, этому есть вполне понятное объяснение: прежнее правительство за три года так ничего и не сделало, чтобы привлечь и заинтересовать частного инвестора. Более того, потенциальный частный инвестор, даже если бы и хотел вложить средства в спортивную, транспортную или социальную инфраструктуру в рамках подготовки к Евро-2012, вряд ли мог бы это сделать – большинство объектов на протяжении 2007, 2008, 2009 годов попросту находились в замороженном состоянии. Яркий пример - львовский стадион, который изначально был объявлен как показательный объект частного инвестирования, но на начало 2010 года представлял из себя пустырь со сваями.
Угроза провала Евро-2012 к началу 2010 года стала настолько реальной, что таким сложным и кропотливым процессом как привлечение частных инвестиций решено было попросту пожертвовать. Для правительства не оставалось иного пути, кроме как готовить страну к чемпионату с помощью имеющихся в распоряжении ресурсов и в сжатые сроки.
А был ли тендер?
Принятый в июле 2010 года закон о закупке услуг для подготовки к Евро без тендера - прямое следствие провала подготовки к Евро-2012 в период с 2007 по 2010 годы. Беспрецедентная мера, на которую пошли парламент и правительство, оказалась единственной возможностью нагнать упущенное время, войти в график подготовки и сдать все объекты Евро-2012 точно в срок. Отечественные чиновники убеждают, что тендеры – правильная практика, но лишь в ситуации, когда время позволяет соблюсти все бюрократические процедуры. А в случае с Евро-2012 время играло против Украины...
Как бы там ни было, о правильности и экономической оправданности таких шагов можно будет судить после международного аудита, который уже предложил провести сам вице-премьер по вопросам подготовки к Евро-2012 Борис Колесников. Не в последнюю очередь и потому, что 5 миллиардов долларов, потраченные на подготовку турнира, – довольно скромные затраты для такого масштабного инфраструктурного проекта. Отметим, по официальным данным польского правительства, Польша потратила на подготовку к Евро 34 миллиарда долларов.
Учитывая структуру вложений в подготовку к чемпионату Европы по футболу, Евро-2012 сложно назвать убыточным мероприятием, ведь львиная доля бюджетных средств была потрачена не на "праздник футбола", а на реальные проекты, направленные на модернизацию украинской инфраструктуры. Во время подготовки к Евро-2012 правительством Украины не было профинансировано ни одного объекта, в отношении которого существовали бы опасения относительно его дальнейшего функционирования, востребованности и окупаемости. А значит – стратегия подготовки, избранная Министерством инфраструктуры, была правильной, и это будет доказано в течение ближайших нескольких лет.
Дмитрий Бородин
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас