Что нового подпишут в Ялте президенты Украины и России


Что нового подпишут в Ялте президенты Украины и России

Перечень соглашений будет зависеть от того, какие выводы Украина сделала после "харьковских скидок". А их, похоже, нет.

Ближайшая встреча президентов России и Украины, которая запланирована в Крыму на середину лета, грозится остаться без результатов. Вернее, результаты могут быть в сфере культуры, кредитов и сыра.

Новоизбранного президента России Владимира Путина ждут в Ялте в середине июля. Но не раньше – на день рождение украинского президента он в Крым не успеет. Слишком занят. Во-первых, у Путина осмотр "наследственных территорий" в рамках Таможенного Союза - Казахстана и Беларуси. Во-вторых, пакет документов для рассмотрения президентов в ближайший месяц должны еще сформировать премьеры двух стран Азаров и Медведев (на ближайшем саммите глав правительств СНГ и на заседании комитета по экономическому сотрудничеству). Пока же в украинском Кабмине, воодушевленные выступлением своего шефа на победительном съезде "Единой России", анонсируют готовность сторон "углубить" сотрудничество в авиационной и атомной отраслях. И традиционно, в газовой.

"Стороны решили вынести эти и другие конкретные проекты сотрудничества на заседание межправительственной комиссии и довести их на этом заседании до стадии практической реализации", - похвастались в украинском правительстве. А в МИДе уточнили, что речь идет о десятке документов. Но кроме авиации, атомной энергии и газе ничего не смогли больше вспомнить.

Вспоминать больше пока и нечего: все объявленные документы о сотрудничестве – наследстве "харьковских соглашений" двухгодичной давности. Это когда Украина за "стодолларовую" скидку продлила на 25 лет разрешение на аренду Черноморским флотом РФ базы в Севастополе.

Правда, с тех времен цена голубого топлива в Украине выросла вдвое, а результат соглашения начал ругать даже Николай Янович Азаров. О других же договоренностях (например, вокруг самолетов АН-124 или совместной достройке двух блоков на ХАЭС) украинские чиновники уже стараются не вспоминать.

"Стали появляться проблемы в совместных авиапроектах, окончательно стало понятно, что "краткосрочная скидка" на газ – не выход для страны. И наши власти, похоже, стали это понимать. И я думаю, что второй раз на такую "удочку" украинские переговорщики уже не попадутся. А пока же я не вижу, что стороны могут взаимовыгодного предложить друг другу. То есть, варианты существуют, но нет на них согласия со стороны России. Это если говорить о тех проектах, которые можно понять логически", - рассказал "Комментариям" Богдан Соколовский, экс-уполномоченный президента Виктора Ющенко по международным энергетическим вопросам.

Пока же газовые переговоры между Киевом и Москвой уперлись не столько в цену, столько в механизм ее коррекции. Украина предлагает брать больше за меньшую цену (правда, с правом реэкспорта), России больше интересны проекты вокруг газотранспортной системы. При этом об отказе от строительства обходных газопроводов не может быть и речи – масштабные тендеры и откаты уже не могут заставить "Газпром" выйти с того же "Южного потока".

"В сфере энергетики есть варианты совместной разработки шельфа Черного моря. К тому же, существуют варианты в сфере ОПК – все зависит, против кого придется "дружить" Украине после Евро-2012", - предположил развитие событий источник "Комментариев" во фракции Партии регионов. А вот по мнению украинских экономистов, ждать от Ялтинской встречи громких соглашений не стоит. "Конечно, будет много разговоров об энергетике. Будет ряд громких проектов, которые должны показать масштабность сотрудничества. Масштабность будет такая, что вряд ли эти проекты будут реализованы", - говорит Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова.

Кроме того, экономисты считают, что будет поднят вопрос получения Украиной кредитов российских банков и пролонгация возврата ранее полученных. Ведь, как показала ситуация с кредитом ВТБ-Банка, возвращать долги Украине сейчас проблемно.

"Россию, прежде всего, теперь в Украине интересуют инфраструктурные проекты. Это и ГТС, и порты, тот же Одесский припортовый завод. Но тут получается парадоксальная ситуация – бизнес, который уже управляет этими объектами, выступает в роли таких себе "борцов за независимость" Украины. Поэтому, я не думаю, что будут какие-то масштабные договоренности. Все будет сведено к подписанию декларативно-культурных мероприятий и анонсированы масштабные экономические проекты, о которых забыли после "харьковских соглашений". Мне кажется, стратегия команды Владимира Путина сейчас сводится к стратегии сидеть на берегу реки и ждать, когда проплывут трупы врагов. Вот есть ли у украинской власти это время, особенно, когда экономической и инвестиционное положение в стране ухудшается, пока вопрос", – рассказал "Комментариям" Владимир Дубровский, старший экономист Case-Ukraine.

Пока же опрошенные изданием эксперты сходятся во мнении, что лучшим результатом будущих ялтинских переговоров будет отсутствие результата. Потому что готовности к обоюдополезным проектам пока не демонстрирует ни Киев, ни Москва.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы