Групповое фото — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Групповое фото

2356
Не так давно, 9 апреля, Нацбанк издал постановление №134 “Об утверждении Положения о порядке идентификации и определения банковских групп”. Документ был зарегистрирован в Минюсте 28 апреля и уже вступил в законную силу.
Добровольно-принудительно
Данное Положение было разработано в соответствии с Законом №3394 от 19.05.11 г. “О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно надзора на консолидированной основе)”. Как уже писал, этим законодательным актом был внедрен надзор за финансовыми (в том числе банковскими) группами, состоящими из банка и связанных с ним компаний. Своим нынешним постановлением регулятор определяет порядок идентификации и признания банковских групп как объекта надзора на так называемой консолидированной основе, т.е. в рамках группы.
При этом документ предусматривает два подхода: банковская группа может сообщить о себе в Нацбанк добровольно или же регулятор сам обнаружит ее и признает ее существование. В частности, одна из норм Положения говорит о том, что “банки и другие финансовые учреждения в случае выявления сведений, которые могут свидетельствовать об их принадлежности к банковской группе, обязаны уведомить об этом Нацбанк”.
Кроме того, в соответствии с другой нормой юридическое или физическое лицо, которое намерено стать собственником создаваемой или уже существующей банковской группы, обязано сообщить о своих планах НБУ, оформив при этом довольно большой перечень документов. Кстати, в случае подачи неполного пакета документов или их несоответствия требованиям регулятора, последний вправе запросить дополнительные данные для уточнения структуры собственности и характеристик группы.
Впрочем, постановлением не предусматривается никакой ответственности или санкций за невыполнение вышеуказанных требований. То есть у нынешних фактических собственников банковских групп формально нет никакого стимула добровольно “сдаваться” Нацбанку.
Если собственник банковской группы не счел нужным добровольно задекларировать ее существование, НБУ идентифицирует банковскую группу самостоятельно, на основании информации, полученной в рамках осуществления банковского надзора, а также от других регуляторов финансовых рынков (Нацкомфинуслуг, НКЦБФР) и даже иностранных коллег. Например, недавно Нацбанк подписал меморандум о взаимопонимании в сфере банковского надзора с Банком Греции.
По результатам самостоятельной идентификации НБУ потребует от владельцев группы предоставления всех упомянутых выше сведений, которые они имели шанс подать добровольно. Если контролирующие группу структуры или физлица не подадут регулятору запрашиваемую информацию или не обоснуют документально отсутствие банковской группы, то регулятор признает наличие таковой на основании уже имеющихся данных.
Кто есть who
Согласно Положению, Нацбанк принимает решение о признании существования банковской группы в двух случаях. Во-первых, если группа юридических лиц состоит из материнского банка и его украинских и иностранных дочерних и (или) ассоциированных компаний, которые являются финансовыми учреждениями. Во-вторых, если группа юридических лиц, имеющих общего контролера (собственника), состоит из двух или более финансовых учреждений.
При этом доля активов банков (расчет делается за последние четыре отчетных квартала) должна превышать 50% совокупных активов всех финучреждений, входящих в группу. Примечательно, что, согласно постановлению, госбанки, а также банки с государственным участием не считаются банковской группой, несмотря на то, что их собственником является государство.
Кроме того, в рамках банковской группы НБУ в целях надзора может выделять подгруппы: кредитно-инвестиционную (входят банки и все финансовые компании, кроме страховых) и страховую. Собственники банковской группы должны определить ответственное лицо, которое будет представлять группу в отношениях с регулятором, в частности, составлять и подавать консолидированную и субконсолидированную отчетность и информацию в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов НБУ.
Регулятор может отменить признание существования банковской группы, если ответственное лицо, которое представляет группу в отношениях с регулятором, докажет, что те или иные изменения (например, в структуре собственности) привели к тому, что совокупность банков и финансовых компаний больше не соответствует определению банковской группы.
Союз нерушимый
В отечественных реалиях большинство финансовых групп - банковские, поскольку именно банковский сектор является наиболее развитым сегментом финансового рынка, как минимум, по объемам активов. Один из крупнейших - ПриватБанк, который располагает дочерними банками в Латвии, Грузии и России. В свою очередь, например, у его латвийской “дочки” есть филиалы в некоторых странах ЕС. Собственно ПриватБанк представлен филиалом на Кипре. Зарубежные дочерние структуры есть у банка “Південний” - в Латвии, а также у “Дельта Банка” - в Белоруссии.
Стоит также отметить, что на отечественном рынке работают банки, подконтрольные одному и тому же собственнику. Так, после покупки Сбербанком России австрийской группы Volksbanken International россияне контролируют в Украине два банка: Дочерний банк Сбербанка России и Фольксбанк. Кроме того, итальянской UniCredit Group принадлежат “УниКредит Банк” и Укрсоцбанк, а французской группе Credit Agricole - “Креди Агриколь Банк” (бывший “Индэкс-банк”) и КИБ “Креди Агриколь” (бывший “Калион Банк”).
Отметим, что западные собственники этих финучреждений уже заявили о планах по их слиянию в ближайшем будущем. Есть и более непрозрачные банковские объединения. Так, участники рынка говорят об аффилированности Индустриалбанка, “Экспресс-Банка” и банка “Хрещатик”. В то же время Дмитрий Гриджук, председатель правления банка “Хрещатик”, отмечает, что банк не является частью банковской группы: “У нас есть только негосударственный пенсионный фонд - это нефинансовая компания, которая привлекает в фонд новых участников, проводит разъяснительную работу”.
Отметим, что до кризиса на рынке работало неформальное банковское трио (“Европейский”, “Национальный Стандарт” и “Владимирский”), контроль над которым приписывали бизнесмену Павлу Борулько. В настоящий момент все три банка находятся в стадии ликвидации.
Со страхом
Еще чаще на финансовом рынке имеет место аффилированность отечественных банков со страховыми компаниями (СК). Наиболее яркие и прозрачные примеры таких альянсов: Брокбизнесбанк и “Брокбизнесстрахование”, ПУМБ и СК “АСКА”, УкрСиббанк и AXA, банк “Финансы и Кредит” и СК “Омега” и пр. Не секрет, что при страховании рисков, связанных с кредитными операциями банков, они отдают предпочтение “своим” СК. К примеру, у родственных СК, как правило, страхуются залоги (недвижимость, автомобили), а также жизнь заемщиков.
При этом реально риски никуда не уходят - они остаются внутри группы. До кризиса банки также массово обзаводились лизинговыми компаниями (например, “РайффайзенЛизинг”, “УниКредитЛизинг”), компаниями по управлению активами (“ОТП Капитал”, “УкрСиб Эссет Менеджмент”) и даже факторинговыми компаниями (“ОТП Факторинг”, “Кэй Коллект”), на которые списываются проблемные кредиты.
Впрочем, не исключено, что требования консолидированного надзора заставят эти специализированные компании интегрироваться в структуру банков. Во всяком случае, на прошлой неделе “ОТП Банк” сообщил о намерении присоединить к себе компанию “ОТП-Кредит”, которая была создана весной 2011 г. для работы на рынке потребительского кредитования.
А смысл?
Кроме всего прочего, Законом предусматриваются серьезные ограничения на участие членов банковской группы в капитале юридических лиц, не являющихся финансовыми учреждениями. Так, максимальный размер участия в уставном капитале одного юрлица не должен превышать 15%, а всех юрлиц - 60% от консолидированного регулятивного капитала банковской группы. Объем инвестиций участников банковской группы в капитал СК будет вычитаться из регулятивного капитала группы.
Более того, НБУ получит право устанавливать лимиты на операции между банками и СК, принадлежащими одной группе. Так же жестко будут лимитироваться операции между банками, входящими в финансовую группу, и нефинансовыми компаниями. На практике это означает, что объем операций между финучреждением и родственными промышленными компаниями не должен превышать 10% уставного капитала банка. Для сравнения: сейчас банк может предоставить группе инсайдеров кредиты в размере примерно 30% уставного капитала (норматив Н10, постановление НБУ №368 от 28.08.01 г.).
От таких правил могут серьезно пострадать крупнейшие банки с национальным капиталом, ведь, как известно, почти все они (ПриватБанк, “Финансы и Кредит”, ПУМБ, Брокбизнесбанк) входят в финансово-промышленные группы (ФПГ), являясь активными кредиторами родственных компаний. Отметим, что в начале нынешнего года ГНСУ выделила 16 ФПГ, на которые намерена обратить более пристальное внимание.
При обнаружении нарушений банковской группой нормативно-правовых актов НБУ регулятор может устанавливать повышенные экономические нормативы, а также ограничивать отдельные виды операций, вплоть до полного запрета на операции между банком и другими участниками банковской группы.
Более того, Нацбанк может потребовать от финучреждения прекратить участие в уставных капиталах дочерних компаний, являющихся членами банковской группы. Напомним, что Закон №3394 также закрепляет за Нацбанком право требовать от украинских финучреждений уменьшить участие в капитале дочернего банка и даже закрыть банки или филиалы, созданные за рубежом.  
Виктор Горбачев, заместитель председателя правления “Райффайзен Банка Аваль”:
- Политика группы Raiffeisen и наших акционеров абсолютно прозрачна - никогда не возникало вопросов относительно раскрытия информации о связанных лицах и структурах. Даже в самом материнском банке есть специальное подразделение, занимающееся дочерними структурами.
Как только проводится любая комплексная проверка НБУ (осуществляется раз в полтора-два года), регулятор очень детально изучает связь компаний с банком. В частности, выясняется, сколько в собственности банка находится акций других компаний или какова доля в уставных капиталах компаний. Поэтому для нас нет ничего нового - мы всегда все показывали сами.
Владимир Хлывнюк, председатель правления банка “Финансы и Кредит”:
- Мы сейчас прорабатываем это постановление (о консолидированном надзоре), анализируем материалы - насколько я понимаю, время у нас еще есть. Понятно, что любые требования регулятора должны выполняться. Поэтому, конечно же, мы сделаем это добровольно. Любая проверка НБУ (не обязательно комплексная) начинается и заканчивается изучением концентрации операций банка со связанными лицами. То есть все связанные с банком стороны регулятор, безусловно, видит. Они оперируют той же информацией, что и банк, хотя эти сведения могут быть и непубличными.
Дмитрий Гриньков
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас