Раду поджимают сроки


Раду поджимают сроки

С приближением выборов парламентское бытие становится все более интересным. Нардепы не успели еще отойти от "Битвы за язык", как спикер дал новый повод для бурнейших дискуссий. Владимир Литвин предложил ни много, ни мало, а распустить Раду досрочно.

Обычно переход отечественного политикума в предвыборный режим проявляется не только в списочно-распределительной активности, но и существенно сказывается на парламентской работе. Логика момента традиционно требует появления в повестке дня и социально привлекательных инициатив, чаще всего (но не обязательно) направляемых действующим руководством страны, и возвращения к громким "программным" проектам, поддержка или противодействие которым определяет место партии на привычной политической карте и могут приветствоваться "ядерным" электоратом политсил. Канун кампании-2012 исключением из правил не стал. Пока президент и правительство примеряются к повышению социальных стандартов, парламентарии вернулись к всегда дразнящим вопросам, вроде отмены депутатской неприкосновенности и расширению официальных прав русского языка. Как известно, 24 мая решение последней задачи обернулась очередным депутатским боем в президиуме сессионного зала. И пока идейные противники обещали не сдавать ни пяди собственных позиций, спикер сделал выразительный "ход конем".

На вечерние события 24 мая, Владимир Литвин (который, к слову быстро закрыл ставшее проблемным заседание) отреагировал можно сказать, небанально. Уже 25 мая сначала его соратники по фракции сообщили, что, даже если Верховная рада вернется к рассмотрению одиозного законопроекта №9073, голосовать за него они не будут. Чем существенно скорректировали "голосовой" расклад сил: ранее поддерживать языковую инициативу "регионалов" уже отказывались "Реформы ради будущего", а, значит, с триумфальным счетом проголосовать документ в первом чтении вряд ли бы получилось – под вопросом могло оказаться аккумулирование даже минимально необходимых 226 "за". Впрочем, последующее заявление спикера "антизаконные" намерения его фракции затмило. "Я предложил принять политическое решение - признать это и принять решение о самороспуске и проведении внеочередных выборов", - не стал скромничать с мерами Владимир Михайлович.

Убежденность председателя ВРУ в том, что "парламентаризм в Украине окончательно разрушен", прозвучала в меру апокалиптично. "По моему мнению, при таких обстоятельствах надо дать стране, людям возможность определиться, потому что дальше наблюдать это безобразие нет сил. Надо прекратить мучать страну", - уверен в необходимости досрочного освобождения сессионного зала спикер. При этом он, однако, не уточнил, почему прекращать "мучить страну" нужно именно сейчас, за пять месяцев до очередных выборов, а не раньше – достаточно вспомнить о не менее, если не более скандальной ратификации "харьковских соглашений" или кровопролитной драке в декабре 2010-го. В любом случае, такие уточнения, судя по всему, непосредственно заинтересованным слушателям и не понадобились.

В Партии регионов инициативу Литвина охарактеризовали однозначно и в высшей степени нелестно. "Я думаю, что Владимир Михайлович здесь больше занимается пиаром, чем реальным решением вопроса. У нас уже был период, когда парламент досрочно распускался, и мы не получили никаких положительных, кроме отрицательных, моментов", - поделился мнением глава фракции ПР Александр Ефремов. Видного "регионала" можно понять – на его политсиле опыт предыдущих досрочных в 2007 году отразился печально – потерей позиций парламентского большинства и несколькими годами в оппозиции. С другой стороны, в оппозиции предложение спикера встретили с нескрываемым энтузиазмом. "Я хочу сказать, что оппозиция с радостью встретила идею о том, что и председатель Верховной рады считает, что парламент, в котором работает несколько клерков администрации президента и Кабинета министров, и машет одна рука, не может дальше существовать. Поэтому мы полностью и с радостью поддерживаем идею досрочных выборов и роспуска парламента", - истрактовал ситуацию в удобном ключе вице-спикер Николай Томенко. Энтузиазм "меньшевиков" можно понять – после формирования еще "подушной" коалиции тему досрочного прекращения полномочий парламента нынешнего созыва они поднимали неоднократно. Но только стоит ли такая игра свеч?

Теоретически ничего невозможного в реализации предложения спикера нет, хотя это и требует определенной сноровки. Вновь актуальная с осени 2010-го Конституция Украины предоставляет для этого одну возможность. "Президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной рады Украины, если на протяжении 30 дней одной сессии пленарные заседания не могут начаться", - гласит статья 90. В таком случае, досрочные выборы должны состояться через 60 дней после роспуска. И в оппозиции уже пообещали помочь с воплощением требования в жизнь. Тем более что удобоваримый повод для блокады у меньшинства уже есть – препятствование принятию все того же "языкового" закона. "Если подсчитать, то мы где-то на конец августа успеваем. Я думаю, было бы справедливо, чтобы украинский народ 24-го августа отпраздновал День Независимости, а в воскресенье, 26-го августа, на День шахтера, провел досрочные парламентские выборы", - уже подсчитал сроки Николай Томенко.

Несмотря на то, что в оппозиции готовы строить планы с огоньком, безукоризненно и безболезненно воплотить их намерение в жизнь практически невозможно. В первую очередь, потому, что президент не обязан распускать парламент, а всего лишь имеет право это сделать. И сейчас трудно предположить, что Виктор Янукович преждевременно отправит Раду на перевыборы в условиях, когда ПР этого, очевидно, не хочет.

Более того, даже если допустить, что события развернутся "досрочным" образом, ранние выборы могут не порадовать не только партию власти, но и любой другой проект. Возможно, отдельным политсилам действительно нечего терять, кроме лишнего времени, но все таковыми не являются. И, к слову, на объединенной оппозиции ускорение процесса может сказаться не лучшим образом: раздел округов и списочных мест – дело достаточно тонкое.

Кроме того, роспуск парламента по причине его бездействия может негативно сказаться на некоторых больших проектах наших парламентариев. Одним только провалом закона, повышающего статус русского языка, дело не обойдется. В частности, при нерабочей Раде даже смутная надежда оппозиции и Запада на участие Юлии Тимошенко и других арестованных политиков может быстро развеяться. Ведь на любой аргумент защитников прав заключенных оппозиционеров руководство страны реагирует одинаково – пояснениями вроде "Возможность есть, но это потребует законодательных изменений". А остальное уже дело техники: нет пленарных заседаний – нет и изменений. Кто виноват? Оппозиция! Ну, и спикер, может быть…

Несмотря на то, что подобный сценарий был бы в меру оригинальным, хоть и недолгосрочным вариантом решения "проблемы Тимошенко", тяжело предположить, что события, в самом деле, будут развиваться по такому пути. Месячное блокирование трибуны – задача не самая простая. Хотя, возможно, и достижимая – если большинство будет мирно настроено. Публикация соответствующего президентского указа – также событие, которое требует определенного режима благоприятствования. А потому, без железной решимости со стороны оппозиции или (но, вероятнее всего, все же "и") попустительства со стороны правящего лагеря реализовать операцию "Условно-досрочное" более чем затруднительно. А в их отсутствие тема роспуска, "безобразия" и "мучений страны" рискует остаться лишь одним из мотивов политической саморекламы перед выборами. Благо, их очередных ждать не так уж и долго.

Ксения Сокульская

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы