Ударим стройкой по кризису


Ударим стройкой по кризису

Надежды на Евро-2012 как стимул для инвестиций оправдались лишь отчасти. Но для Украины это был первый подобный опыт, и в дальнейшем она может научиться на ошибках. Помочь стране с выходом из экономического кризиса могут масштабные инфраструктурные проекты и заявка на проведение зимней Олимпиады-2022.

Евро-2012, когда-то казавшееся далеким перспективным проектом, стартует через пару недель. Национальное агентство по подготовке к Евро-2012 оценивает общую стоимость работ по проведению турнира только за 2008-11 годы. в более чем 5,23 млрд долл. А по результатам этого года расходы госбюджета на чемпионат составят около 950 млн долл.

Как известно, первенство стало серьезным стимулом для развития спортивной и транспортной инфраструктуры Украины. Так, строительство/реконструкция только двух стадионов – в Киеве и Львове – стоило около 750 млн долл. Остальные средства затрачены на инфраструктурные объекты (обновление аэропортов, автодорог, ж/д вокзалов, а также строительство и переоборудование гостиниц). Так, одних только автотрасс в 2011 году построено и обновлено порядка 1500 км, в плане на этот год – 2000 км.

Все это, в свою очередь, поддержало внутренний спрос на металлопрокат и стройматериалы, хоть и не в таком значительном объеме, как ожидалось. Но подготовительная фаза завершается, вот-вот начнутся матчи, и ряд экспертов сетует, что уникальный стимул для развития страны исчерпался. Но премьер-министр Николай Азаров возражает: крупные инфраструктурные проекты, начатые "под Евро", продолжатся и по его завершении. Это касается, например, комбинированного Подольско-Воскресенского мостового перехода в Киеве, новых мостов в Запорожье, реконструкции железных дорог и др.

Инвестиции в инфраструктуру – известный антикризисный прием. Как напоминает политолог и экономист Виталий Кулик, именно масштабные вложения в развитие национальной инфраструктуры стали важнейшим фактором выхода США из Великой депрессии в 1930 годах.

Инфраструктура против кризиса

Аналитики уверены, что при грамотном подходе подобного же эффекта можно достичь и в нашей стране. По словам исполнительного директора Института экономических исследований и политических консультаций Оксаны Кузякив, при подготовке к Евро-2012 главным инвестором оказалось государство. И в Европе сейчас (и в США в период Великой депрессии) оно выступает основным инициатором и организатором проектов общенационального масштаба. А именно такие крупные проекты способны ощутимо поддержать экономику и вывести ее из кризиса.

Какие это могут быть проекты в Украине? Во-первых, строительство и реконструкция автодорог и связанная с ними тема мостов. Мы уже упомянули 2 крупных отечественных "мостовых" инвестпроекта, реализация которых длится уже много лет. Кроме того, это может быть давний проект большого моста между Крымом и Кубанью длиной более 10 км и стоимостью не менее 600 млн долл. Понятно, что одна только подготовка к подобной большой стройке займет не один год и потребует миллионных инвестиций, но такой крупный объект заметно усилит загрузку предприятий-подрядчиков в масштабе не только Крыма, но и всего юга страны.

Еще один перспективный мосто-автодорожный проект – замыкание малой окружной дороги вокруг Киева, что предполагает достройку южного участка с новым мостом через Днепр. Глава Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами Владислав Каськив отмечает, что этот объект входит в состав одного из инвестиционных Национальных проектов. Кстати, данная трасса должна стать первой украинской концессионной автомагистралью, что создаст прецедент подобного бизнеса в стране, привлекая инвесторов на автодорожный рынок.

Также ожидается продолжение реконструкции железных дорог (в т.ч. с развитием скоростного сообщения, разделением грузового и пассажирского движения согласно глобальным стандартам), аэропортов, водного транспорта. В целом, как недавно подтвердил вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников в комментарии МинПрому, по национальной Транспортной стратегии до 2020 года в развитие инфраструктуры должно быть привлечено более 100 млрд долл. в современных ценах, в том числе и от частных компаний.

По подсчетам, на автодороги нужно 55 млрд долл., на железные дороги – 17 млрд долл., на авиапром – 15 млрд долл., на морской и речной транспорт – 13 млрд долл. Причем под данную долгосрочную программу по-прежнему ожидается финансирование Евросоюза, а взамен Украина должна достичь определенных показателей в транспортной сфере: повысить безопасность на транспорте, провести институциональные реформы, улучшить движение транспортных потоков и пр. "В стране до 2021 года реально можно создать лучшую в Восточной Европе транспортную инфраструктуру", – полагает Б.Колесников.

Н.Азаров обобщает: развитая инфраструктура любой страны является "магнитом" для инвестиций. "Если мы хотим реального роста капиталовложений в отечественные рынки, наши автотрассы, железные дороги, вокзалы, аэропорты должны обрести европейский вид и быть полностью европейского качества", – отмечает премьер.

Однако при этом, подчеркивает В.Кулик, нужен тот самый грамотный подход. Когда, например, государство не просто финансирует инфраструктурные программы, и не просто привлекает к ним частных инвесторов – а предпринимает системные меры по повышению инвестиционной привлекательности страны. А это и дерегуляция экономики, и движение в сторону цивилизованного правового поля, включая защиту прав инвесторов. В.Каськив в этой связи вспоминает такие прогрессивные инициативы, как "единое инвестиционное окно" и упрощение налоговой системы со снижением налога на прибыль.

В этом же контексте можно рассматривать программу строительства доступного жилья, по которой в течение 10 лет предполагается ежегодно строить по 100 тыс. кв. м жилых площадей. Правда, пока реализация программы только начинается и сталкивается с такими традиционными трудностями, как недостаточное финансирование, неурегулированность законодательной базы на жилищном рынке. По этому поводу первый замглавы бюджетного комитета Верховной Рады Владислав Лукьянов сообщает: сегодня в строительстве инвестирование 1 млрд грн. приводит к дополнительному росту товарного производства в стране на 2 млрд грн. И если программа дешевого жилья будет полноценно реализована, то украинская экономика вырастет примерно на 100 млрд грн.

Олимпийские сны

В.Каськив добавляет: "заменой" Евро-2012 для Украины может стать и зимняя Олимпиада-2022, на которую Киев хочет к 2014 году подать заявку в числе других претендентов. Глава Госинвестиций согласен, что с учетом всей полноты факторов наша страна вряд ли выиграет конкурс. "Но участие в нем заставит всю страну подтянуться к западному уровню, как это уже происходит в свете футбольного евротурнира. Будут дальше развиваться инфраструктура, инвестклимат, бизнес-среда – ведь чтобы претендовать на Олимпиаду, нужно что-то продемонстрировать мировому сообществу", – акцентирует специалист. И прежде всего, конечно, это должна быть современная спортивная, транспортная и туристическая инфраструктура в Карпатах как заявляемом месте проведения Игр.

В этой связи напомним, что смета Олимпиады в Сочи уже достигла 1,4 трлн руб. (почти 47 млрд долл.). В основном это крупные инфраструктурные проекты, начиная от олимпийского комплекса и заканчивая региональной транспортной сетью. "Притом Россия – огромная страна, и в ее масштабе даже такой стратегический проект имеет лишь частичное значение. Тогда как для отечественной экономики Игры стали бы не меньшим позитивом, чем Евро. И пусть даже инвестиции потом не окупятся – разве не ясно, что успешное проведение в стране спортивного события такого уровня очень позитивно влияет на ее образ на международной арене. А это имеет прямое значение и для инвестклимата, и для бизнес-среды", – комментирует В.Кулик.

По информации Госинвестиций, подготовка к Олимпиаде при благоприятном развитии событий займет около 7 лет и будет стоить 11 млрд грн. "И уже сам факт декларации такой инициативы привлекает взгляды инвесторов к карпатскому региону. Политическое стремление провести у себя Игры пока не означает расходов госбюджета, т.к. решение будет приниматься в 2014 году. Но уже сейчас, предоставив проекту "Олимпийская надежда" статус национального, мы получаем возможность развивать индустрию туризма в депрессивных западных областях. Интерес инвесторов к капиталовложениям в зимнюю инфраструктуру растет, и наша задача – показать до 2014 года, на что мы способны", – говорит В.Каськив.

В завершение можно сказать, что реализация крупных инфраструктурных проектов оживляет экономику, тем более в кризис. И если государство позволит себе окончательно отказаться от зарегулированной экономики и играть (пусть не полностью) по мировым правилам, привлекая долгосрочные внешние инвестиции – то у украинской экономики есть шанс через несколько лет выйти из кризиса эдакими восточноевропейскими США. С транспортной инфраструктурой нового уровня и новым качеством внутреннего рынка промышленной продукции.

Максим Полевой

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы