Фирташ окончательно получит облгазы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фирташ окончательно получит облгазы

Энергетика
2085
Правительство вышло на финишную прямую по продаже госдолей в газоснабжающих компаниях, а президент торопится с приватизацией газораспределительных сетей. Облгазы получат в собственность или концессию "трубу". После этого государство сделает единые тарифы, и гарантирует прибыль бизнесам, которые почти монопольно контролирует Дмитрий Фирташ.
С мая стартует распродажа госпакетов 48 газораспределительных и газоснабжающих предприятий (гор- и облгазов). Приватизация начнется с мелких пакетов акций на фондовом рынке. Крупные пакеты акций будут проданы на конкурсах.
Сейчас происходит передача этих пакетов акций от "Нафтогаза" Фонду госимущества - передан 31 пакет акций от 1% до 26% уставного капитала.
Все 48 пакетов акций являются миноритарными, поэтому, скорее всего, их перераспределение скорее всего произойдет между мажоритарными собственниками.
"Акции облгазов практически неликвидны из-за низкого free-float (доля акций, обращающихся на открытом рынке, и может быть приобретена всеми желающими). Поэтому я бы сказал, что особого спроса на акции этих компаний нет. Исключение могут составлять некоторые облгазы, которые исторически платят дивиденды. Крупные пакеты могут интересовать только мажоритарных акционеров, держать неликвидные акции в портфелях фонда очень рискованно", - считает аналитик ИГ "АРТ Капитал" Станислав Зеленецкий.
По мнению эксперта, цена акций будет формироваться, основываясь на мультипликаторам наиболее ликвидных облгазов (соотношение стоимости компании к ее выручке, EBITDA или объема поставленного газа). "Плюс, ФГИ может предложить определенную премию, которую, в случае отсутствия спроса, будет постепенно уменьшать. Скупать будут скорее всего с целью дальнейшей перепродажи мажоритарным акционерам облгазов", - говорит он.
"Нафтогаз" пока не отдает акции
Приватизацию запланированных к продаже пакетов облгазов планируется завершить к осени 2012 года. То есть, как раз до парламентских выборов.
Процесс передачи акций облгазов от НАКа в ФГИ начался в октябре 2011 года постановлением правительства №1053, и должен был закончиться в ноябре 2011 г. Однако, он продолжается.
По какой причине произошла задержка - пока неизвестно. Можем предположить, что Фонд и потенциальные покупатели еще не пришли к окончательной договоренности о том, как будут проходить конкурсы.
Постановлением предусмотрено, что если в уставном капитале газораспределительного предприятия государство через "Нафтогаз" контролирует менее 25%, то они будут выставляться на продажу полностью.
В случае, когда государство владеет более 25%, то продаваться будет только разница от этого пакета, а блокпакет останется у государства. То есть, если государственная доля составляет 26%, то продаваться будет только 1%.
Однако наличие блокпакета у государства не означает, что оно имеет право влиять на принятие решений или блокировать решения мажоритарного собственника облгаза. Обычно, этого не делалось, и реально государство в лице НАК "Нафтогаз" ни на что не влияло.
За что идет борьба?
Как во многих других сферах, гор- и облгазы имеют монопольное положение на очень прибыльном рынке.
Они не владеют газораспределительными сетями, через которые газ из большой "трубы" попадает к населению и предприятияи, но этого и не надо. Гор- и облгазы монопольно эксплуатируют эти сети, и такая эксплуатация позволяет контролировать финансовые потоки, которые движутся от потребителя газа к "Нафтогазу".
Это очень прибыльный бизнес. Услуги посредничества газораспределительные предприятия предоставляют домохозяйствам, объектам коммунальной сферы, предприятиям тепловой энергетики, госучреждениям и промышленности. А это миллионы потребителей, миллиарды кубометров газа и сотни миллионов долларов.
Сколько получит государство?
Казалось бы, государство должно получить достойную компенсацию за такой бизнес. Но, похоже, оценивать стоимость акций газораспределительных компаний будут, как всегда, "справедливо".
В развитых экономиках мира обычно справедливая стоимость определяется по котировкам на фондовом рынке. Поэтому ФГИ решил продать малые пакеты через фондовый рынок.
По словам председателя Фонда госимущества Александра Рябченко, продажа малых пакетов через фондовый рынок позволит "ощутить, какова их реальная цена".
Но это фикция. В Украине этот подход не работает. Во-первых, развитого фондового рынка как такового у нас пока нет. Вместо него существует непонятная активность некоторых фондовых компаний вокруг некоторых ценных бумаг.
Во-вторых, миноритарий в Украине ни на что не влияет, поэтому он не будет платить много за акции, которые не дают ему никаких прав. Это прямой путь к потере денег.
В-третьих, владелец контрольного пакета не заинтересован в росте капитализации компаний. Тем более, он не заинтересован платить дивиденды. Итак, фондовый рынок не в состоянии оценить реальную стоимость гор- и облгазов.
"Ясен тот факт, что эта цена не будет высокой, потому что маленькие пакеты сами по себе никому не интересны. Вообще специфика этого сектора заключается в том, что никто из портфельных или частных инвесторов не будет покупать эти объекты с целью спекуляций, потому что несмотря на историю торговли облгазами на фондовом рынке, вспоминаешь низкую ликвидность и большие спрэды (более 100% как правило)", - прокомментировал директор департамента локальных торговых операций Dragon Capital Денис Мацуев.
Так, фондовые торги сыграют прямо против интересов государства. Они помогут уже существующим владельцам купить пакеты как можно дешевле.
"Акции могут быть интересными для людей, работающих в отрасли", - подчеркнул Мацуев.
С ним соглашается бывший глава пресс-службы НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Землянский.
"Я не думаю, что пакеты акций будут продаваться дорого, поскольку облгаз не имеет в своей собственности газопроводов. То есть, серьезные инвесторы в них не заинтересованы. Даже российские инвесторы не заинтересованы, потому облгаз арендует распределительные сети. Что такое облгаз? Это стол, стул и банковский счет. Без политически административного воздействия рассматривать облгаз как деловой актив я бы не стал. Это чисто административный актив, поскольку без сотрудничества с властью этот актив не будет приносить никакой выгоды. Это должна быть ФПГ, которая интегрирована в сегодняшнюю власть" , - сказал он.
Чужих не пустят
Все это осознают также и в Фонде госимущества. В частности, что касается потенциальных инвесторов, то чужих здесь не ждут. Об этом Рябченко заявлял еще раньше: "Увидеть крупного иностранного инвестора нам, наверное, в ближайшем году не удастся".
Впрочем, речь идет лишь о настоящих зарубежных покупателях. Разве что, это не совсем относится к такому "иностранцу", как российский РАО "Газпром".
По мнению главы приватизационного ведомства, украинские финансово-промышленные группы готовы предложить за госимущество цену повыше, чем их иностранные конкуренты.
Этими словами Рябченко дал понять, что ФГИ продолжит распродажу облгазов в лучших приватизационных традициях, а именно - "адресную приватизацию". Напомним, так уже было с приватизацией энергогенераций Ринатом Ахметовым и облэнерго Александром Бабаковым и Константином Григоришиным.
Сейчас большинство газораспределительных предприятий контролирует ограниченный круг компаний, а потому ни один инвестор, будучи в здравом уме, не будет тратить время и средства на попытки стать миноритарным владельцем одного или нескольких облгазов.
Фирташ и "Газпром"
Эксперты определили двух реальных претендентов, которые по окончании приватизации акций облгазов будут полностью контролировать путь газа из газопровода до наших конфорок.
Первый - владелец Group DF Дмитрий Фирташ и его партнер Иван Фурсин. Сейчас их структуры контролируют около 20 облгазов.
"Исходя из того, что рынок практически монополизирован, я думаю, что спрос будет создавать один игрок. Это господин Фирташ. Единственное что ему может помешать, это игроки, которые будут пытаться создать конкуренцию. Кто мог бы конкурировать? "Приват". Эта группа единственная, кто может поднять цену. Но они поиграют, не больше. Реально сегодня в приобретенные этих пакетов заинтересован Фирташ", - считает Землянский.
Некоторые облгазы Фирташ получил в собственность благодаря давлению, в свое время совершил на менеджмент НАК "Нафтогаз Украины" нынешний министр энергетики Юрий Бойко. Сам Бойко неоднократно отрицал факт работы в интересах Фирташа.
Официально что-то подтвердить и вправду тяжело. Так же, как и причастность олигарха к контролируемым им облгазам.
"Проследить собственников будет сложнее, потому что сейчас больше облгазов находится на офшорах, а переход собственности на оффшорные компании отследить практически невозможно", - говорит Землянский.
Намерение продолжить поглощения долей гор- и облгазов менеджеры Фирташа подтвердили 20 апреля 2012 г.
Следующий этап в этом бизнесе для Фирташа - это консолидация. Ранее "Экономическая правда" писала, что бизнесмен и его партнер начали формировать холдинг под свои облгазы для оптимизации управления и возможной перепродажи в будущем.
Второй претендент - это российская газовая монополия "Газпром", которому принадлежат доли в облгазах Виктора Вексельберга. Напомним, в 2011 году структуры Вексельберга продали свои российские и украинские газораспределительные активы. В Украине Вексельберг контролировал облгазы в промышленных регионах: "Днепрогаз", "Харьковгаз", "Харьковгоргаз", "Донецкгоргаз", "Криворожгаз".
"Газпром" давно интересуется облгазами, чтобы оккупировать газовый рынок Украины и максимизировать свои доходы. Исходя из этого, участие его друзей в приватизации ожидаемо, поскольку компании, имеющие госдолю других стран более 25%, не могут участвовать в приватизации.
Рябченко заявил, что на "новых" владельцев акций облгазов будет возложена обязанность по установке газовых счетчиков.
На первый взгляд, это очень ощутимый удар по карману "инвесторов". Но на самом деле это их не сильно обременит. Ведь за счетчик и его установку заплатит потребитель, поскольку дополнительные расходы уже заложены в тариф на газ.
Как государство оберегает монополию Фирташа
Сейчас в Украине газ поставляется 52 предприятия по газификации и газоснабжению. Каждое предприятие является единственным в своем регионе. Например, газ в Днепропетровск не может поставлять "Запорожьегаз" - только "Днепропетровскгаз". То есть, на рынке установлена четкая монополия гор- и облгазов. Более того, она даже не карается законом, поскольку это так называемая "естественная монополия". Проще говоря, "так получилось".
Попытки поколебать эту монополию недавно делала Национальная комиссия госрегулирования энергетики. В марте НКРЭ обнародовала проект постановления, которое предусматривало свободный выбор поставщика газа.
В документе отмечалось, что с первого марта 2012 г. промышленность должна получить возможность выбирать себе поставщика газа. С 2013 года такую возможность должны получить бюджетные организации, в 2014 - ТКЭ, а в 2015 году - население.
Документ был разработан во исполнение закона "Об основах функционирования рынка природного газа". Согласно ему в 2012 году Украина должна была начать первый этап либерализации рынка природного газа.
В НКРЭ ожидали принятия постановления 1 апреля 2012 г. Но похоже, что эта инициатива пока остается на бумаге, ведь многие чиновники не заинтересованы разрушать этот прибыльный бизнес.
На чем зарабатывают облгазы
Фактически, именно на игре с балансами газа в ПХГ и во внутренних украинской распределительных сетях, по мнению экспертов, построена система теневого бизнеса в "Нафтогазе".
Например, доля домашних хозяйств, не оборудованных счетчиками газа, еще весьма значительна. Следовательно, реальный объем потребления газа знают только избранные лица. Так, искусственно сформированные излишки газа, предназначенного для населения, можно продавать предприятиям по коммерческой цене. Поэтому эти "избранники" заинтересованы, чтобы так продолжалось вечно.
"Облгазы - это" черная дыра ", куда не может пролезть ни "Нафтогаз", ни государство. Они преданы частным структурам почти бесконтрольно. Те контролируют все измерительные приборы и являются единственными, кто знает, сколько куда поступило газа", - говорит ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Сергей Дяченко.
"Выключатель" топлива - тоже в руках гор- и облгазов. Они могут отключать от газоснабжения неплательщиков.
Вокруг этого живет другой вид теневого бизнеса. Были случаи, когда поставщик газа в лице ДК "Газ Украины" требовал кого-то отключить, а облгазы не отключали.
И наоборот. "В 1990 годы были криминальные истории, когда облгазы прекращали подачу газа важным предприятиям. Но туда приезжал мэр с милицией, включал газ и ставил охрану", - рассказал Дяченко.
Блестящее будущее бизнеса Фирташа
Между тем привлекательность этого бизнеса возрастет еще больше.
Во-первых, в Украине начался процесс перехода к единым ценам на газ для всех категорий потребителей. Сейчас население платит меньше, а промышленность и бюджетные учреждения - больше. Но если все начнут платить одинаково, возрастет и маржа газораспределительных компаний.
Президент Виктор Янукович поручил Кабинету министров и Национальной комиссии госрегулирования энергетики до 2013 года издать нормативно-правовой акт о поэтапном переходе к единым ценам на природный газ для всех категорий потребителей.
Понятно, что этот переход начнется после октябрьских парламентских выборов.
Во-вторых, Украина рассматривает возможность приватизации и концессии газораспределительных сетей.
Юлия Тимошенко в 2009 году продемонстрировала, что любой облгаз можно подвинуть от его бизнеса. Для этого достаточно лишь передать право эксплуатации распределительных сетей другой компании. Эта схема очень хорошо сработала на примере "Винницаоблгаза" и "Нефтегазсетей". Поэтому приватизация или концессия "трубы" - это очень важная страховка бизнеса. Это фактически "бетонная" гарантия пожизненной монополии того же Фирташа.
12 марта Виктор Янукович подписал указ № 187 о национальном плане действий на 2012 год по внедрению программы экономических реформ на 2010-2014 годы. Президент поручил правительству, Минэнергоугля и ФГИ урегулировать вопрос использования газораспределительных сетей путем их приватизации или предоставлении в концессию на срок более 10 лет.
Наиболее вероятно, что в случае концессии не на 10 лет, а как минимум на 50 лет (более реально) газораспределительные сети перейдут в собственность обл- и горгазов, которые уже будут разделены между заинтересованными сторонами.
При таких условиях инвесторы, которые за копейки сформируют холдинги из газораспределительных компаний и газовых сетей, неплохо заработают, разместив акции таких предприятий на внешних биржах, или отдав контроль над газовыми сетями в другие руки.
Поэтому очень логично, что вопрос концессии найдет очень оживленную поддержку со стороны министра энергетики Юрия Бойко, которого называют "человеком Фирташа". Ведь сейчас, похоже, именно он обеспечивает олигарху режим невмешательства в бизнес. Чем Фирташ благодарит Бойко за такую лояльность, можно лишь предполагать.
В Group DF не нашли времени прокомментировать свое участие в конкурсах и то, каким образом компания планирует консолидировать газораспределительные предприятия.
Юрий Винничук
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас