Трудотень


Трудотень

Эпопея с глобальной модернизацией трудового законодательства Украины продолжается. В начале апреля в Верховную Раду была подана новая редакция проекта Трудового кодекса (далее - ТК; законопроект №1108) - плод совместной работы Федерации профсоюзов Украины, Федерации работодателей Украины и Минсоцполитики, продолжавшейся с октября по февраль.

Напомним: началось все с того, что представители работодателей задумали радикально изменить проект Трудового кодекса, внеся ряд существенных дополнений: об отказе от тарифной системы оплаты труда, об изменении понятия “минимальная заработная плата”, о радикальном урезании полномочий профсоюзов и многое другое.

Вокруг текста, который анализировал БИЗНЕС, велись “сепаратные переговоры” между работодателями и министерством, возмутившие ФПУ и Комитет ВР по вопросам социальной политики и труда, которые тогда возглавлял один человек - Василий Хара. Последний настаивал на скорейшем принятии ТК в утвержденном и согласованном ранее виде, но Юрий Кулик, сменивший Василия Георгиевича на посту главы ФПУ, продемонстрировал более конструктивную позицию, согласившись дорабатывать законопроект в соответствии с пожеланиями “социальных партнеров”.

Ни нашим, ни вашим

В обнародованном тексте проекта ТК нашло отражение одно из давних пожеланий ФРУ: согласно ч.9 ст.192 проекта, получающим второе высшее образование работникам работодатель будет предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск лишь в том случае, если сам отправил их учиться. Представители работодателей долго и упорно отстаивали эту норму и в конце концов сумели убедить профсоюзы.

В других вопросах их успехи оказались скромнее. ФПУ наотрез отказалась обсуждать изменение понятия “минимальная зарплата” и настояла на том, чтобы в новой редакции остался пункт об участии работников в управлении производством. “Это нормальная мировая практика, когда в составе руководящего органа акционерного общества присутствует представитель трудового коллектива”, - пояснил Григорий Осовой, заместитель председателя ФПУ. По вопросу тарифной системы удалось достичь компромисса: записали, что применять можно тарифную и “другие системы оплаты труда”.

Работодатели недовольны ст.353, согласно которой нормы генерального соглашения являются обязательными даже для тех работодателей, которые его не подписывали. Кроме того, Юрий Кузовой, директор департамента развития социального страхования ФРУ, возмущен нормой, запрещающей необоснованный отказ в приеме на работу. По новому ТК, непринятому соискателю нужно будет объяснить, почему именно он не подошел.

“А если это не бюджетное учреждение, а частный наниматель, который не обязан объяснять кому-то мотивы своих поступков, касающихся его предприятия? Надо понимать, что в данной социально-экономической формации работодатель всегда будет вести себя как собственник, которому виднее, как управлять его предприятием”, - пояснил он. Помимо этого ФРУ безуспешно пыталась исключить из проекта Кодекса нормы о выплате зарплаты бастующим работникам и компенсации в случае простоя предприятия (сейчас - 2/3 оклада, в законопроекте - 2/3 среднего заработка работника).

К норме об обязательном заключении письменных трудовых договоров настороженно относятся и профсоюзы, и работодатели. Первые опасаются, что будут “кидать” неоформленных работников - ведь, согласно действующему законодательству, сам факт выполнения работы, подтвержденный свидетелями, является доказательством наличия трудовых отношений со всеми вытекающими последствиями, по новым же правилам такой однозначности нет. Работодателей же не устраивает объем бумажной работы, особенно если это касается предприятий, где работают по нескольку тысяч человек.

Примерно такая же история и с трудовыми книжками. Летом прошлого года представители работодателей предлагали вообще упразднить этот документ за ненадобностью: ведь “личная история” каждого работника и так хранится в Пенсионном фонде и в налоговой службе. Для работника же это, с одной стороны, дополнительное свидетельство факта трудовых отношений, с другой - опасность “волчьего билета” в случае увольнения “по статье”. В результате решили оставить все как есть.

Главное, чего добились профсоюзы, так это сужения сферы действия дискриминационных норм на малых предприятиях (недопуск профсоюзов, упрощенная процедура увольнения и т.д.). Теперь этот режим предлагают применять только на предприятиях, где трудятся не более восьми человек (раньше - не более 20). Мелких фирм не то чтобы немного, но они часто являются семейными предприятиями, на которых такой упрощенный режим может быть оправдан. Кроме того, ФПУ пролоббировала изменение правил начисления компенсации за задержку зарплаты.

“Пока она привязана к темпам инфляции, и когда инфляция искусственно сдерживается, как сейчас, компенсация тоже составляет около 0,7% за месяц. Мы же исходим из того, что работник, которому не выплатили зарплату, берет кредит “на жизнь” в банке. Поэтому привязывать размер компенсации следует к средней ставке кредитования. Мы предлагали установить ее на уровне тройной учетной ставки НБУ, но сошлись на двойной. Сейчас это соответствует примерно 16% в месяц”, - сказал г-н Осовой. В новой редакции ТК осталась неурегулированной процедура определения размера имущественного вреда, нанесенного работником.

В топку

В итоге, новым Трудовым кодексом недовольны ни профсоюзы (называющие его “рабским”), ни работодатели (называющие его “социалистическим”). Недовольно, кстати, и государство: по словам Кузового, представители Минфина жаловались, что некоторые гарантии, предусмотренные проектом (связанные с увольнением из армии, переводом на другую работу, простоем), повлекут за собой увеличение расходной части госбюджета.

Тем не менее другое Министерство - социальной политики - считает, что Кодекс нужно принимать. Об этом недавно говорил первый заместитель министра Василий Надрага. Голосование за законопроект №1108 внесено в предварительную повестку дня заседаний ВР уже на 15-18 мая.

Григорий Осовой выделил около дюжины спорных вопросов, которые будут вынесены на голосование. Он уверен, что так или иначе ТК могут принять, правда, предлагает вводить его в действие не сразу, а предусмотреть предварительный полугодовой период апробации. “Чтобы приняли Кодекс сейчас, а реально он заработал, скажем, с января 2013 г. За это время юристы, работодатели и профсоюзы освоят новый Кодекс, определят проблемные нормы, и в него можно будет внести коррективы. Практика показывает, что почти во всех странах СНГ спустя год-полтора после принятия нового трудового законодательства в него вносятся уточнения. Так было и у нас, с Налоговым кодексом”, - отметил Осовой.

Занятой пчеле некогда горевать

Помимо Трудового кодекса правительство на днях разродилось еще одной новинкой в области трудового права: 5 апреля вице-премьер-министр - министр социальной политики Сергей Тигипко представил на суд общественности законопроект “О занятости населения” (опубликован на сайте министерства). Он должен будет заменить одноименный Закон 1991 г. и стать, цитируем создателей документа, “ударом по безработице”. Бить безработицу предлагается чиновничьей казуистикой.

Так, список лиц, относящихся к категории занятого (экономически активного) населения, в ст.4 нового проекта не является исчерпывающим: к нему добавились “другие лица, деятельность которых связана с удовлетворением их личных или общественных нужд и не запрещена законодательством Украины”. Это значит, что официальный уровень безработицы у нас станет еще ниже, а услугами Государственной службы занятости сможет воспользоваться совсем небольшая часть граждан. Отдельно стоит отметить, что к занятому населению причислены члены личных крестьянских хозяйств (т.е. в сельской местности, где живет треть населения страны, занятость вообще стопроцентная).

Счастливчики, попавшие на учет службы занятости, должны быть готовы к тому, что потерять официальный статус безработного можно в случае “установления факта выполнения безработным оплачиваемой работы (предоставления услуг)” - независимо от того, насколько систематическими были подработки. Эта норма скопирована с законодательства ФРГ и ряда других стран ЕС.

Что касается работодателей, то в законопроекте предлагается их штрафовать, например, за нарушение требований относительно трудоустройства по квоте граждан уязвимых категорий - штраф составит две минимальные зарплаты. В случае неподачи в Госслужбу занятости данных о работниках, которым предстоит увольнение, взимается штраф в размере четырех зарплат за каждого работника (по ст.20 действующего Закона - 12 зарплат). Зато если работодатель финансировал профессиональную переподготовку работника, то последний, в случае досрочного увольнения, должен будет компенсировать расходы на обучение (п.5 стр.33 законопроекта). При этом с работодателей снимается обязанность возмещать центрам занятости расходы на подготовку специалистов, которые им требуются.

Что касается трудоустройства молодежи, то в Минсоцполитики считают, что этому будет способствовать то, что срок получения помощи по безработице для молодых специалистов, впервые ищущих работу, будет сокращен с 360 до 180 дней. Также работодатель в награду за наем такого соискателя будет на два года освобожден от уплаты единого социального взноса с этого рабочего места. Раньше его освобождали и от выплаты зарплаты в первый год - платило государство, но такая практика вылилась в ряд коррупционных скандалов, когда бизнесмены создавали фиктивные рабочие места и сами получали “зарплату”.

Кроме того, Кузового тревожит, что в законопроекте не предусмотрены механизмы реализации задумок чиновников: “Может быть, нужно будет получить 18 справок плюс никого не увольнять на протяжении года плюс еще что-нибудь - на такую манну небесную найдется мало желающих”. Самая скандальная норма законопроекта содержится в ст.28: работодателям разрешено нанимать студентов на бесплатную стажировку сроком не более шести месяцев.

“Конечно же, бесплатность может быть установлена лишь по соглашению сторон. Но стоит вспомнить, что формально и испытательный срок является “добровольным”… Иначе вас просто не возьмут на работу”, - пояснил Виталий Дудин, юрист профсоюза “Захист праці”.

Стажировка действительно значительно выгоднее испытательного срока, с точки зрения работодателя-“временщика”. Согласно КЗоТ, продлевать испытательный срок до шести месяцев можно лишь в отдельных случаях и по согласованию с профкомом (нормальная продолжительность - три месяца). Ряд категорий граждан (например, несовершеннолетние) от испытательного срока вообще освобождены. К тому же в этот период придется платить зарплату. А для найма “стажеров” нет никаких бюрократических препятствий и не нужно тратиться на зарплату. К тому же после окончания стажировки, в отличие от испытательного срока, трудоустройство на постоянной основе не предусмотрено.

Юрий Кузовой, в целом положительно оценивая ход мыслей авторов законопроекта, считает, что на практике работодатель не сможет воспользоваться такой возможностью. “Оплата “по договоренности сторон” не предусмотрена ни в одном законе. Есть трудовые отношения - должна выплачиваться зарплата”, - сказал он. Директор департамента развития трудового потенциала ФРУ Родион Колышко успокаивает: “Поскольку государство в этом законопроекте не предусматривает прямого стимулирования работодателей создавать такие рабочие места, то мы не прогнозируем, что они массово будут пользоваться таким правом”.

Вместе с тем можно вспомнить о предыдущих законодательных инициативах Минсоцполитики, которые тоже были разрекламированы с большой помпой, но до сих пор даже не были зарегистрированы в Верховной Раде в качестве законопроектов. Так что, вполне возможно, что и на этот раз все заинтересованные стороны отделаются легким испугом. 

Оксана Краснощек, директор Кадровой корпорации Украины:

- Сейчас условия на рынке труда диктует работодатель. В то же время очень многие трудоспособные люди не понимают, что работодателя нужно вызывать на диалог, что условия работы можно изменить к лучшему, что работа должна отвечать личным и профессиональным возможностям - словом, не до конца знают и осознают собственные права на рынке труда. Этому не учат ни в школах, ни в ПТУ, ни в вузах, и только личный опыт со временем поможет сделать выводы.

К тому же в реалиях нашей страны человек к моменту окончания вуза - уже состоявшаяся личность, возможно, даже имеющая семью, но остающаяся лишь молодым специалистом для работодателя - т.е. тем, кого менее всего хочется принять на работу в связи с отсутствием опыта. Да и сам молодой специалист не до конца понимает, как применить полученные знания, что такое работа, режим, как и за что он несет ответственность. Не менее сложно трудоустройство тех, кому за 45: бесспорно, есть люди этого возраста, не владеющие массивом базовых навыков, необходимых для успешного трудо­устройства в современных реалиях (например, знание компьютера, оргтехники и т.п.).

Но они готовы учиться, приобретать новую квалификацию. Но сейчас они, по сути, в тупике, потому что для освоения новой профессии нужны средства, которые им попросту неоткуда взять. Проект закона “О занятости населения” пытается решить этот вопрос путем частичного финансирования со стороны государства, однако эта схема должна получить четкое обоснование.

Ольга Дмитриева, президент Ассоциации адвокатов Украины:

- В ст. 28 проекта закона “О занятости” сказано: “Во время прохождения стажировки лиц, определенных частью первой этой статьи, работодатель при согласии сторон может не выплачивать заработную плату или выплачивать ее в размере, установленном при согласии сторон”. Заработная плата не выплачивается, только если есть соответствующее согласие сторон, т.е. по взаимному согласию, а не на усмотрение работодателя. Не следует путать понятия “стажировка” и “испытательный срок”.

Стажировка - это приобретение лицом практического опыта выполнения производственных заданий и обязанностей на рабочем месте предприятия после теоретической подготовки до начала самостоятельной работы под непосредственным руководством опытного специалиста. Таким образом, лица, проходящие стажировку, приобретают практические умения и навыки, тогда как работодатель больше отдает, чем получает. Данное положение будет эффективным, поскольку предоставляет возможность по взаимному согласию выбрать вариант, приемлемый для обеих сторон.

Денис Горбач

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua