Пища небыстрого приготовления — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пища небыстрого приготовления

3196
Ни одна из международных сетей фастфудов и кофеен, планировавших выйти в Украину накануне Евро-2012, не успевает сделать это в срок. В компаниях-партнерах сетей говорят, что в большинстве случаев им не удается договориться о приемлемых условиях сотрудничества - международные компании пугают риски рынка, а локальные не могут гарантировать высокие темпы развития. Но интерес к столь крупному рынку у компаний остается высоким, и в течение нескольких лет участники рынка ожидают выхода компаний в Украину.
Футболом кормятся
О планах по выходу в Украину в прошлом году заявило рекордное количество международных сетей фастфудов и кофеен. В начале этого года должно было открыться первое заведение Subway - крупнейшей в мире сети по количеству ресторанов (более 35 тыс. точек) и третьей по величине - KFC (более 25 тыс. точек). Переговоры с местными партнерами вели сети Starbucks, Burger King, Dunkin Donuts и Vogue-cafe.
Интерес компаний к Украине как крупному рынку был всегда, но сейчас его подогрело проведение чемпионата Евро-2012 и постепенное восстановление страны после кризиса, говорит глава директората Ассоциации франчайзинга в Украине Андрей Кривонос. При этом рынок не консолидирован - из международных компаний сильные позиции в стране только у McDonald`s и Domino`s Pizza. "В Украине работает до 1000 заведений быстрого обслуживания различных форматов. При этом около 80% оборота приходится примерно на 300 заведений, принадлежащим 3-4 крупнейшим компаниям",- отмечает директор по маркетингу "Макдональдз Юкрейн" Сергей Братусев. По его оценкам, потенциально рынок может вырасти вдвое: взрослый украинец обедает в заведениях общественного питания в среднем в 50% рабочих дней, еще 50% дней он либо не обедает, либо обходится бутербродами и закусками. "А согласно данным Международной кофейной ассоциации, среднегодовой рост потребления кофе в Украине с 2000 по 2010 год составил 23%, тогда как мировой рост составляет 2,5%",- добавляет директор торгового дома Gocce del gusto (сеть кофеен Pellini) Валентина Крамаренко.
Неудовлетворенный аппетит
Сейчас более десяти крупных зарубежных сетей ищут помещения для своих заведений, но ни одна из них к чемпионату Евро-2012 уже не успевает, говорит директор консалтинговой компании "Украинская торговая гильдия" Евгения Локтионова. "Мы не вправе раскрывать названия сетей, но некоторые из них могут выйти на рынок в сентябре, открывшись в торговом центре Ocean Plaza",- добавила Локтионова.
Большинству компаний не удается договориться с местными партнерами. Так, KFC планировала открыть первый ресторан, предоставив франшизу компании "ФМ Групп" (сети "Дрова", "Кофе Тайм", "Папа Джон"). Однако как утверждает источник, близкий к переговорам, стороны не смогли прийти к соглашению. В компаниях ход переговоров не комментируют, но собеседник утверждает, что сеть установила роялти в размере 6-7% годового оборота. "Это сравнимо с выручкой, которую получил бы франчайзи",- отмечает собеседник "Ъ". Не увенчались пока успехом и переговоры Burger King с компанией "Бургер Рус" (владеет правами на развитие сети в России), рассказывают участники рынка. По словам одного из них, в сети настаивают на открытии сотни заведений за первые несколько лет работы, а местный партнер не может гарантировать такие темпы. "Переговоры велись, но их результаты мне неизвестны",- отметил Вадим Высочин, управляющий сети "Шоколадница" в Украине (имеет общих владельцев с "Бургер Рус"). По словам участников рынка, Subway также не смогла найти партнера.
Сроки окупаемости ресторанного бизнеса в Украине выше, чем во многих странах мира, поэтому локальные партнеры в большинстве случаев не могут гарантировать международным компаниям высокие темпы развития, говорит Вадим Высочин. "Арендные ставки на коммерческие площади в Киеве - на уровне крупнейших городов Европы и России, а прибыли - в 2-3 раза ниже. Чтобы открыть 2-3 точки, необходимо инвестировать минимум $2 млн, а вернуть их можно будет только через 4-5 лет",- поясняет Высочин. Кривонос возражает, что, к примеру, в США срок окупаемости выше - 5-7 лет. "Однако наши бизнесмены уверены, что деньги необходимо вернуть максимум за два года. Поэтому редко соглашаются на такие условия", - говорит он.
Ресторанный бизнес также значительно пострадал во время кризиса - в заведениях резко упала посещаемость и средний чек, говорит владелец франшизы Double Coffee в Украине Дмитрий Харченко. "Причем если посещаемость сейчас восстанавливается, то средний чек продолжает падать",- утверждает он. Однако Кривонос считает, что низкое потребление - миф, который рестораторы распространяют среди международных партнеров, чтобы получить более выгодные условия сотрудничества. "Половина населения Украины живет в городах-миллионниках, где фасфуды всегда востребованы",- рассказывает он. Братусев из McDonald`s также уверен, что потребление растет - сеть планирует открыть в этом году три новых заведения. Впрочем, даже в McDonald`s признают, что из-за нестабильной политической и экономической ситуации инвестиционная привлекательность Украины пока невысока.
Интерес на закуску
Хотя сети и не успеют выйти в Украину к чемпионату, скорее всего их интерес к рынку сохранится, считает Кривонос. "Евро-2012 был бы хорошим поводом, однако в глобальных сетях мыслят масштабно, взвешивая все риски на ближайший десяток лет. На украинском рынке они могут вести переговоры до трех лет", - говорит он. Эксперты ожидают, что компании будут продолжать вести переговоры о развитии по франчайзингу. Некоторые сети, такие как Subway, принципиально развиваются именно по этой схеме, говорит Кривонос. По его словам, из 35 тыс. заведений Subway только 5 принадлежат самой компании. Примером такого развития в Украине может служить сеть Domino`s Pizza, развивающаяся в партнерстве с украинской "Пузатой хатой". "У менеджеров местной сети есть опыт и знание локального рынка. Кроме того, это гарантирует глобальной компании относительную стабильность и разделение рисков", - рассказывает один из участников рынка.
Однако в Украине этот способ пока недостаточно распространен. "Крупные игроки еще помнят историю с Subway на российском рынке, когда местные партнеры отказались соблюдать условия договора и начали работать под брендом Subway самостоятельно, не отчисляя роялти и корректируя концепцию заведений на свое усмотрение",- говорит Кривонос. Дмитрий Харченко из Double Coffee полагает, что похожие опасения есть у международных сетей и в отношении украинского рынка. "К примеру, я вел переговоры об инвестировании с китайскими бизнесменами. Они были заинтересованы, но в итоге отказались, заявив, что рынок слишком сложен", - говорит он.
Для развития по франчайзингу необходима стабильная экономика и законодательство, гарантирующее соблюдение прав обеих сторон, отмечает Сергей Братусев из McDonald`s. Его компания развивается в Украине без франчайзи. "Возможно, мы рассмотрим схему развития по франчайзингу в Украине через 2-5 лет, но для этого экономическая ситуация должна стабилизироваться, а законодательство стать более прогнозируемым и прозрачным", - говорит Сергей Братусев. Кроме того, чтобы франчайзинговый бизнес в Украине развивался, необходимо подготовить законодательную базу - сейчас эта сфера регулируется Гражданским и Хозяйственным кодексами. Проект отдельного закона "О франчайзинге" был инициирован Кабмином и зарегистрирован в Верховной раде еще в 2001 году, однако с тех пор так и не рассматривался. По мнению президента Федерации развития франчайзинга Украины Олега Лащука, после принятия такого закона международные сети ускорят процесс выхода на украинский рынок.
Мария Попова
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас